ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-708/2012 от 02.04.2012 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-708/2012

06 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Демидовой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Невельское автотранспортное предприятие» к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя – Зотов Е.Ю. по доверенности от 30.03.2012 № 06-466,

от ООО «Невельское АТП» – не явился,

У С Т А Н О В И Л :

Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Невельское автотранспортное предприятие» (далее – общество, ООО «Невельское АТП») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования, поддержанного представителем управления в судебном заседании, указано, что общество имеет лицензию на осуществление перевозок более 8 человек и обязан в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, установленные законодательством в области лицензируемого вида деятельности. При проведении внеплановой документарной проверки управлением выявлены нарушения пунктов «б», «д» статьи 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637. По данному факту в отношении ООО «Невельское АТП» составлен протокол об административном правонарушении. Ранее общество уже привлекалось к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей постановлением мирового судьи судебного участка № 8 от 23.09.2011 по делу № 5-1094/2011.

ООО «Невельское АТП» отзыв на заявление не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ООО «Невельское АТП» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.02.2009 ИФНС России по Невельскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1096505000041 (ИНН 6505011855).

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, общество осуществляет на основании лицензии № АСС-65-200623, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, сроком действия по 17.06.2014.

На основании распоряжения начальника управления от 19.01.2012 № 16/пров в отношении общества в период с 27.01.2012 по 15.02.2012 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, о чем 15.02.2012 составлен акт проверки № 4.

Согласно этому акту выявлены нарушения положений:

- подпунктов «б», «д» статьи 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637;

- пункта 3 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденного Руководящим документом Минавтотранса РСФСР РД-200-РСФСР-12-0071-86-09;

- Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РФ от 26.04.1990 № 49;

- приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалифицированных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов АТ»;

- совместного приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 года № 13/11 «Об утверждении положений о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов»;

- статьи 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15;

-статьи 2.5.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15;

- статей 5.27, 3.2., 3.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2,

выразившихся в том, что общество не обеспечило: поддержание необходимого уровня информативности водительского состава, выразившегося в не проведении предрейсовых инструктажей водителей, обеспечивающих междугородние перевозки; безопасность перевозок пассажирских автобусов, выразившегося в не проведении занятий два раза в год перед сезонными изменениями дорожно-климатических условий; в срок до 5 суток не проведено служебное расследование, анализ ДТП, совершенного водителем общества Киселевым В.Г. 09.01.2012 и доведение результатов причин ДТП до водителей; исполняющий обязанности механика Гемба В.А. не соответствует установленным квалификационным требованиям и не прошел аттестацию на право занимать должность, связанную с обеспечением БДД; режим труда и отдыха не соблюдается: водитель Хилобокий Ю.И. – суммированный учет рабочего времени за 14 календарный дней с 07 по 20 января 2012 согласно табелю учета рабочего времени за январь 2012 составляет 114 часов; водитель Саков В.М. – 99, 5 часов; проведение видов технического обслуживания документально не подтверждается; на горных маршрутах используются автобусы с пробегом более 300 тысяч километров с начала их эксплуатации (автобус ПАЗ 320530 гос. номер В850РК, имеет пробег с начала эксплуатации на 01.01.201 501682 км).

Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управлением 20.02.2012 в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол № 1762 об административном правонарушении, копия которого вручена директору общества Копленок А.Ф. под роспись.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Проверив в судебном заседании представленные доказательства, суд находит заявление управления подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а также лицензионные требования и условия при осуществлении данной деятельности, определены в Положении «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение № 637).

В соответствии с пунктом 4 Положения № 637 к лицензионным требованиям и условиям отнесено:

-соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

-соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации (подпункт «д»).

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденного Руководящим документом Минавтотранса РСФСР РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, предусмотрена обязанность по обеспечению водителей оперативной информацией об условиях движения и работы на маршрутах перевозок путем проведения установленных видов инструктажей по БД.

Согласно статье 5.27 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2, владельцы автобусов не реже двух раз в год (перед сезонными изменениями дорожно - климатических условий) обязаны обеспечить проведение занятий с водителями, обслуживающими горные маршруты, по особенностям управления автобусами в горных условиях.

Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденным приказом Минтранса РФ от 26.04.1990 № 49, установлен срок проведения служебного расследования, проведение анализа ДТП и доведение результатов расследования причин ДТП до водителей.

Согласно приказу Минтранса РФ от 22.06.1998 года № 75 «Об утверждении квалифицированных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов АТ» квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям <*> (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

Совместным приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 года № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», установлено, что аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение N 1).

В Приложении № 1 к этому приказу указана должность механика.

Согласно статье 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

В соответствии со статьей 2.5.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.

Статьями 3.2., 3.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. На горных маршрутах допускается использование автобусов с пробегом не более 300 тысяч километров с начала их эксплуатации.

Материалами дела подтверждается, что общество, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не обеспечило соблюдение изложенных выше правовых норм.

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами, не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения, относительно существа заявленных требований.

В этой связи требование управления по изложенным в заявлении основаниям суд расценивает как признанное обществом.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), признается административным правонарушением, совершение которого влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Принимая во внимание установленные проверкой факты нарушения лицензиатом требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, суд приходит к выводу о том, что действия общества образуют предусмотренный указанной нормой состав административного правонарушения.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения.

Доказательства, исключающие возможность общества соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями, с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В заявлении управление указало, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей постановлением мирового судьи судебного участка № 8 от 23.09.2011 по делу № 5-1094/2011.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что привлечение постановлением мирового судьи общества к ответственности является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, что свидетельствует о продолжении противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Из материалов дела усматривается, что постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Невельского района Сахалинской области от 23.09.2011 по делу № 5-1094/2011 ООО «Невельское АТП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП, выразившегося в неисполнении предписания Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области № 3 от 07.02.2011 по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие терроризму на автотранспорте.

Вменяемое обществу в рамках настоящего дела правонарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ содержится в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП, содержится в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» КоАП РФ.

В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства продолжения обществом противоправного поведения, связанного с организацией и проведением мероприятий, направленных на противодействие терроризму на автотранспорте.

Таким образом, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд считает возможным назначить обществу наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Невельское автотранспортное предприятие», зарегистрированное в качестве юридического лица 06.02.2009 ИФНС России по Невельскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1096505000041, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Невельск, ул. Приморская, 53, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: УФК МФ РФ по Сахалинской области (УГАДН по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН – 6501011332, КПП – 650101001, расчетный счет – 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК – 046401001, ОКАТО – 64401000000, код дохода – 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова