АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-762/2020
26 августа 2020 года.
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Портновой О. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Елецкой Д. В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Корсаковского городского округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Совместному предприятию общество с ограниченной ответственностью «ВАККОР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 3 398 253 рублей по муниципальному контракту от 15.05.2018 № 12/05-2018,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – не явился,
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 27.01.2020 года, адвокат,
У С Т А Н О В И Л :
Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Корсаковского городского округа» (далее – истец, заказчик) обратилось в суд с иском к Совместному предприятию общество с ограниченной ответственностью «ВАККОР» (далее – ответчик, подрядчик) о взыскании 3 398 253 рублей по муниципальному контракту от 15.05.2018 № 12/05-2018.
В обоснование иска указано, что 15.05.2018 года сторонами заключен муниципальный контракт на строительство школы в г. Корсакове.
В п. 2.6 Контракта установлена обязанность заказчика оплатить фактически выполненные работы.
Объем фактически выполненных Подрядчиком работ определяется актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) подписанных без замечаний представителем Заказчика.
Истцом установлено, что в оплаченных истцом актах о приемке выполненных работ КС-2 и справках КС-3 принята и оплачена стоимость временных (титульных) зданий и сооружений без их фактического возведения на сумму 3 398 253 руб.
Ссылаясь на п. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете", согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, истец указывает на то, что в п. 4.84. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС-81-35.2004) расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Согласно актов о приемке выполненных работ Подрядчиком представлен к оплате объем работ по установке временных зданий и сооружений в сумме 3 398 253, тогда как исполнительная документация, подтверждающая фактическое выполнение таких работ в адрес Заказчика не представлена.
Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо- требование от 20.11.2019 о необходимости выполнения таких работ, а также требование о предоставлении исполнительной документации на данный объем работ, а в случае непредоставления – требование о возврате денежных средств.
22.11.2019, в адрес Учреждения поступило письмо Подрячика об отказе возврата денежных средств, а также об отказе в предоставлении исполнительной документации на данные виды работ.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого л и на (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 указанного Кодекса.
Сумма неосновательного обращения Подрядчика складывается из стоимости временных (титульных) зданий и сооружений без их фактического возведения на сумму 3 398 253 руб.
Ссылаясь на практику рассмотрения аналогичных дел (решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2018года по делу № A40-111022/17-14-914, оставленное без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2019 № 305-ЭС18-22758, решение Арбитражного суда Тульской области от 21.06.2016 по делу № А68-5715/2015, оставленное без изменения Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016, а также Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2016) истец указывает, что в случае подтверждения факта перечисления денежных средств обществу за фактически не выполненные работы доводы заказчика о неправомерности удержания денежных средств, полученных за невыполненные работы, являются обоснованными, а требования истца о взыскании с ответчика заявленной суммы подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представитель истца не явился, направил в суд документы, которые приобщены к материалам дела, в соответствии со ст. 12 АПК РФ истец признается судом надлежаще уведомленным и при отсутствии ходатайств истца об отложении судебного заседания, суд рассматривает дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика иск не признал, указав на то, что фактически работы по устройству временных сооружений исполнительной документацией не сопровождались и не должны были сопровождаться таковой, по условиям контракта стоимость работ на временные сооружения определена в процентом соотношений, стоимость работ определена надлежащим образом, о чем свидетельствует заключение государственной экспертизы относительно обоснованности сметы, доводов о необоснованном завышении сметы за счет включения в нее необоснованных расходов на временные сооружения истец не приводит, а имевшие место на объекте временные сооружения не передавались заказчику в качестве результата работ, в связи с чем на учет, как основные средства не принимались, поэтому для них составление исполнительной документации не требовалось.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, исходя из следующего.
Из материалов дела судом установлено, что 15.05.2018 года сторонами заключен муниципальный контракт № 12/05/2018, по условиям которого ответчик (подрядчик) обязался выполнить для истца (заказчик) строительно-монтажные работы по объекту – Школа в <...>.
Срок выполнения работ с 16.05.2018 по 31.08.2019 года (п. 1.4 контракта).
В соответствии со ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В ст. 740, 763, 768 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Оценив условия заключенного сторонами контракта, суд приходит к выводу о том, что между сторонами заключен контракт на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд, в связи с чем отношения сторон подлежат регулированию нормами гл. 37 Гражданского кодекса РФ с особенностями, установленными законодательством о контрактной системе.
В соответствии со ст. 743, 746 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно пункт 2.7 контракта оплата выполненных работ заказчиком производится в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3).
Согласно п. 2.1 контракта в цену контракта включена стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: поставка и транспортировка изделий, материалов, оборудования, необходимых для выполнения работ.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства в рамках исполнения контракта, стороны предусмотрели затраты на временные здания и сооружения в процентах от сметной стоимости предусмотренных контрактом работ в размере 1,8 %.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы сметной стоимости строительства по спорному объекту предусмотрены временные сооружения стоимость которых составила 1,8 % от стоимости строительных работ.
Выполнение ответчиком в период действия контракта строительно-монтажных работ на объекте подтверждается подписанными сторонами без возражений актами выполненных работ унифицированной формы № КС-2, на основании которых были составлены и подписаны справки о стоимости выполненных работ унифицированной формы № КС-3.
27.12.2019 года подписан акт приемки законченного строительством объекта.
По правилам статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из буквального толкования данной нормы следует, что содержанием обязательства из неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Следовательно, основанием для возникновения обязательства из неосновательного обогащения является сам факт обогащения лица за счет иного лица без легитимирующего это юридического факта.
В соответствии с действующим гражданским законодательством, под обогащением понимается увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей (приобретение имущества) или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества (сбережение имущества).
Исходя из положений статьи 1102 ГК РФ и основываясь на общем принципе доказывания в арбитражном процессе, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, истец, предъявивший требование о взыскании неосновательного обогащения, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие к тому правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Судом установлено, что сметная стоимость работ по контракту составила 584 114,64 тыс. рублей.
Достоверность сметной стоимости работ подтверждена заключением ОАУ «Управление госдуартсвенной экспертизы» от 28.11.2017 года № 65-1-1-6-0086-17, согласно которому стоимость работ в размере 584 114,64 рубля признана достоверной, в разделе 2,4 указано на размер сметных норм на строительство временных сооружений – 1,8 % от цены строительных работ.
По мнению истца, затраты застройщика на временные здания и сооружения составили 3 398 253 рубля и возникли из актов 14/1,2,3,4,5, 15/1, 2,3, 16/1,2,3,4,5,6,7, 17/1, 18/1, 19/1, 20/1,2,4,5, 21/1, 21/2, 22/1,2,3,4,5,6, 23/1,3,4, 24/1,2,3, 25/1,2,3,5,8,9, 26/1,5, 27/1,2,3,4,5,6,7, 28/1,2,3,4,5,6, 29/1,2,3,4,5,9,10,12, 30/11,2,3,4,56,7,12, 21/1,2,3,4,5,6,7 и являются неосновательным обогащением ответчика.
Проанализировав указанные КС-акты, суд установил, что поименованные в нем работы отражены применительно к ЛСР, согласованным сторонами, стоимость временных сооружений определена в процентном соотношении от стоимости строительных работ в размере 1,8%.
Определение сметной стоимости строительства осуществлено в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по перечисленным 12-ти главам.
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенном в действие с 15.05.2001 (ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 (СНиП 12-01-2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы проектной документации частью проектной документации объекта является "Раздел 6. Проект организации строительства" (ПОС).
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен ГСН 81-05-01-2001.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом, согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН 81-05-01-2001 размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС.
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).
В приложении N 1 ГСН 81-05-01-2001 сметная норма затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений при строительстве школ установлена в размере 1,8% от стоимости СМР по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета.
Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм указан в Приложении N 2 к ГСН 81-05-01-2001.
Таким образом, условиями контракта, допускающими применение коэффициента 1,8 % в отношении временных сооружений, фактически установлена фиксированная, твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены вышеперечисленные лимитированные затраты.
В цену контракта включена стоимость всех перечисленных затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе затраты на временные здания и сооружения.
Судом установлено, что контракте отсутствует перечень временных зданий и сооружений, необходимых для строительства объекта, проектно-сметной документации на временные здания и сооружения, разработанной проектной организацией, на основании сводного сметного расчета стоимости строительства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что согласно МДС 81-35.2004 оплата затрат на временные сооружения должна быть произведена ответчиком из расчета в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ.
На выполненные работы и понесенные затраты при возведении временных зданий и сооружений отдельные акты унифицированной формы N КС-2, справки унифицированной формы N КС-3 не составляются, а учитываются отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта, и расчеты за них должны были производиться в соответствии с условиями контракта (по сметной норме).
Акты приемки выполненных работ подписаны со стороны истца без возражений.
То обстоятельство, что при составлении актов приемки выполненных работ к сметной стоимости работ применялся коэффициент 1,8% за титульные здания и сооружения, затраты с учетом указанного коэффициента учитывались отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта в суде не оспорено.
В этой связиприменение коэффициента 1,8% на временные здания и сооружения не противоречит ни условиям контракта, ни сводному сметному расчету стоимости строительства, в связи с чем требование о взыскании неосновательного обогащения в заявленном размере удовлетворению не подлежит.
Доводы истца о том, что фактически застройщик не устанавливал временные здания и сооружения не имеют правового значения, так как обязанность по оплате затрат на их возведение в процентном соотношении от стоимости работ определена контрактом в соответствии с приведенными выше нормативами и установлена в контракте с применением надлежащего коэффициента (1,8%).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья О. А. Портнова