ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-7085/05 от 30.01.2006 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-7085/05-С15

30 января 2006 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форс-Мажор» к межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области о признании незаконным решения от 03.10.05 г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также обязании инспекции произвести регистрацию изменений в соответствии со сроками и порядком, предусмотренном законодательством РФ,

при участии:

от ООО «Форс-Мажор» – Горских О.В., директора,

от межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области – Самойленко Ю.В., по доверенности от 16.06.05 г. № 04-16,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Форс-Мажор» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области (далее – инспекция) о признании незаконным решения от 03.10.05 г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Также общество просит суд обязать инспекции произвести регистрацию изменений в соответствии со сроками и порядком, предусмотренном законодательством РФ.

В обоснование заявленных требований общество указало, что в связи со сменой руководителя направило в инспекцию заявление по форме Р 14001. Заявителем указан Карпов И.В. – учредитель общества при создании сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – Единый реестр). Решение об отказе в государственной регистрации принято инспекцией в нарушение требований действующего законодательства, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 08.08.01 г. № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый реестр изменений касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Закона, в силу которой при государственной регистрации юридического лица заявителями могут выступать в частности учредитель (учредители) юридического лица при его создании.

В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что по его мнению ст. 9 Закона № 129-ФЗ определено понятие «учредитель (учредители) юридического лица при его создании», а не правомочие учредителя (учредителей) юридического лица действовать при государственной регистрации юридического лица лишь при его создании.

Инспекция в отзыве на заявление, а также его представитель в судебном заседании, с требованиями общества не согласились и в удовлетворении их просят отказать, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, должны содержаться в Едином реестре. Согласно положениям ст. 9 Закона заявителем при государственной регистрации, а именно при предоставлении заявления по форме Р 14001 может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Поскольку учредитель к указанным лицам не относится, а в качестве заявителя вправе действовать от имени юридического лица только при его создании, то инспекцией оспариваемое решение принято правомерно.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.06 г. до 14 час. 30 мин.

Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, общество 22.10.03 г. зарегистрировано межрайонной инспекцией МНС РФ № 1 по Сахалинской области в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер 1036500620991).

Согласно протоколу внеочередного общего собрания участников общества от 12.09.05 г. № 2 учредителями общества Смирновым О.А. и Карповым И.В. (100% голосов) на основании заявления освобожден от занимаемой должности директора общества Смирнов О.А., директором общества назначена Горских О.В.

В связи с состоявшимся фактом обществом 29.09.05 г. в инспекцию для государственной регистрации представлено заявление по форме Р 14001 о внесении в Единый реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, удостоверенное подписью учредителя Карпова И.А., подлинность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Регистрирующим органом 03.10.05 г. принято решение об отказе в государственной регистрации по причине того, что для государственной регистрации было представлено заявление по форме Р 14001, подписанное не уполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в Едином реестре.

Не согласившись с решением Инспекции, общество оспорило его в арбитражный суд.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Из смысла данной нормы следует, что право учредителя действовать в качестве заявителя ограничено событием – создание юридического лица.

Довод общества о том, что в данном случае законодателем определено понятие - «учредитель (учредители) юридического лица при его создании», из которого возникает право последнего быть заявителем в спорном случае, суд не принимает, как не основанный на нормах действующего законодательства.

На основании п.п. в) п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно выписке от 26.09.05 г. в Едином реестре в отношении Карпова И.В. имеются сведения как об учредителе общества. При этом сведения о том, что он является руководителем постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным довод инспекции о том, что представленное для государственной регистрации заявление подписано не уполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в Едином реестре.

На основании п.п. а) п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

На основании изложенного суд находит оспариваемое решение инспекции правомерным, основанным на нормах действующего законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Форс-Мажор» к межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области о признании незаконным решения от 03.10.05 г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также обязании инспекции произвести регистрацию изменений в соответствии со сроками и порядком, предусмотренном законодательством Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья А.И. Белоусов

ПРОТОКОЛ

судебного заседания

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-7085/05-С15

24-30 января 2005 года.

Арбитражный суд в составе

Судьи Белоусова А.И.

рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форс-Мажор» к межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области о признании незаконным решения от 03.10.05 г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также обязании инспекции произвести регистрацию изменений в соответствии со сроками и порядком, предусмотренном законодательством РФ.

Судебное заседание открыто в 16 час. 00 мин.

Судом объявлено какое дело подлежит рассмотрению.

В судебное заседание явились:

от ООО «Форс-Мажор» – Горских О.В., директор,

от межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Сахалинской области – ФИО1, по доверенности от 16.06.05 г. № 04-16.

Проверены полномочия участников процесса и они допущены к участию в деле.

Судом объявлен его состав, что протокол судебного заседания ведет судья Белоусов А.И.

Участникам процесса разъяснено их право заявлять отводы. Отводов судье не поступило.

Участникам процесса разъяснены их процессуальные права и обязанности, предусмотренные АПК РФ. Права и обязанности понятны.

До начала рассмотрения дела по существу от представителя инспекции во исполнение определения суда поступила копия заявления общества от 29.09.05 г., которую он просит приобщить к материалам дела.

Представитель общества не возражает.

Суд на месте определил приобщить представленную копию заявления к материалам дела.

Суд заслушал пояснения представителей сторон.

Представитель общества свои требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в поданном в с уд заявлении. Полагает, что ст. 9 Закона № 129-ФЗ определено понятие «учредитель (учредители) юридического лица при его создании», а не правомочие учредителя (учредителей) юридического лица действовать при государственной регистрации юридического лица лишь при его создании.

Представитель инспекции заявленные требования не признал, просит в их удовлетворении отказать. Заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для представления письменных пояснений по существу спора.

Представитель общества не возражает.

Суд на месте определил объявить перерыв в судебном заседании до 30.01.06 г. до 14 час. 30 мин.

30.01.06 г. в 14 час. 30 мин. судом объявлено об окончании перерыва и продолжении рассмотрения дела по существу.

После перерыва представитель общества, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель инспекции не возражает продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя общества.

Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

От представителя инспекции поступили письменные пояснения по существу спора, которые он просит приобщить к материалам дела.

Суд на месте определил приобщить к матер иалам дела представленные пояснения.

Представитель инспекции на своей позиции настаивает.

Суд огласил письменные материалы дела и исследовал их.

У представителя инспекции дополнений к материалам дела нет.

Судом объявлено исследование доказательств законченным и суд переходит к судебным прениям.

В прениях и репликах представитель инспекции участвовать не желает.

Судом объявлено рассмотрение дела по существу законченным. Суд остается для принятия решения.

Судом объявлено решение. Разъяснен порядок его обжалования, порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и представления замечаний.

Судебное заседание окончено в 14 час. 50 мин.

Протокол составлен 30 января 2006 года.

Судья А.И. Белоусов