ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-697/08 от 16.06.2008 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск                                            Дело № А59-697/08-С24

25 июня 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена  16.06.2008г. Полный текст решения изготовлен 25.06.2008г.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Орифовой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» к Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области о признании незаконными действий по отказу  в возврате излишне уплаченных сумм и обязании произвести возврат 249 554 рублей 45 копеек излишне уплаченных сумм налогов,

при участии представителей:

  от заявителя – конкурсный управляющий Тадтаев А.Н.,

  от Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области – Сливакова А.Б. по доверенности от 14.01.08г.,

  от ГУ Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования РФ – Касилова Н.А. по доверенности от 14.04.2008г. № 8,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление»(далее – предприятие) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной ИФНС России № 5 по  Сахалинской области (далее – инспекция) об обязании произвести возврат излишне уплаченных 827 рублей штрафа по налогу с продаж; 4 372 рубля 01 копейку пени по транспортному налогу с организаций; 184 181 рубль 18 копеек единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ;  60 927 рублей 35 копеек налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005г. в местные бюджеты; 79 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет.

В обоснование требований, поддержанных представителем в судебном заседании, предприятие указало, что согласно актам сверки №№ 6974, 6982, 6966, 6963, 6961 от 12.11.2007г. у него числится переплата по налогам, пени и штрафам. Письмом  № 23 от 28.11.2007г. заявитель обратился в инспекцию с просьбой  вернуть излишне уплаченные  суммы налогов, пеней и штрафов. Письмом № 6, 7, 8, 9 от 29.12.2007г. налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченных налогов, пени и штрафов со ссылкой на то, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты указанной суммы. Письмом № 10 от 29.12.2007г. налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченных сумм налога, со ссылкой на то, что сумма переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, не подтверждена отделом камеральных проверок № 1 Инспекции.  Заявитель, со ссылкой на ст. 203 ГК РФ,  просил восстановить срок исковой давности по налогам в связи с признанием инспекцией долга согласно представленным актам сверки расчетов. В судебном заседании представитель  предприятия, со ссылкой  на ст. 200 Гражданского кодекса РФ указал, что заявитель узнал об излишней уплате налогов из актов сверки расчетов по налогам.

Инспекция в отзыве на иск, а также в отзыве на уточнение исковых требований и ее представитель в судебном заседании требования общества не признали, указав на то, что  заявитель обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов и пени за пределом трехгодичного срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.  Довод представителя предприятия о том, что в силу ст. 203 Гражданского кодекса РФ акты сверок являются свидетельством о перерыве срока исковой давности, не может являться обоснованным, поскольку перечень оснований перерыва срока исковой давности, установленный в данной статье является исчерпывающим и основания указанного предприятием не предусматривает. Переплата по пени по транспортному налогу в размере 4372 рубля 01 копейка возникла в результате того, что налоговым органом было подано заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) и заявлена сумма в размере 26621 рубль 47 копеек по пени по транспортному налогу для включения в реестр требований кредиторов МУП «ЖЭУ», определением арбитражного суда данная сумма была включена в реестр требований кредиторов, на основании чего налоговым органом была отсрочена ко взысканию данная сумма. В настоящее время подготавливается заявление об уменьшении задолженности в сумме 4 372 рубля 01 копейка. Решение об отказе в осуществлении возврата единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ в сумме 184 181 рубль 18 копеек было принято на основании того, что налоговым органом возврат (зачет) излишне уплаченных сумм ЕСН в ФСС РФ в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ, производиться только  в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении, которая отражается в базах данных налоговых органов «Расчеты с бюджетом», превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного страхования, над суммой начисленного им налога возмещает ФСС РФ.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее  – ФСС РФ) в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании указали на то, что у ФСС РФ не имеется задолженности перед предприятием. 

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 июня 2008г. до 14 часов.

Заслушав  представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно актам сверки №№ 6974, 6982, 6966, 6963, 6961 от 12.11.2007г. у предприятия числится переплата штрафа по налогу с продаж в сумме 827 рублей; пени по транспортному налогу в сумме 4327 рублей 01 копейка; единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ в сумме 184181 рубль 18 копеек, налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005г. в местные бюджеты в сумме 60927 рублей 35 копеек; налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 79 рублей.

Отражение в актах сверки переплаты в указанных выше суммах послужило основанием для обращения предприятия в инспекцию с заявлением № 23 от 28.11.2007г.

Инспекция письмом № 6,7,8,9 от 29.12.2007г. отказала налогоплательщику в возврате переплаты со ссылкой на пропуск срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Письмом  № 10 от 29.12.2007г. инспекция отказала налогоплательщику в возврате переплаты сумм единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, мотивировав тем, что данная сумма не подтверждена отделом камеральных проверок № 1 Инспекции.

Общество, полагая, что оно имеет право на возврат излишне уплаченных налогов и пени, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность требований заявителя о возврате излишне уплаченных сумм налогов, пени и штрафов, суд приходит к следующему.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Такой порядок установлен ст.ст. 78 и 79 главы 12 Налогового кодекса РФ «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм».

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 1, 7, 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Как усматривается из материалов дела, на момент обращения предприятия с заявлениями на возврат излишне уплаченных сумм, три года, исчисляемые в соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ с момента их уплаты истекли, поэтому инспекция не имела законных оснований для возврата из бюджета указанной переплаты.

Вместе с тем, указанная правовая норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. № 173-О и позволяет налогоплательщику реализовать право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм за пределами срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

В данном случае обществу стало известно о наличии переплаты 12.11.2007г.  из актов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №№ 6974, 6982, 6966, 6963, 6961, следовательно, окончание срока исковой давности приходится на 12.11.2010г., тогда как в арбитражный суд предприятие обратилось 11.03.2008г., т.е.  в пределах названного срока.

Факт наличия переплаты 827 рублей штрафа по налогу с продаж; 4 372 рубля 01 копейка пени по транспортному налогу с организаций; 184 181 рубль 18 копеек единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ;  60 927 рублей 35 копеек налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005г. в местные бюджеты; 79 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет подтверждаются указанными выше актами совместной сверки расчетов  №№ 6974, 6982, 6966, 6963, 6961от 12.11.2007г., подписанными должностным лицом инспекции и представителем предприятия.

Таким образом,  требования предприятия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Остальные доводы лиц, участвующих в деле, на исход дела не влияют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Сахалинской области возвратить муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление»  827 рублей штрафа по налогу с продаж; 4 372 рубля 01 копейку пени по транспортному налогу с организаций; 184 181 рубль 18 копеек единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ;  60 927 рублей 35 копеек налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005г. в местные бюджеты; 79 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                              В.С. Орифова