ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-747/10 от 31.03.2010 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-747/2010

2 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 2 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко С.О.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кучеренко С.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» к Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в лице Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу о признании действий Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО в проведении повторной ревизии незаконными,

при участии представителей:

от государственного учреждения «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» – ФИО1 по доверенности от 31.12.2009 № 21/704/31-772, ФИО2 по доверенности от 04.02.2010 № 21/704/31-38, ФИО3 по доверенности от 04.02.2010 № 21/704/31-41, ФИО4 по доверенности от 04.02.2010 № 21/704/31-36,

от Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в лице Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление) о признании действий Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО в проведении повторной ревизии незаконными.

В обоснование заявленных требований учреждение в своем заявлении указало, что в феврале 2009 года отделом Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности в Службе в г. Невельске. Нарушений расходования денежных средств не выявлено. В сентябре 2009 года управлением была проведена повторная ревизия. Однако, проведение повторной ревизии по одним и тем же вопросам нормативными документами ФСБ не предусмотрено. При проведении ревизии ревизоры контрольно-ревизионного отдела Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО руководствовались приказом ФСБ России от 17.06.2006 № 290/ДСП «Об утверждении Инструкции об организации и проведении ревизий (проверок) финансовой и хозяйственной деятельности органов федеральной службы безопасности и о внесении изменений в ведомственные нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативных правовых актов и их отдельных положений» (далее – Инструкция), который не прошел государственную регистрацию. Управление не имеет полномочий по контролю за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета. Согласно Положению «О порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)», утвержденного Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 № 89н/1033/717 (далее – Положение), данные полномочия предоставлены Росфиннадзору. Следовательно, действия управления по проведению повторной ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения являются незаконными.

Поскольку настоящее заявление подано в суд по истечении срока, установленного в статье 198 АПК РФ, учреждение также просит восстановить его, признав в качестве уважительной причины пропуска обращение учреждения ранее по материалам реализации повторного акта ревизии в военный суд и арбитражный суд.

В судебном заседании представитель учреждения требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Управление в своем отзыве с заявленными требованиями не согласилось, указав, что приказами ФСБ России от 18.08.2009 № 0286, Пограничной службы ФСБ России от 03.09.2009 № 018 предписано в срок до 1 апреля 2010 года ликвидировать Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному Федеральному округу. Согласно пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована. Ссылка заявителя на приказ № 89н/1033/717 является беспредметной, так как последний регулирует иные правоотношения. Данный приказ не исключает возможность проведения ревизии иными контрольно-ревизионными органами, в том числе ведомственными. Основанием проведения ревизии явилось мотивированное поручение органов прокуратуры. Также управление указало на невозможность предоставления нормативных документов, регламентирующих его полномочия по проведению контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности заявителя, поскольку в связи с проведением ликвидационных процедур, приказы Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО, в том числе об утверждении Положения о контрольно-ревизионном отделе управления, направлены в архив, секретное делопроизводство прекращено.

Управление в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя управления.

Заслушав представителя учреждения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное учреждение «Сахалинское пограничное ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.01.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1062536004277, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 25 № 002729664.

Из материалов дела следует, что в период с 7 по 14 сентября 2009 года офицерами-ревизорами контрольно-ревизионного отдела Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному Федеральному округу на основании предписания исполняющего обязанности начальника регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО и по представлению Дальневосточной военной прокуратуры проведена внеплановая ревизия отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности Службы в городе Невельске Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2008 № 411-р Сахалинскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ России (далее – Сахалинское ПУБО ФСБ России), на основании заявок о выделении денежных средств, из резервного фонда Правительства РФ, было выделено 5 970 500 рублей на проведение аварийно-восстановительных работ объектов Службы в г. Невельске Сахалинского ПУБО ФСБ России (далее – Служба), пострадавших в результате землетрясения, произошедшего в августе 2007 года. В ноябре 2008 года должностными лицами Службы были представлены в Сахалинское ПУБО ФСБ России документы о выполнении аварийно-восстановительных работ на средства, выделенные из резервного фонда Правительства РФ. Проверяющие пришли к выводу, что; в нарушение Распоряжения Правительства РФ от 29.03.2008 № 411-р учреждение использовало часть денежных средств из резервного фонда не по целевому назначению; часть средств распределялась на выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ с завышением; аварийно-восстановительные работы зданий столовой, дизельной, кровли гаража и штаба-казармы Службы за счет выделенных бюджетных средств выполнены не были, здание бани не ремонтировалось.

По результатам данной проверки составлен акт ревизии отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности Службы в городе Невельске от 14.09.2009.

Полагая, что действия Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО в проведении повторной ревизии не соответствуют требованиям закона, управление обратилось в арбитражный суд.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд находит заявление учреждения подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 65, пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Как видно из материалов дела (стр.1 Акта проверки) основанием для проведения повторной ревизии послужило постановление военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона. При проведении ревизии ревизоры контрольно-ревизионного отдела Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО руководствовались приказом ФСБ России от 17.06.2006 № 290/ДСП «Об утверждении Инструкции об организации и проведении ревизий (проверок) финансовой и хозяйственной деятельности органов федеральной службы безопасности и о внесении изменений в ведомственные нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативных правовых актов и их отдельных положений». Согласно пункту 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (далее – Правила), государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11 Правил). Данный приказ не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном порядке. В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Таким образом, управление при проведении ревизии не могло руководствоваться указанным приказом, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ в установленном порядке и не вступил в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)», утвержденным Приказом Минфина России, МВД России и ФСБ России от 07.12.1999 № 89н/1033/717 (далее – Положение), под контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации понимаются: Департамент государственного финансового контроля и аудита; контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 3 Административного регламента исполнение Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н (далее – Административный регламент) Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Целью ревизии (проверки) является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента ревизии (проверки) проводятся Росфиннадзором в соответствии с разделом Плана «Контрольные и надзорные мероприятия». Раздел «Контрольные и надзорные мероприятия» Плана формируется на основе: поручений Министра финансов Российской Федерации; предложений Министерства финансов Российской Федерации; предложений федеральных органов государственной власти Российской Федерации; указаний руководителя Росфиннадзора; предложений структурных подразделений центрального аппарата Росфиннадзора; предложений территориальных органов (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, полномочиями по проведению контроля за целевым использованием и сохранностью средств федерального бюджета наделены Росфиннадзор и его территориальные органы.

Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, вопреки положениям статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ, не доказало, что ему делегированы полномочия на проведение проверки целевого расходования средств федерального бюджета, не представило нормативные документы, регламентирующие полномочия отдела Регионального пограничного управления ФСБ России по ДФО по проведению контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности заявителя. Приказ ФСБ России от 17.06.2006 № 290/ДСП «Об утверждении Инструкции об организации и проведении ревизий (проверок) финансовой и хозяйственной деятельности органов федеральной службы безопасности и о внесении изменений в ведомственные нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативных правовых актов и их отдельных положений» не закрепляет полномочия управления на проведение мероприятий по контролю за целевым расходованием средств федерального бюджета. Кроме того, данный приказ не зарегистрирован надлежащим образом в Минюсте России и не вступил в законную силу.

Довод управления о том, что данное дело подлежит прекращению в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, ввиду ликвидации организации, являющейся стороной по делу, суд не принимает в виду его несостоятельностью.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что управление не доказало наличие у него полномочий на проведение повторной ревизии отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности Службы в г. Невельске, действия управления по проведению повторной проверки являются незаконными, требования учреждения подлежащими удовлетворению.

Учреждением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 117 процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины его пропуска уважительными.

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования действий государственного органа является уважительность его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин законодательно не установлено, в связи с чем, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом конкретных обстоятельств дела.

Оценив материалы дела, а также, учитывая незначительный пропуск процессуального срока, в целях обеспечения судебной защиты нарушенных прав, суд в соответствии со статьей 198 АПК РФ полагает возможным восстановить учреждению срок подачи заявления в суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.

Государственное учреждение «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» как бюджетное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, при подаче заявления в суд уплатило государственную пошлину в размере 1 000 рублей по платежному поручению от 26.02.2010 СБ8567/0086, которая в силу статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 333.40 Налогового кодекса РФ, статьями 167-170, 176, 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить государственному учреждению «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» срок подачи заявления об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Признать незаконными действия Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу в проведении повторной проверки финансово-хозяйственной деятельности в Службе в г. Невельске.

Возвратить государственному учреждению «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную по квитанции от 26.02.2010 СБ8567/0086, о чем выдать справку.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня его вынесения.

Судья С.О. Кучеренко