Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Южно-Сахалинск
18 октября 2023 года
Дело № А59-7209/2022
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2023 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Портновой О. А.,
при ведении протокола судебного заседания при ведении протокола судебного заседания секретарем Косенковой О. А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Саско Лоджистик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к открытому акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков в размере 664 140 рублей 69 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
на стороне истца – ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ» (ИНН <***>), ООО «Си Метрия Лоджистик» (ИНН <***>)
на стороне ответчика – ООО «Служба морских перевозок Владивосток» (ИНН <***>),
при участии представителей:
от истца в режиме веб-конференции – ФИО1 по доверенности от 30.12.2022, личность удостоверена, копия диплома представлена,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 12.06.2023 года, личность удостоверена, копия диплома представлена,
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «Саско Лоджистик» (далее – истец) обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство» (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 664 140 рублей 69 копеек.
В обоснование иска указано, что 25 февраля 2021 года между ООО «Служба Морских Перевозок Владивосток» (Агент Перевозчика, третье лицо) и ООО «САСКО ЛОДЖИСТИК» (Клиент, Истец) заключен Договор № ШФ-832 на организацию морской перевозки по маршруту Шанхай-Владивосток-Восточный Шанхай судами ОАО «САХМП» (Ответчик).
В рамках указанного договора осуществлялась перевозка груза в контейнере MXSU9614781- коносамент SACH2132NS416V.
В процессе морской перевозки произошло повреждение контейнера MXSU9614781, а также находящегося в нём груза.
Заказчиком указанной перевозки по отношению к Истцу выступило ООО «АБАКАЯДА ШИЛЛИНГ» (третье лицо) по договору транспортной экспедиции № 1101021/МЭ от 11.01.2021 г., согласно которому стороны согласовали порядок взаимодействия сторон при выполнении Экспедитором (ООО «САСКО ЛОДЖИСТИК») поручений Клиента (ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ») по организации перевозки грузов в международном сообщении.
28 марта 2022 года ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ» направило в адрес ООО «САСКО ЛОДЖИСТИК» претензию с требованием возместить убытки в общем размере 664 140 руб. 69 коп., которые сложились из следующего: 517 659 руб. 53 коп. - стоимость поврежденного контейнера (платежное поручение № 52 от 15.03.2022 г.); 40 000 руб. - расходы за формирование/расформирование контейнера № MXSU9614781 компанией ООО «Альфа Транзит» (платежное поручение № 53 от 18 марта 2022 г.); 9 500 руб. - расходы по приему/выдаче контейнера № MXSU9614781; 36 000 руб. - расходы за хранение груженого контейнера № MXSU9614781; 26 500 - расходы на автодоставку контейнера № MXSU9614781; 16 692 руб. - расходы на участие эксперта при выгрузке поврежденного груза на складе грузополучателя; 17 789 руб. 16 коп. - возмещение стоимости поврежденного груза «Люк аварийно-вентиляционный DS 970х530_970х530мм в количестве 2 штук» по претензии от грузополучателя.
26 августа 2022 г. претензия была удовлетворена Истцом, денежные средства в размере 664 140 руб. 69 коп. перечислены на расчетный счёт ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ».
Таким образом, ООО «Саско Лоджистик» понесло убытки в указанном размере.
При обращении в ООО «Служба Морских Перевозок Владивосток» с соответствующей претензией Истцом получен от указанной организации ответ о том, что все претензии по утрате/повреждению грузов/контейнеров по вышеуказанному событию должны направляться в адрес ОАО "Сахалинское морское пароходство".
12 октября 202 года претензия с требованием о возмещении убытков в размере 664 140 руб. 69 коп. направлена в адрес Ответчика.
26 октября 2022 года претензия получена Ответчиком, сумма убытков не возмещена.
В судебном заседании представитель истца уточнил иск, указав на то, что согласно Отчёту об оценке №3828Н/2023 стоимость годных остатков контейнера MXSU9614781 составляет 38 000 руб.
За услуги по составлению отчета об оценке Истцом было оплачено 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей (копия договора и платежного поручения прилагается).
Таким образом, убытки Истца состоят из: 479 659 руб. 53 коп. = 517 659 руб. 53 коп. (стоимость контейнера) за вычетом 38 000 руб. (стоимость годных остатков контейнера), 40 000 руб. - расходы за формирование/расформирование контейнера № MXSU9614781 компанией ООО «Альфа Транзит» (платежное поручение № 53 от 18 марта 2022 г.); 9 500 руб. - расходы по приему/выдаче контейнера № MXSU9614781; 36 000 руб. - расходы за хранение груженого контейнера № MXSU9614781; 26 500 - расходы на автодоставку контейнера № MXSU9614781; 16 692 руб. - расходы на участие эксперта при выгрузке поврежденного груза на складе грузополучателя; 17 789 руб. 16 коп. - возмещение стоимости поврежденного груза «Люк аварийновентиляционный DS 970х530_970х530мм в количестве 2 шутк» по претензии от грузополучателя, 15 000 руб. - расходы на составление отчета об оценке годных остатков контейнера.
Истец просит взыскать с ответчика 641 140 рублей убытков.
В порядке ст. 49 АПК РФ уточнение иска принимается судом.
Представитель ответчика в отзыве на иск и в судебном заседании с иском не согласилась, указав на то, что при расчете убытков в части стоимости контейнера указана разная стоимость контейнера (6500 и 6750 долларов США), а также не указан применяемый курс валют.
Кроме того, условия договора между ООО «Ренус» и ООО «Си Метрия Лоджистик» изменены в части размера возмещения стоимости контейнера в день заключения договора с истцом, что, по мнению ответчика, влечет возложение на него необоснованных убытков.
По условиям и. 2.14 договора транспортной экспедиции № 110121/МЭ от 11.01.2021 года, заключенного между ООО «Саско Лоджистик» (Экспедитор) и ООО «Абакаяда Шиппинг» (Клиент), в случае утери контейнера, Клиент обязуется оплатить его стоимость в размере 6500 usd/40HC. 4200 usd/2-DC.
Ответчик указывает на то, что истцом в этой части истцом не доказан размер убытков.
Требования Истца основаны на перевозке груза в контейнере MXSU9614781 по коносаменту №SАСН2132NS416V от 18.12.2021 года, согласно которому ни ООО «САСКО Владивосток», ни ООО «Абакаяда Шиппинг» грузоотправителями/грузополучателями не значатся, в связи с чем убытки в виде утраты груза не доказаны, так как не доказана их связь с договором морской перевозки.
Из заключения контейнеровладельца от 25.01.22 года следует, что Экспедитор передал контейнер клиенту - ООО «Си Метрия Логистик», в связи с чем не представляется определить какие взаимоотношения возникли у ООО «САСКО Лоджстик» и ООО «Абакаяда Шиппинг» (Клиент).
Ответчик указывает на то, что в дело не представлены документы, подтверждающие выдачу (передачу) контейнера ООО «Си Метрия Логистик».
Кроме того, не представлены истцом и сведения о судьбе контейнера, который был поврежден (передан кому-либо, продан и получено за него какое-либо возмещение и другие обстоятельства).
Ответчик указывает на то, что согласно ст. 169 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в случае утраты или повреждения принятого для перевозки груза перевозчик несет ответственность лишь в размере стоимости утраченного груза (за утрату груза) или в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза (за повреждение груза).
Понятие контейнера, подлежащее применению при регулировании правоотношений, возникающих на морском транспорте, сформулировано в п. 1.1. Дополнений к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом (РД 31.11.21.18-96), утвержденных Приказом Федеральной службы морского флот России от 22 октября 1996г. №39, в котором под грузовым контейнером понимается «единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 куб. м и более».
Сходное понятие сформулировано и федеральным законодателем при регулировании сходных правоотношений в пп. 7 п. 1 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007г. №259-ФЗ): «контейнер - оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза».
В законодательных актах, регулирующих деятельность морского транспорта, понятие контейнера не раскрыто, однако это понятие применяется лишь в контексте, который указывает на то, что они являются не грузом, а лишь транспортным оборудованием:
Таким образом, нормами действующего законодательства, регулирующими отношения, возникающие в сфере торгового мореплавания, а также подлежащим применению по аналогии нормами действующего законодательства, регулирующими сходные правоотношения, установлено, что контейнер является не грузом, а транспортным оборудованием.
Следовательно, стоимость контейнера, как транспортного оборудования, не входит в стоимость груза и не подлежит возмещению при его утрате.
Ответчиком представлен морской протест и копия выписки из судового журнала.
Согласно копии акта о морском протесте утрата груза произошла вследствие шторма, под действие которого перевозящее груз морское судно попало в ночь с 21 на 22 декабря 2021 г.
Копия выписки из судового журнала подтверждает обстоятельства наступления шторма и полному соответствию пп.2 п.1 ст. 166 КТМ РФ, согласно которому понятие опасностей или случайностей на море или в других судоходных водах, действие которых является основанием для освобождения морского перевозчика от ответственности за вызванную ими утрату груза.
Т.к. в соответствии с выпиской судового журнала судно вышло из порта отправления (Шанхай, КНР) в ночь с 18 на 19 декабря 2021 г., до начала шторма шло со скоростью 11,0 - 13,9 узлов, в штормовых условиях вынуждено было снизить скорость с 8,0 узлов и 23 часа 36 минут 22 декабря 2021 г. прибыв на рейд порта назначения (Владивосток, Российская Федерация) судно приняло на борт лоцмана. Инцидент с утратой контейнеров произошёл в 03 часа 35 минут в точке с координатами 41°48,2’ с.ш., ПКИ.69’ в.д., то есть примерно в 875 морских милях от порта отправления и в 135 морских милях от порта назначения.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца – ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ» (ИНН <***>), ООО «Си Метрия Лоджистик» (ИНН <***>), на стороне ответчика – ООО «Служба морских перевозок Владивосток» (ИНН <***>).
Указанные лица о рассмотрении дела уведомлены, явку представителей в суд не обеспечили.
От ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» поступили пояснения по делу, согласно которым между ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» (далее - Клиент) и ООО «АБАКАЯДА ШИШ ШИТ» (далее - Экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции от 10.06.2021 № 100621-01/МЭ (далее - Договор).
Договор регулирует порядок взаимодействия сторон при выполнении Экспедитором поручений Клиента по организации перевозки грузов в международном сообщении.
В соответствии с Заявкой № К088 от 12.11.2021 к Договору Клиент поручил, а Экспедитор принял на себя обязательства по организации доставки контейнера Клиента по маршруту Шанхай КНР - Рыбный порт Владивосток.
Выполнение морской перевозки контейнера Клиента № MXSU 9614781 по вышеуказанному маршруту, в соответствии с пунктом 2.1.2 Договора, осуществлялось привлеченным Экспедитором третьим лицом - SAKHALIN SHIPPING COMPANY, что подтверждается морским коносаментом № SACH2132NS416V.
В процессе морской перевозки произошло повреждение контейнера Клиента № MXSU9614781, что подтверждается составленным при приемке данного контейнера в порту прибытия Актом приема-сдачи оборудования от 23.12.2021 № 200 322, фотоматериалами, сюрвейерским отчетом от 21.01.2022, заключением контейнеровладельца от 25.01.2022.
В результате повреждения контейнера у ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» возникли убытки на общую сумму 664 141,29 рублей.
Клиентом ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» была предъявлена претензия Экспедитору ООО «АБАКАЯДА ШИППИНГ» (исх. № 322 от 14.02.2022 и исх. № 325 от 11.03.2022) на общую сумму убытков 664 141,29 руб.
Принимая во внимание возникновение у Клиента убытков, вызванных повреждением контейнера по причинам, зависящим от привлеченных Экспедитором третьих лиц, ООО «АБАКАЯДА ШИШ ШИТ» обоснованно, в соответствии с п. 4.1 - 4.4 Договора, ст. 6 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ, ст. 15, гл. 22, гл. 25 ГК РФ, возместило причиненные Клиенту ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» убытки в полном объеме.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск частично, исходя из следующего.
Из материалов дела судом установлено следующее.
04.05.2017 года ООО «Интерсмост Логистика Урал» (имеет ИНН аналогичный ИНН ООО «Си Метрия Логистик») и ООО «Ренус Интермодал Системс» заключен договор транспортной экспедиции № 088/71, по условиям которого ООО «Ренус Интермодал Системс» (экспедитор) обязался оказать для ООО «Интерсмост Логистика Урал» (ООО «Си Метрия Логистик») (клиент) услуги по перевозке грузов клиента.
Согласно п. 6.2.5 договора клиент при выдаче поручения на организацию предоставления контейнерного оборудования в случае утраты контейнера или его повреждения без возможности восстановления уплачивает экспедитору убытки в виде стоимости контейнера, размеры которой определены в п. 6.2.6 договора.
Согласно п. 6.2.6 договора от 04.05.2017 года сумма убытков в отношении контейнерного оборудования согласована в размере 1800 долларов США за 20-футовый и 2 200 долларов США за 40-футовый контейнер.
В силу ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса РФ силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Таким образом, в силу указанных норм права и условий заключенного 04.05.2017 года договора ООО «Си Метрия Логистик» приняло на себя обязательство по возмещению стоимости контейнера в случае его утраты контейнера или его повреждения.
11.01.2021 года заключен договор транспортной экспедиции между ООО «САСКО Лоджистик» (экспедитор, истец) и ООО «Абакаяда Шиппинг» (клиент), согласно которому экспедитор обязался исполнить поручения клиента по организации перевозки грузов.
В этот же день, 11.02.2021 года к договору транспортной экспедиции от 04.05.2017 № 088/71 заключено дополнительное соглашение, которым стороны согласовали размеры компенсации контейнеров в случае их повреждения без возможности восстановления, размер возлагаемой на клиента компенсации – 3 000 долларов США и 5 000 долларов США за 20 и 40 футовый контейнер, 6 750 долларов США за 40-футовый НС контейнер.
В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
По условиям договора от 11.01.2021 года истец, как экспедитор, обязался организовать по заявкам клиента - ООО «Абакаяда Шиппинг» перевозку грузов.
Изложенное означает, что между истцом и ООО «Абакаяда Шиппинг» сложились отношения по договору транспортной экспедиции.
25.02.2021 года ООО «САСКО Лоджистик» (клиент) заключило договор № ШФ-832 на организацию морской перевозки с ООО «Служба морских перевозок Владивосток» (агент перевозчика).
Согласно договору организована перевозка контейнеров клиента по маршруту Шанхай-Владивосток-Восточный Шанхай линейными судами ОАО «САХМП», по договору перевозке подлежат контейнеры клиента – ООО «САСКО Лоджистик» агентом перевозчика - ООО «Служба морских перевозок Владивосток».
В п. 1.2.1 договора указано, что ООО «Служба морских перевозок Владивосток» действует по поручению Перевозчика на основании Агентского соглашения № 993Ф от 31.03.2022 года.
Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, из условий договора от 25.02.2021 года следует, что обязанным перед ООО «САСКО Лоджистик» (истец) лицом в отношении услуг перевозки является ОАО «САХМП» (ответчик по делу).
В соответствии со ст. 784, 785 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу ст. 796 Гражданского кодекса РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Таким образом, в силу сложившихся между сторонами договорных отношений и действующего законодательства РФ, ответственность перед истцом за повреждение переданного к перевозке груза несет ответчик, являющийся морским перевозчиком.
18.12.2021 года ОАО «СахМП» оформлен коносамент № SACH2132NS416V, в котором указаны:
грузоотправитель: JIANGSU SUNSHINE DONGSHENG I/E CO.LTD
грузополучатель: SIBECO SYSTEMS OF PASSIVE SAFETY LLC
с уведомлением лиц – SEAMETRIA LOGISTIC LLC и ALFA TRANSIT LLC,
порт отправки – Шанхай, порт прибытия – Владивосток,
к перевозке 40-футовый НС контейнер, номер MXSU9614781.
В силу ст. 117 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ) наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
В силу указанной нормы права, а также ст. 784 ГК РФ, указанный коносамент подтверждает заключение договора перевозки груза и определяет условия перевозки.
Согласно указанному коносаменту получателем груза является компания Сибеко системс, уведомление о получении груза направляется ООО «Си Метрия Лоджистик», к перевозке принят груз в 40-футовом контейнере, номер MXSU9614781.
Судом также установлено, что выдача указанного коносамента обусловлена следующими обстоятельствами.
10.06.2021 года ООО «Си Метрия Логистик» (заказчик услуг) и ООО «Абакаяда Шиппинг» (исполнитель услуг) заключен договор № 100621-01/МЭ, на основании которого ООО «Си Метрия Логистик» оформлена заявка № К088 от 12.11.2021 года на перевозку грузоотправителем – Honrus Shipping Co.LTD для грузополучателя по коносаменту – Сибеко Системс из порта Шанхай в порт Владивостока контейнера 2*40-футового НС, груз указан –запчасти, дата готовности – 30.11.2021, ставка на перевозку – 5 670 долларов США * 2 = 11 340 долларов США.
Указанная заявка подтверждает принятие на себя ООО «Абакаяда Шиппинг» (исполнитель услуг) обязанности по оказанию услуг перевозки груза.
Изложенное означает, что груз для компании Сибеко системс обязалось перевезти ООО «Абакаяда Шиппинг» по заявке ООО «Си Метрия Логистик».
В свою очередь ООО «Абакаяда Шиппинг» в рамках заключенного с истцом договора от 11.01.2021 года поручило организацию перевозки указанного груза истцу, о чем свидетельствует заявка от 12.11.2021 года, оформленная ООО «Абакаяда Шиппинг» за № 12/11-03 по маршруту с местом отгрузки – Шанхай, место выгрузки –Владивосток, тип контейнера 2*40НС, груз – запчасти, срок доставки – 01-01.2022-15.01.2022, ставка на перевозку – 722 000 рублей.
Далее, 18.12.2021 года, ОАО «СахМП» оформлен указанный выше коносамент № SACH2132NS416V.
Указанная цепочка взаимоотношений свидетельствует о том, что фактически перевозку груза в качестве морского перевозчика, осуществлял ответчик, тогда как истец, являясь экспедитором для ООО «Абакаяда Шиппинг», а ООО «Абакаяда Шиппинг», являясь экспедитором компании «Си метрия системс», выступали одновременно экспедиторами и заказчиками экспедиторских услуг, организовывая экспедирование груза компании «Си метрия системс».
Согласно акту о морском протесте от 27.12.2021 года в период морской перевозки указанного контейнера имели место неблагоприятные погодные условия, в результате чего произошло повреждение спорного контейнера.
Как указано в ст. 394, 397 КТМ, в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:
-в порту в течение 24 часов с момента происшествия;
-во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.
Как указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81 «Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» морской протест является доказательством тех фактов и обстоятельств, которые в нем засвидетельствованы, и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими доказательствами в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, указанный акт о морском протесте подтверждает обстоятельства повреждения спорного контейнера в процессе морской перевозки.
После составления указанного акта о морском протесте, то есть 21.01.2022 года сюрвейерским отчетом установлен факт повреждения контейнера № SACH2132NS416V, в отчете отражено, что в ходе перевозки контейнера морским транспортом на участке маршрута Шанхай-Владивосток, по вине морского перевозчика SAKHALIN SHIPPING COMPANY произошло повреждение контейнера следующего характера: вдоль всей правой (относительно лицевой части дверей) стенки контейнера наблюдается обширная вмятина во внутрь, а также повреждено лакокрасочное покрытие. Правая передняя боковая балка замята. Правые верхний и нижний угловой фитинг поврежден. Передние верхняя и нижняя боковые балки повреждены. Правая дверь замята и имеет очень сильные повреждения, в следствии чего закрыть ее невозможно. Штанги правой двери повреждены (правая штанга замята, на левой оторван нижний запорный механизм). Петли правой двери повреждены. Левая дверь имеет повреждения в виде вмятин. На левой боковой балке имеется повреждение лакокрасочного покрытия. Правая продольная балка крыши повреждена (погнута). Задняя стенка имеет деформацию. На левой нижней продольной балке имеется вмятина, в результате которой повредилась часть настила внутри контейнера. Задние правые угловые фитинги имеют отклонения от нужного положения, что подтверждается актом приема-передачи оборудования № 200 322 от 23.12.2021, сюрвейским отчетом и фотоматериалами. На основе вышеизложенного, данный контейнер признан не подлежащим ремонту и не пригодным для дальнейшей эксплуатации в виду того, что его технические характеристики не отвечают требованиям безопасности.
Как указано выше, в силу ст. 796 Гражданского кодекса РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Особенности морской перевозки урегулированы нормами Кодекса торгового мореплавания (КТМ).
В ст. 115 КТМ установлено, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.
В силу ст. 150, 166 КТМ перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.
В рассматриваемом споре перевозчиком является ответчик, от имени которого действовало ООО «Служба морских перевозок Владивосток», являющееся агентом перевозчика, а отправителем – ООО «САСКО Лоджистик» (истец), которое вступило в отношения по перевозке груза посредством заключения договора от 25.02.2021 года.
Специальными положениям статьи 166 КТМ закреплены основания, при которых перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, предполагающие закрепление бремени доказывания, что отмеченные утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие поименованного перечня обстоятельств, приведенных в отмеченной статье.
Так, согласно ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:
1) непреодолимой силы;
2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;
4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;
5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);
6) военных действий и народных волнений;
7) действия или бездействия отправителя или получателя;
8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
10) недостаточности или неясности марок;
11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
12) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец, ссылаясь на повреждение спорного контейнера и груза в нем, указывает на представленные им доказательства, а именно:
коносамент, выданный ответчиком, от 18.12.2021 года на перевозку спорного контейнера с грузом,
сюрвейерский отчет ООО «Платформа № 8» от 21.01.2022 года о том, что 21.01.2021 года осмотрен контейнер и установлено его повреждение,
Ответчик представил возражения и акт о морском протесте от 27.12.2021 года, в котором отражен факт имевших место при перевозке неблагоприятных погодных условий, в результате которых спорный контейнер поврежден, повреждения в акте аналогичны указанным в представленных истцом документах.
Согласно ст. 162 КТМ в случае, если до выдачи груза или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении груза и не указал общий характер утраты или повреждения груза, считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином.
В случае, если утрата или повреждение груза не могли быть установлены при обычном способе его приема, заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех дней после выдачи груза.
Как указано выше, представленный ответчиком морской протест капитана судна подтверждает тот факт, что в ходе плавания судна имел место шторм.
Однако факт неблагоприятных погодных условий в виде изменения силы ветра не является безусловным и существенным основанием для признания ответчика невиновным в причинении вреда, поскольку сами по себе штормовые условия не являются непреодолимой силой и за ответчиком остается право по принятию мер безопасности.
Под исключительным стихийным явлением понимается такое стихийное явление, которое в данном регионе не случалось никогда и не было зафиксировано, либо если и было зафиксировано, то значительное количество времени назад, и его наступления нельзя было разумно ожидать.
Ответчиком не представлено доказательства того, что зафиксированные в акте морского протеста обстоятельства относятся к указанным в ст. 166 КТМ, не доказано, что наличие шторма является единственным обстоятельством, повлекшим повреждение спорного контейнера.
При отсутствии доказательств существования установленных в ст. 166 КТМ обстоятельств, суд не находит оснований для освобождения ответчика от ответственности за повреждение спорного контейнера.
Судом установлено, что в исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика 641 140, 69 рублей убытков (с учетом уточнения иска).
Правовые основания взыскания убытков в соответствии с положениями статей 15, 393 ГК РФ включают состав гражданского правонарушения, распределение бремени доказывания и действующих законодательных презумпций, включая презумпцию вины лица, допустившего ненадлежащее исполнение обязательства.
В составе убытков указано 517 659,53 рубля – стоимость поврежденного контейнера.
Судом установлено, что указанный контейнер приобретен ООО «Ренус» на основании инвойса от 06.10.2021 года, выставленного 06.10.2021 года компанией Singamas Management Services в пользу ООО «Ренус Интермодал Системс» на сумму 405 000 дол. США за контейнер - 40*6*9,6.
06.10.2021 года от Singamas Management Services в пользу ООО «Ренус Интермодал Системс» выставлен счет на оплату 405 000 дол. США за контейнер - 40*6*9,6.
07 октября 2021 года ООО «Ренус Интермодал Системс» на основании инвойса SBPC/21/090/A оплачен счет на сумму 405 000 дол. США.
При этом, претензия ООО «Ренус» от 26.01.2022 года направлена в ООО «Симатрия Лоджистик» с указанием стоимости поврежденного контейнера 6 750 долларов США, что соответствует дополнительному соглашению от 11.01.2021 года, заключенному ООО «Ренус» и ООО «Симатрия Лоджистик» к договору от 04.05.2017 года.
03.02.2022 платежным поручением № 336 ООО "СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК" оплатило в пользу ООО "РЕНУС ИНТЕРМОДАЛ СИСТЕМС" 517 659.53 рублей, в назначении платежа указано: «Оплата по счету № 957 от 24.01.2022 г. штраф MXSU9614781, 6750 долларов по курсу ЦБ РФ».
Таким образом, 07.10.2021 года ООО «Ренус Интермодал Системс» приобрело спорный контейнер, а далее, с учетом даты составления коносамента от 18.12.2021 года, передало его в пользу ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» для организации спорной перевозки.
Возможность предоставления ООО «Ренус Интермодал Системс» в пользу ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» контейнеров предусмотрена договором транспортной экспедиции №088/17 от 04.05.2017, заключенным ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» (далее – Клиент) и ООО «Ренус Интермодал Системс» (далее – Экспедитор).
Таким образом, контейнер MXSU9614781 был предоставлен при перевозке грузов по маршруту Шанхай (КНР) – Екатеринбург.
При таких обстоятельствах, отсутствие акта приема-передачи контейнера от ООО «Ренус Интермодал Системс» в пользу ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК», на что указывает ответчик, не свидетельствует об отсутствии факта передачи такого контейнера, так как при наличии в деле документов об оплате за контейнер и доказательств использования указанного контейнера при спорное перевозке, отсутствие акта приема-передачи не влечет сомнительность расходов ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» по оплате контейнера.
Оплата за поврежденный при перевозке контейнер произведена ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» 03.02.2022 года в сумме 517659.53 рублей, в назначении платежа указано: «Оплата по счету №957 от 24.01.2022 г. штраф MXSU9614781, 6750 долларов по курсу ЦБ РФ».
Таким образом, с учетом повреждения спорного контейнера ответчиком, у последнего возникла обязанность по возмещению его стоимости.
В существующей цепочке взаимоотношений экспедиторов и клиентов, датой несения расходов по оплате поврежденного контейнера является дата оплаты за него ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК», то есть 03.02.2022 года.
Как указано в п. 7.13 договора транспортной экспедиции №088/17 от 04.05.2017 года, заключенного ООО «Ренус Интермодал Системс» и ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК», компенсация ущерба клиентом осуществляется по курсу ЦБ РФ на день платежа.
На дату несения ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» расходов по компенсации стоимости поврежденного контейнера, курс доллара США составлял 76,4849 рублей, отсюда стоимость к возмещению – 516 273,07 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при доказанности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размера убытков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт приема груза в спорном контейнере к перевозке подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Повреждение контейнера груза произошло в пути следования, то есть в период ответственности ответчика за его сохранность.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 4 Конвенции 1924 года ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом, в том числе, действий, небрежности или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном.
Материалы дела не содержат доказательств того, что груз был утрачен по причине навигационной ошибки капитана судна.
Как указано выше, причина утраты/повреждения груза связана с плохими погодными/морскими условиями. Вывод о допущенной капитаном навигационной ошибке, повлекшей повреждение груза, материалы дела не содержат.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны следующие разъяснения.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, в порядке статьи 65 АПК РФ должно доказать факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и понесенными убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
Как установлено судом, обоснованная стоимость контейнера, оплаченная 03.02.2022 года компанией «Си Метрия Логистик» в качестве компенсации поврежденного контейнера составила 516 273,07 рублей.
Согласно отчету ООО «Новосибирская оценочная компания» от 12.10.2023 года, составленному по заказу истца, стоимость годных остатков контейнера составила 38 000 рублей, отсюда обоснованный размер подлежащих возмещению ответчиком убытков за повреждение контейнера составил 478 273,07 рублей.
Поскольку оплата за контейнер произведена 03.02.2022 года не истцом, а компанией «Си Метрия Логистик», постольку истец обязан доказать несение указанных расходов за свой счет.
14.02.2022 года ООО «Си Метрия Лоджистик» выставило претензию № 322 в адрес ООО «Абакаяда Шиппинг» по договору транспортной экспедиции от 10.06.2021 года № 100621-01/МЭ на основании заявки от 12.11.2021 года, согласно которой контейнер, принадлежащий ООО «РЕНУС ИНТЕРМОДАЛ СИСТЕМС» и предоставленный ООО «Си Метрия Лоджистик», поврежден без возможности восстановления, 03.02.2022 платежным поручением № 336 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК" оплатило в пользу ООО "РЕНУС ИНТЕРМОДАЛ СИСТЕМС" 517659.53 рублей, указанную сумму просило возместить в качестве убытков.
Оплата по претензии № 322 произведена ООО «Абакаяда Шиппинг» в пользу ООО «Си Метрия Лоджистик» по п/п № 52 от 15.03.2022 года.
Далее, ООО «Абакаяда Шиппинг» выставило претензию истцу от 28.03.2022 года, согласно которой к оплате выставлено 664 140,69 рублей, в том числе 517 659,53 рубля за повреждение контейнера.
Оплата произведена истцом по п/п № 1369 от 26.08.2022 года в общей сумме 664 140 рублей, включая 517 659,53 рубля за контейнер.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом понесены расходы в виде оплаты стоимости поврежденного контейнера, которые признаются судом убытками истца, возникшими вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору морской перевозки, подлежащая возмещению в этой части сумма убытков составляет 478 273,07 рублей, в связи с ч ем в этой части иск удовлетворяется судом.
Расходы истца в сумме 15 000 рублей, понесенные им по договору от 10.10.2023 года, заключенному с ООО «Новосибирская оценочная компания» и оплаченные истцом по п/п № 1494 от 10.10.2023 года, суд признает расходами, направленными на восстановление нарушенного права.
Как указано в ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С учетом изложенного, с ответчику в пользу истца суд взыскивает 15 000 рублей убытков.
Судом также установлено, что в составе убытков истец заявил о взыскании с ответчика 17 789,16 рублей стоимости поврежденного товара.
Согласно акту Уральской ТПП от 09.03.2022 года, составленному с участием представителей ООО «СИБЕКО» (получатель груза) и ООО «СИ МЕТРИЯ ЛОГИСТИК» (экспедитор получателя груза), проверено состояние груза согласно инвойсу №21DST03801617 от 13.12.2021 года и установлено, что на территории склада ООО «СИБЕКО» по адресу: <...>, эксперту предъявлена автомашина Volvo г/н <***> с полуприцепом г/н АТ7033/66, на котором находился контейнер SSDU1092579, за исправным ЗПУ №Х0454083, без механических повреждений.
При сплошном подсчете количества и внешнем осмотре товара и сопоставлении данных с документами (инвойс №21 DST03801617 от 13.12.2021 г., упаковочный лист №21DST03801617 от 13.12.2021г.) установлено:
фактическое количество коробов (транспортных мест) товара Люк вентиляционный DS970/530 - 544 (пятьсот сорок четыре) короба (транспортных места), что соответствует инвойс №21DST03801617 от 13.12.2021 г.. упаковочному листу №2 DST03801617 от 13.12.2021 г.
фактическое количество коробов (транспортных мест) товара Багажная сетка F3 - 8 (восемь) коробов (транспортных мест), что соответствует инвойс №2IDST0380I617 от 13.12.2021г., упаковочному листу №21DST038016I7 от 13.12.2021 г.
количество поврежденного товара, составило - 2 штуки (Люк вентиляционный DS970/530).
Претензией от 01.03.2022 года ООО «Сибеко» (получатель груза) выставило ООО «Симетрия лоджистик» (экспедитор получателя груза) к возмещению стоимость двух поврежденных люков в сумме 17 789,16 рублей.
Оплата по указанной претензии произведена ООО «Симетрия Лоджистик» по п/п 772 от 09.03.2022 года в сумме 17 789,16 рублей.
Стоимость экспертизы поврежденного товара выставлена к оплате ООО «Симетрия Лоджистик» на основании счета от 02.03.2022 года в сумме 16 692 рубля.
Оплата произведена ООО «Симетрия Лоджистик» по п/п № 709 от 03.03.2022 года.
Как указано выше, в отношениях с компанией Сибеко системс (получатель груза) ответчик являлся морским перевозчиком, а ООО «Симетрия Лоджистик» - экспедитором, перепоручившим свои обязанности ООО «Абакаяда Шиппинг», а последнее – истцу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Как следует из пункта 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона N 87-ФЗ, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
В данном случае перевозку осуществлял ответчик, отсюда возмещение стоимости утраченного груза должен осуществить ответчик.
При наличии в деле доказательств оплаты истцом в пользу ООО «Симетрия Лоджистик», а ООО «Симетрия Лоджистик» в пользу владельца груза (компании Сибеко системс) 17 789,16 рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в качестве стоимости поврежденного груза.
Оплаченная истцом в сумме 16 692 рубля экспертиза также подлежит возмещению ответчиком, так как она связана с восстановлением нарушенного права истца и подпадает под понятие убытков, установленное в ст. 15 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем суд взыскивает с ответчика указанную сумму.
Судом также установлено, что после прибытия груза в порт, 19.01.2022 года, согласно письму ООО «ВМКТ», произведен перегруз контейнера, прибывшего по коносаменту № SACH2132NS416V, номер контейнера MXSU9614781, в контейнер SSDU1092579, опломбирован РЖД Х0454083.
21.01.2022 года, согласно сюрвейрскому отчету, на территории Владивостокского морского рыбного порта, в присутствии независимого Сюрвейера компании ООО «Платформа №8» (ИНН: <***>, КПП: 254001001, ОГРН: <***>) осуществлен осмотр порожнего контейнера MXSU 9614781. В результате визуального осмотра было обнаружено повреждение указанного контейнера.
26.01.2022 года ООО «Альфа-Тразит» (исполнитель) и ООО «Си Метрия Лоджистик» (заказчик) составлен акт об оказании услуг, согласно которому исполнителем понесены расходы на за формирование/расформирование контейнера MXSU9614781 – 40 000 рублей, импорт контейнера MXSU9614781 – 10 100 рублей, прием-выдачу контейнера MXSU9614781 – 9 500 рублей, хранение груженных контейнеров MXSU9614781 – 36 000 рублей.
26.01.2022 года ООО «Альфа Транзит» выставило на оплату ООО «Си Метрия Лоджистик» счет 0126-000020 на сумму 95 600 рублей (возмещение расходов за формирование/расформирование контейнера MXSU9614781 – 40 000 рублей, возмещение расходов за импорт контейнера MXSU9614781 – 10 100 рублей, возмещение расходов за прием-выдачу контейнера MXSU9614781 – 9 500 рублей, возмещение расходов за хранение груженных контейнеров MXSU9614781 – 36 000 рублей).
В счете указан договор от 01.10.2019 года и заявка SIB137.
18.02.2022 года ООО «Альфа-Тразит» (исполнитель) и ООО «Си Метрия Лоджистик» (заказчик) составлен акт об оказании услуг, согласно которому исполнителем понесены расходы на автодоставку контейнера MXSU9614781 – 26 500 рублей и простой контейнера – 18 000 рублей.
18.02.2022 года ООО «Альфа Транзит» выставило на оплату ООО «Си Метрия Лоджистик» счет 0218-000019 на сумму 44 500 рублей (возмещение расходов за автодоставку контейнера MXSU9614781 – 26 500 рублей, за простой контейнера – 18 000 рублей).
В счете указан договор от 01.10.2019 года и заявка SIB137
Указанные счета № 0126-000020 и 0218-000019 (общая сумма выставленных счетов 140 100 рублей) оплачены ООО «Си метрия Лодистик» в пользу ООО «Альфа Транзит» по п/п № 773 от 09.03.2022 года в сумме 140 100 рублей.
11.03.2022 года ООО «Си метрия Лодистик» выставило в ООО «Абакаяда Шиппинг» счет № 23973 на оплату 146 481.16 рублей по претензии № 322 от 14.02.2022 года.
Как указано выше, претензия № 322 от 14.02.2022 года содержит требование ООО «Си метрия Лодистик», выставленное к ООО «Абакаяда Шиппинг» об оплате 6 750 долларов США за контейнер.
На основании указанной претензии ООО «Си метрия Лодистик» выставило к ООО «Абакаяда Шиппинг» два счета № 23972 от 11.03.2022 года на оплату 517 659,53 рубля за контейнер и № 23973 от 11.03.2022 года об оплате 146 481,16 рублей.
Помимо оплаты от 15.03.2022 года по п/п № 52 на сумму 517 659, 53 рубля по претензии № 322 от 14.02.2022 года, ООО «Абакаяда Шиппинг» оплатило 18.03.2022 года по п/п № 53 в пользу ООО «Си метрия Лодистик» 146 481,16 рублей по претензии № 322 от 14.02.2022 года.
В претензию от 28.03.2022 года, выставленную ООО «Абакаяда Шиппинг» к истцу, ООО «Абакаяда Шиппинг» включило требования об оплате истцом, помимо 517 659,53 рубля за контейнер, также
40 000 рублей - возмещение расходов за формирование/расформирование контейнера MXSU9614781,
9 500 рублей - возмещение расходов за прием-выдачу контейнера MXSU9614781,
36 000 рублей – возмещение расходов за хранение груженных контейнеров MXSU9614781,
26 500 рублей - расходы на автодоставку контейнера MXSU9614781,
а также 17 789,16 рублей за повреждение груза и 16 6792 рубля за экспертизу груза, всего в претензии указана сумма – 664 140,69 рублей.
26.08.2022 года по п/п № 1369 истец оплатил в пользу ООО «Абакаяда Шиппинг» 661 140,69 рублей по претензии от 28.03.2022 года.
Изложенное подтверждает факт несения истцом расходов по оплате 40 000 рублей - возмещение расходов за формирование/расформирование контейнера MXSU9614781, 9 500 рублей - возмещение расходов за прием-выдачу контейнера MXSU9614781, 36 000 рублей – возмещение расходов за хранение груженных контейнеров MXSU9614781, 26 500 рублей - расходы на автодоставку контейнера MXSU9614781, всего 112 000 рублей, которые суд также признает убытками истца вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства чрезмерности понесенных истцом расходов, тогда как истцом факт несения расходов, а также обстоятельства их несения - вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, доказаны, что является достаточным основанием для возмещения таких расходов истца в качестве убытков.
Всего суд взыскивает с ответчика в пользу истца 639 754 рубля 23 копейки (478 273,07 + 17 789,16 + 16 692 + 15 000 + 26 500 + 40 000 + 9 500 + 36 000).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом при оплате государственной пошлины.
Судом установлено, что с учетом уточнения иска о взыскании 641 140,69 рублей убытков, госпошлина по делу составила 15 823 рубля, истцом уплачено 16 283 рубля, то есть 460 рублей излишне, подлежат возврату истцу из федерального бюджета.
Из заявленных истцом требований о взыскании 641 140,69 рублей, судом удовлетворены требования в сумме 639 754 рубля 23 копейки или 99,78 %. отсюда истцу возмещается за счет ответчика 15 249,38 рублей судебных расходов (15,98 % от 15 283 рублей госпошлины).
В остальной части судебные расходы не возмещаются в связи с отказом в удовлетворении иска за необоснвоанностью.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
принять уточнение истцом иска о взыскании 641 140 рублей 69 копеек убытков.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Саско Лоджистик» 639 754 рублей 23 копейки убытков и 15 249 рублей 38 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины, а всего 655 003 (шестьсот пятьдесят пять тысяч три) рубля 61 копейку.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Саско Лоджистик» справку на частичный возврат из федерального бюджета 460 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 2040 от 23.12.2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Решение сторонам не направлять.
Судья
О.А. Портнова