Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-7411/2018
12 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела в Углегорском и Томаринском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Территориального отдела в Углегорском и Томаринском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области – представитель не явился,
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – представитель не явился,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области – представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел в Углегорском и Томаринском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее – Отдел, заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее – КоАП РФ) за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
В обоснование заявленного требования указано, что при проведении выездной внеплановой проверки в отношении предпринимателя, являющегося производителем (изготовителем) пищевой продукции, с целью проверки исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, было установлено, что Предписание № 29/04-3 от 28.06.2018 производителем (изготовителем) – главой КФХ ФИО1 не исполнено. По данному факту 08.11.2018 должностным лицом Отдела составлен протокол об административном правонарушении № 158, в котором действия (бездействие) предпринимателя квалифицированы по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ, что явилось основанием для обращения отдела в суд с настоящим заявлением.
Определением суда от 19.11.2018 заявление отдела принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 12.12.2018 на 11-00 часов.
Указанным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области.
Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное судебное заседание и в порядке ст.137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) открыл судебное заседание в первой инстанции.
Отдел в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Предприниматель в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласился.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, своего отношения к предмету спора не выразило.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.10.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>.
При постановке на налоговый учет предпринимателю присвоен идентификационный номер налогоплательщика ИНН <***>.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в отношении предпринимателя внеплановой выездной проверки (акт № 29/04-3 от 28.06.2018) предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений требований технических регламентов от 28.06.2018 № 29/04-3, согласно которому:
31.05.2018 в 11 часов 20 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя, установлено, что на объекте: молочный цех по адресу: <...>, выявлено нарушение технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее – ТР ТС 021/2011):
- п.2, пп. 4, пп. 10 п.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011: при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителем, не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП: для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе её производства (изготовления) не поддерживаются следующие процедуры:
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение дезинсекции и дератизации, уборки, дезинфекции, технологического оборудования, используемыхв процессе производства (изготовления) пищевой продукции: документация, подтверждающая проведение дезинсекции и дератизации не представлена, записи о проведении обработки оборудования в мае 2018 года в соответствующем журнале отсутствуют; при использовании для дезинфекции помещений бактерицидной лампы, отсутствует контроль за ее использованием, не учитывается срок ее использования в часах, предусмотренный технической документацией (журнал контроля использования лампы, техническая документация с указанием срока эксплуатации не представлены);
- пп.1 п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011: части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не соответствуют следующим требованиям:
- поверхности полов лаборатории, складского помещения для хранения сухого молока, помещений для изготовления заквасок, моечного цеха, бытовых помещений не гладкие, частично отошла краска, что не позволяет проводить качественную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств и дезинфекцию;
- поверхности стен лаборатории, складского помещения для хранения сухого молока, бытовых помещений имеют повреждения, частично отошла краска, что не позволяет проводить качественную мойку и, при необходимости, дезинфекцию;
- п. 4 ст. 11 ТР ТС 021/2011: изготовителем не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции на бумажных и (или) электронных носителях информации: согласно представленной программы, основанной на принципах ХАССП при определении периодичности исследования закваски кефирной, закваски на чистых культурах на пастеризованном молоке по показателю БГКП «ежедневно» - результаты лабораторных исследований, подтверждающие проведение таких исследований, не представлены, при определении периодичности исследований сметаны после охлаждения и фасовки (готовый продукт) по показателям БГКП - не реже 1 раза в 3 дня, воды из крана в цехах - 1 раз в месяц, представлены результаты лабораторных исследований сметаны, проведенных в 2018 году на микробиологические показатели, по пробам отобранных 24.04.2018, 28.02.2018 (протоколы лабораторных испытаний, исследований № У-701 от 28.04.2018, № У-302 от 05.03.2018), т.е. исследования сметаны проведены два раза за 4 месяца (с января по апрель 2018 года), что говорит о проведении таких исследований с периодичностью 1 раз в 2 месяца, результаты исследований воды из крана, проведенных в 2018 году, не представлены.
Предписано: 1. В соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011: п.2, пп. 4, пп. 10 п.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011: при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителем, для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе её производства (изготовления) поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП:
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение дезинсекции и дератизации, уборки, мойки, дезинфекции, технологического оборудования, используемыхв процессе производства (изготовления) пищевой продукции: обеспечить проведение дезинсекции и дератизации, проведение своевременной обработки оборудования и наличие документации, подтверждающей их проведение; при использовании для дезинфекции помещений бактерицидной лампы, осуществлять контроль за её использованием с учетом срока её использования в часах, предусмотренного технической документацией;
2. п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011: части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, привести в соответствие следующим требованиям: провести ремонт полов, стен помещений, устранить повреждения в отделке, не позволяющие проводить качественную мойку и, при необходимости, дезинфекцию;
п. 4 ст. 11 ТР ТС 021/2011: обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции на бумажных и (или) электронных носителях информации: согласно представленной программы, основанной на принципах ХАССП, при определении периодичности пищевой продукции, сырья и фактов производственной среды, хранить документацию н бумажных либо электронных носителях, подтверждающую проведение таких мероприятий.
Срок устранения выявленных в ходе проверки нарушений установлен до 01.10.2018.
Также в предписании указано о необходимости сообщить отделу в срок до 01.10.2018 о проведенных мероприятиях по исполнению предписания.
На основании распоряжения от 10.10.2018 № 61/04-3 отделом 12.10.2018 проведена внеплановая выездная проверка общества, в целях проверки исполнения главой КФХ ФИО1 выданного отделом предписания № 29/04-3 от 28.06.2018, срок исполнения которого истек в 31.10.2018.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 08.11.2018 № 61/04-03, в ходе проведения которой установлено следующее.
Частично выполнен пункт 1 предписания: журнал обработки оборудования, подтверждающий проведение таковой в наличии; частично проведен косметический ремонт (произведена побелка стен лаборатории, производственных цехов; представлена программа, основанная на принципах ХАССП.
12.10.2018 в 12 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении главы КХФ ФИО1, установлено, что на объекте: молочный цех по адресу: <...>, предприниматель допустил невыполнение изготовителем в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора засоблюдением требований технических регламентов к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, хранения, перевозки, реализации или утилизации, а именно: не выполнены пункты предписания об устранении нарушений требований технических регламентов от 28.06.2018 № 29/04-3:
- п.1: при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителем,для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП:
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение дезинсекции и дератизации, уборки, дезинфекции, технологического оборудования, используемыхв процессе производства (изготовления) пищевой продукции: не обеспечено проведение дезинсекции и дератизации (документы, подтверждающие проведение дезинсекции и дератизации не представлены), при использовании для дезинфекции помещений бактерицидной лампы, отсутствует контроль за ее использованием, не учитывается срок ее использования в часах, предусмотренный технической документацией (журнал контроля использования лампы, техническая документация с указанием срока эксплуатации не представлены), что является нарушением п.2, пп. 4, пп. 10 п.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011;
- части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, не соответствуют следующим требованиям: поверхности полов лаборатории, складского помещения для хранения сухого молока, помещений для изготовления заквасок, моечного цеха, бытовых помещений не гладкие, частично отошла краска, что не позволяет проводить качественную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств и дезинфекцию, что является нарушением пп.1 п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011;
- изготовителем не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции на бумажных и (или) электронных носителях информации: при определении периодичности исследования согласно представленной программы, основанной на принципах ХАССП, для закваски кефирной, закваски на чистых культурах на пастеризованном молоке по показателю БГКП «ежедневно» - результаты лабораторных исследований, подтверждающие проведение таких исследований, не представлены, при определении периодичности исследований сметаны после охлаждения и фасовки (готовый продукт) по показателям БГКП - не реже 1 раза в 3 дня представлены результаты лабораторных исследований проб сметаны, отобранных в июне, в июле, в сентябре, в октябре 2018 года (проведение исследований проводится реже 1 раза в 3 дня), при определении периодичности исследований воды из крана в цехах - 1 раз в месяц - результаты исследований не представлены, что является нарушением п. 4 ст. 11 ТР ТС 021/2011.
08.11.2018 отделом составлен протокол об административном правонарушении № 158 по признакам совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд находит заявление отдела подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), последний регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия.
Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В статье 2 указанного закона содержатся основные понятия, согласно которой, технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Требования к безопасности пищевой продукции установлены в Техническом регламенте "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции ТР ТС 021/2011." принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 и вступившего в силу с 01.07.2013(далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно п.3.1 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" вступает в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. До дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 ст.1 ТР ТС 021/2011, технический регламент устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Частью 1 ст. 3 ТР ТС 021/2011 установлено, что объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 дано определение пищевой продукции - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье; изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. (часть 1 статьи 5 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
В главе 3 ТР ТС 021/2011 содержатся требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции.
Так, положениями частей 1, 2, пунктами 4 и 10 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры, в том числе:
- проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Согласно пункту 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011, изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации.
Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.14 ТР ТС 021/2011, части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям - поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа.
В силу части 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам реализации в установленный срок.
Из материалов дела судом установлено, что на момент проведения проверки 12.10.2018 предприниматель не исполнил ранее выданное предписание от 28.06.2018 № 29/04-3 в срок до 01.10.2018 года.
Доказательств обратного, предприниматель суду не представил.
Законность и обоснованность выданного предписания от 28.06.2018 № 29/04-3 предпринимателем не оспаривалась, а суд, оценив его, признает его законным и обоснованным. Срок устранения недостатков до 01.10.2018 (три месяца), является объективным и достаточным для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
При этом, анализ приведенных в решении суда выше нормативных правовых актов позволяет суду прийти к однозначному выводу, что обязанность по соблюдению требований технических регламентов к продукции, и связанным с требованиями к продукции процессам предприниматель несет как производитель (изготовитель) продукции, что по существу не оспаривается и самим предпринимателем.
Таким образом, нарушения, содержащиеся в предписании от 28.06.2018 № 29/04-3, имеют место быть, не были устранены предпринимателем на момент составления протокола об административном правонарушении, а само предписание является законным, обоснованным и исполнимым, выдано надлежащему лицу.
Ни административному органу, ни суду не представлено доказательств принятия предпринимателе всех исчерпывающих мер по выполнению требований законного предписания отдела, при том, что срок исполнения предписания составил более 3 месяцев.
В этой связи, вывод административного органа о наличии в действиях главы КФХ ФИО1 по данному факту состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным.
При этом суд не может согласиться с позицией предпринимателя, изложенной в представленном суду отзыве в силу следующего.
Так, в отзыве предпринимателем указано, что в ходе проверки документы подтверждающие проведение дезинфекции и дератизации; журнал контроля использования бактерицидной лампы и её тех. документация, ежедневные результаты лабораторных исследований закваски кефирной, сметаны (1 раз в три дня), исследование воды из крана 1 раз в месяц, окрашивание полов не запрашивались.
Вместе с тем, как следует из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки предпринимателя от 10.10.2018 № 61/04-3, в пункте 12 указан перечень документов необходимых к предоставлению, в числе которых документация, подтверждающая обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе её производства, основанная на принципах ХАССП. Копия распоряжения вручена представителю предпринимателя по доверенности 12.10.2018, о чем в распоряжении имеется соответствующая отметка.
При этом, обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) включает в себя ряд процедур, изложенных в указанных выше нормативных актах, документы подтверждающие соблюдение которых и были вопреки позиции предпринимателя запрошены административным органом в ходе проведенной проверки.
А довод о наличии всех необходимых документов противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, из которых следует, что доказательства подтверждающие обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) включающий в себя ряд процедур, содержащихся в указанных выше нормативных актах в ходе проверки, проведенной административным органом 31.05.2018 представлены не были, о чем предпринимателю выдано соответствующее предписание от 28.06.2018, при этом на устранение выявленных нарушений было дано три месяца.
Вместе с тем, за три месяца предпринимателем административному органу не представлены доказательства устранения выявленных в ходе проверки нарушений в полном объеме.
Так в ходе проверки, проведенной 12.10.2018 административным органом было установлено, что частично выполнен пункт 1, предписания а именно: журнал обработки оборудования, подтверждающий проведение таковой в наличии; частично проведен косметический ремонт (произведена побелка стен лаборатории, производственных цехов; представлена программа, основанная на принципах ХАССП.
Доказательств исполнения остальных требований изложенных в предписании предпринимателем представлено не было ни в ходе проведенной проверки на предмет его исполнения, ни в ходе составления протокола об административном правонарушении.
Представленные ответчиком в суд протоколы лабораторных испытаний, исследований продукции также не свидетельствуют о выполнении требования предписания, поскольку в качестве нарушения в протоколе указано на не предоставление результатов лабораторных исследований по следующим продуктам и веществам - закваска кефирная, закваска на чистых культурах на пастеризованном молоке по показателю БГКП, сметана после охлаждения и фасовки (готовый продукт) по показателям БГКП, результаты исследования воды из крана в цехах.
Таким образом, доказательств исполнения выданного 28.06.2018 предписания в полном объеме ответчиком не представлено и суду.
Выявленный в ходе проверки факт невыполнения в установленный срок законного предписания отдела подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 158 от 08.11.2018, актом проверки от 08.11.2018 № 61/04-3, предписанием от 28.06.2018 № 29/04-3 об устранении нарушений требований технических регламентов, распоряжением от 10.10.2018 № 61/04-3 о проведении внеплановой выездной проверки, а так же иными доказательствами по делу.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания главы КФХ ФИО1 виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
Доказательства принятия предпринимателем всех необходимых мер, направленных на соблюдение правил, за нарушение которых частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые отношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях предпринимателя.
Таким образом, факт правонарушения и вина главы КФХ ФИО1 являются доказанными.
Основания, позволяющие применить к спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает, в силу следующего.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п. 18.1. Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенной угрозой для здоровья и жизни людей, требований нормативных правовых актов в области производства пищевых продуктов.
Вступая в правоотношения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат государственному контролю, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Учитывая, вышеуказанное, а также то, что норма статьи 2.9 КоАП РФ предоставляет суду право, а не обязанность для применения положений о малозначительности совершенного правонарушения, допущенное заявителем нарушение не может быть признано малозначительным.
Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Годичный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент вынесения судом решение не истек.
При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, суд привлекает главу КФХ ФИО1 к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу ст.2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон № 316-ФЗ) глава 4 КоАП РФ дополнена статьей 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Таким образом, основания для применения судом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, то, что предприниматель ранее к ответственности за однородное правонарушение не привлекался, в связи с чем, назначает наказание в минимальном размере санкции части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Территориального отдела в Углегорском и Томаринском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), удовлетворить.
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.10.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: <...>; проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по следующим реквизитам: УФК по Сахалинской области (Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области), Л/с <***>, ИНН <***>, р/с <***>, банк отделение Южно-Сахалинск, г.Южно-Сахалинск, БИК 046401001, КПП 650101001, КБК 14111628000016000140, ОКТМО 64752000.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья И.Н. Шестопал