АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Дело № А59-6950/2019
г. Южно-Сахалинск
«26» июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2020 года. В полном объеме решение изготовлено 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Пустоваловой Т.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ли А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: 694030, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Эммануил» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: 694030, <...>) о взыскании суммы выданной субсидии в размере 798 156 рублей, при участии
от истца: не явился;
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 01.11.2019;
от третьего лица – ООО «Элеон»: не явился;
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области (далее – истец, Администрация МО «Анивский городской округ) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эммануил» (далее – ответчик, ООО «Эммануил») о взыскании суммы выданной субсидии в размере 798 156 рублей.
В обоснование иска указано, что ответчиком допущено нарушение условий и порядка предоставления субсидий, выразившееся в нецелевом распоряжении предоставленных в качестве субсидий денежных средств.
Определением суда от 26.11.2019 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
25.12.2019 в суд от ответчика поступил отзыв, согласно которому ответчик исковые требования не признал, против удовлетворения иска возражал, по доводам, изложенным в отзыве. Как указано в отзыве, работы, на которые предоставлена субсидия, были выполнены с привлечением подрядной организацией ООО «Элеон» по договорам подряда. По смыслу отзыва, при оформлении документации по договору подряда были допущены ошибки, а именно, при составлении локального сметного расчета были ошибочно включены работы по установке окон без увеличения общего объема работ, что формально повлекло уменьшение работ, на которые выделялась субсидия, в связи с чем, акты выполненных работ и справки выполненных работ были подписаны с допущенной технической ошибкой.
Согласно отзыву, допущенные при составлении документации ошибки устранены, работы ответчиком выполнены в полном объеме, в соответствии с документацией, предоставленной истцу для получения субсидии, которые приняты истцом без замечаний.
В отзыве ответчик ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «Елеон».
Определением от 28.01.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначена дата предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Елеон».
Истец и третье лицо в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени, месте судебного заседания извещен надлежаще.
Представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве поддержал, иск не признал.
Заслушав мнение ответчика, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ установлено, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В подпункте 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из материалов дела судом установлено, на основании заявки от 22.09.2017 между Администрацией МО «Анивский городской округ (распорядитель) и ООО «Эммануил» (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат на ремонт общего имущества многоквартирных домов муниципального образования «Анивский городской округ» от 29.09.2017 (соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из бюджета МО «Анивский городской округ» в 2017 году получателю субсидии на ремонт общего имущества многоквартирных домов МО «Анивский городской округ» (субсидия) по кодам классификации расходов местного бюджета:
- код главного распорядителя средств бюджета МО «Анивский городской округ» 902, раздел 05, подраздел 01, целевая статья 0800463310, вид расходов 812;
- код главного распорядителя средств бюджета МО «Анивский городской округ» 902, раздел 05, подраздел 01, целевая статья 0800463310, вид расходов 812;
В рамках муниципальной программы «Обеспечение населения МО «Анивский городской округ» качественными услугами жилищно – коммунального хозяйства на 2015 – 2020 годы», утвержденный постановлением администрации Анивского городского округа от 08.08.2015 №1182-га) по адресам:
-<...> в сумме 399 078 рублей;
-<...> в сумме 399 078 рублей;
В силу пункта 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из бюджета МО «Анивский городской округ» в соответствии с соглашением составляет 798 156 рублей.
Перечисление субсидии получателю осуществляется распорядителем на основании соглашения и документов, указанных в пункте 3.2 соглашения на счета, открытые в установленном порядке 4.1 соглашения).
В пункте 3.2 соглашения установлено, предоставление получателем документов, необходимых для предоставления субсидии, в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
В целях регулирования предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат на ремонт общего имущества многоквартирных домов муниципального образования «Анивский городской округ» постановлением Администрации Анивского городского округа от 31.07.2017 «2057-па утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений) на финансовое обеспечение затрат на ремонт общего имущества многоквартирных домов муниципального образования «Анивский городской округ» (далее – Порядок предоставления субсидий).
На основании пункта 3.16 Порядка предоставлений субсидий, заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии направляет сопроводительным письмом в адрес Администрации, договор о выполнении работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в срок, не превышающий 5 календарных дней с момента его заключения.
Согласно пункту 3.17 порядка предоставления субсидии, Субъект на основании заключенного соглашения, но не позднее 1 декабря текущего финансового года, представляет в администрацию:
3.17.1 локальные сметные расчеты, согласованные с МБУ Анивский «ОКС».
3.17.2 акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, составленные по форме, утвержденной Росстатом и подписанных руководителем эксплуатирующей организации либо представителем собственников помещенийв многоквартирном доме, уполномоченным решением общего собрания собственников участвовать в приемке выполненных работ по ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
3.17.3 справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, составленные по форме, утвержденной Росстатом.
3.17.4 счета, счета – фактуры на выполненные работы по текущему ремонту.
В пункте 3.18 порядка предусмотрено, на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 3.17 порядка предоставления субсидии, подтверждающих фактически выполненные работы, Администрация проводит проверку, направленную на соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии. Срок проверки не может превышать паять рабочих дней.
В случае соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на основании заключенного соглашения и представленных документов, подтверждающих фактически выполненные работы, Администрация в течение трех рабочих дней с момента окончания проверки готовит проект распоряжения Администрации Анивского городского округа о перечислении субсидии с указанием размера субсидии, а также с указанием направлений расходования средств субсидии.
Субсидия перечисляется на расчетный счет заявителя, указанный в заявке.
На основании распоряжения администрации Анивского городского округа №735 – Ра от 20.12.2017 получателю субсидии в соответствии с заключенным соглашением была предоставлена субсидия в размере 798 156 рублей.
В рамках проведенной Прокуратурой Анивского района проверки было выявлено нарушение, допущенное получателем субсидии условий предоставления субсидии, о чем изложено в информационном письме от 02.09.2019 №7-38-2019.
Как следует из информационного письма от 02.09.2019 №7-38-2019 нарушение получателем субсидии условий порядка предоставления субсидии выразилось в том, что денежные средств предоставленные в качестве субсидии превысили объем затраченных ООО «Эммануил» денежных средств, поскольку КС-2 и КС-3 подписаны в отсутствие фактически выполненных работ. Кроме того, в письме указано, на нецелевое использование денежных средств, предоставленных в качестве субсидии.
В связи с изложенными обстоятельствами истец в адрес ответчика направил требование о возврате денежных средств, предоставленных в качестве субсидии.
В ответ на требование истца ответчик представил письмо от 17.09.2019 №117 с приложенными дополнительными документами.
Согласно представленному письму, ответчик просил пересмотреть решение о возврате денежных средств, поскольку ответчиком на момент проверки Прокуратурой Анивского района были представлены не все документы.
В ответ на письмо истец направил повторное требование о возврате денежных средств предоставленных в качестве субсидии, которое оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений по делу.
Истец, в подтверждение заявленных требований представил соглашение о предоставлении субсидии, заявку на получение субсидии, решение о предоставлении субсидии, информационное письмо Прокуратуры Анивского района, требование, письмо ООО «Эммануил», Постановление Администрации Анивского городского округа об утверждении Порядка предоставления субсидии, договоры №1 от 20.10.2017, №2 от 20.10.2017, договор №18 от 02.02.2018, дополнительные соглашения к договору №1, претензии ООО «Эммануил» к ООО «Элеон», локальный сметный расчет, акт о приемке выполненных работ по форме КС –2, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счета на оплату, счет – фактуру, товарную накладную, акт о приемке выполненных работ, платежные поручения.
Ответчик, возражая против требований истца, представил отзыв, согласно которому, в целях выполнения работ по ремонту подъездов между ООО «Эммануил» (заказчик) и ООО «Элеон» (подрядчик) были заключены договоры подряда №1 от 20.10.2017 и №2 от 20.10.2017. Вывод истца о нецелевом использовании денежных средств предоставленных в качестве субсидии основан на том, что ответчиком при составлении документации, была допущена техническая ошибка, а именно, ООО «Эммануил» в локальный сметный расчет ошибочно включило работы по установке окон ПВХ, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии, без увеличения объемов работ, что повлекло уменьшение объемов работ, согласно соглашению о предоставлении субсидии, при фактическом увеличении объемов работ. При обнаружении допущенной ошибки, направил ООО «Элеон» уведомление о недействительности дополнительного соглашения №1. Вместе с тем, как следует из отзыва, ввиду допущенных нарушений сроков выполнения работ по договору подряда №1 ООО «Эммануил» направило претензию в адрес ООО «Элеон», согласно которой выразило намерение расторгнуть договор подряда. В ответ на претензию, ООО «Элеон» направило письмо, в котором ООО «Элеон» сообщило, что работы им производятся и в качестве компенсации за нарушение сроков по договору, было предложено выполнить поставку окон ПВХ на сумму 300 000 рублей, которая не была включена в локальный сметный расчет. Таким образом, по смыслу отзыва, техническая ошибка была исправлена.
Факт выполнения работ ответчиком на объектах предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидии подтверждается договорами подряда, локальными сметными расчетами, актами выполненных работ по форме КС-2, справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Платежными поручениями подтверждается факт перечисления ООО «Эммануил» денежных средств за выполненные работы подрядчику в размере, в соответствии с договорами подряда и соглашением.
Таким образом, ответчик документально подтвердил факт целевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субсидий.
Истец возражений на отзыв не представил, доводы ответчика не опроверг.
При таких обстоятельствах, суд принимая во внимание доводы ответчика не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Т.П. Пустовалова