АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-766/2011
9 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 9 июня 2011 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Сахалинской области к Отделу внутренних дел по муниципальному образованию «Городской округ Ногликский» о взыскании единого социального налога за 2009 год, зачисляемого в Фонд социального страхования, в размере 24 047 рублей и пени в размере 2 051 рубля 1 копейки,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 4 по Сахалинской области (далее – инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОВД по МО «Городской округ Ногликский» (далее – ОВД) 26 098 рублей 1 копейки единого социального налога (далее – ЕСН), зачисляемого в Фонд социального страхования, и начисленной пени.
В обоснование заявленного требования с учетом дополнения указано, что 23.03.2010 налогоплательщиком представлена налоговая декларация по ЕСН за 2009 год, согласно которой сумма налога, начисленного в Фонд социального страхования за налоговый период, составила 56 068 рублей. После возмещения Сахалинским региональным отделением ФСС РФ расходов на цели государственного социального страхования ОВД 26.08.2010 представил уточненную декларацию по данному налогу за 2009 год, в соответствии с которой сумма налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования, увеличилась на сумму возмещения (24 047 рублей) и составила 80 115 рублей. В связи с этим образовалась недоимка по ЕСН в размере 24 047 рублей, об уплате которой выставлено требование от 31.08.2010 № 58926. В установленный срок ОВД требование не исполнил. За несвоевременную уплату налога инспекцией начислены пени в размере 2 051 рубля 1 копейки. Поскольку налогоплательщик является бюджетной организацией, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
ОВД отзыв на заявление не представил. В судебном заседании от 04.04.2011 представитель ОВД с требованием инспекции не согласилась, пояснив, что предъявленная к взысканию сумма налога фактически является пособием по временной нетрудоспособности, возмещенным Фондом социального страхования.
Привлеченное определением суда от 04.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сахалинское региональное отделение ФСС РФ в представленных письменных пояснениях по существу спора указало, что по состоянию на 01.01.2010 ОВД не имеет задолженность по ЕСН, пеням и штрафам, зачисляемым в Фонд социального страхования. В тоже время, на данную дату числится задолженность Фонда перед страхователем в размере 65 141 рубля 24 копеек, в том числе 20 047 рублей 33 копейки за счет превышения расходов и 41 093 рубля 91 копейка в виде переплаты по ЕСН. Указанное превышение расходов было возмещено страхователю платежным поручением № 645 от 07.06.2010. Претензий к ОВД не имеется, поскольку ежеквартально проводится сверка расчетов с учетом сальдо на начало года.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участников процесса.
Изучив в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, являясь плательщиком ЕСН, 23 марта 2010 года ОВД представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу за отчетный 2009 год.
В указанной декларации налогоплательщик отразил следующие показатели:
- начислено налога за налоговый период, зачисляемого в ФСС, - 85 892 рубля (строка 600 декларации);
- расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период, - 50 025 рублей (строка 700 декларации);
- возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период - 20 201 рубль (строка 800 декларации);
- подлежит начислению в ФСС за налоговый период (стр. 600 – стр. 700 + стр. 800) 56 068 рублей (строка 900 декларации).
26 августа 2010 года ОВД представил в налоговый орган очередную уточненную налоговую декларацию за 2009 год, содержащую следующие показатели:
- начислено налога за налоговый период, зачисляемого в ФСС, - 85 892 рубля (строка 900 декларации);
- расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период - 50 025 рублей (строка 700 декларации);
- возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период всего -44 248 рубль (строка 800 декларации);
- подлежит начислению в ФСС за налоговый период (стр.600 – стр.700 + стр.800) - 80 115 рублей (стр.900 декларации).
Учитывая задекларированные налогоплательщиком сведения, инспекция установила, что в результате увеличения суммы возмещения расходов на цели государственного социального страхования у ОВД образовалась недоимка по ЕСН в размере 24 047 рублей (80 115 – 56 068), подлежащие зачислению в Фонд социального страхования, об уплате которого и начисленной пени выставлено требование № 58926 от 31.08.2010.
Указанное требование ОВД, являющийся бюджетным учреждением, в установленный срок не исполнил, в связи с чем, инспекция обратилась с настоящим заявлением о взыскании 24 047 рублей недоимки и 2 051 рубля 1 копейки пени в судебном порядке.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления инспекции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.
Пунктами 1 и 2 статьи 243 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанной статьи налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Частью 7 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядок ее заполнения установлены Приказом Минфина РФ от 29.12.2007 № 163н (далее – Приказ № 163н).
Согласно Разделу IV Приложения 2 Приказа, определяющему порядок заполнения раздела 2 декларации «Расчет единого социального налога», по 0800 «Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период» отражаются суммы денежных средств, полученные в налоговом периоде от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, подлежащую уплате в ФСС.
Значение показателя в строке 0810 определяется как сумма показателей строк 0820, 0830, 0840.
Правильность заполнения значения показателя строки 0810 налогоплательщик также может определить как разность между показателем, отраженным по строке 0800 Декларации, и показателем, отраженным по строке 0800 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0820 – 0840 отражаются суммы денежных средств, полученных страхователем от исполнительного органа ФСС в каждом месяце последнего квартала налогового периода с 1 числа и до окончания соответствующего календарного месяца, в порядке возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования.
В декларации суммы возмещения отражаются в том периоде, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по представлению корректирующей налоговой отчетности поставлена в зависимость от наличия указанных в данной норме условий, которые влекут занижение суммы налога, подлежащей уплате.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для представления ОВД 26.08.2010 в инспекцию уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2009 год явилось возмещение Сахалинским региональным отделением ФСС РФ по платежному поручению № 645 от 07.06.2010 понесенных ОВД в данном налогом периоде расходов на цели государственного социального страхования в размере 24 047 рублей 33 копеек.
Изменения в налоговой отчетности выразились в корректировке сроки 800 «Возмещение исполнительным органом ФСС» на указанную сумму возмещенных расходов, что, в свою очередь, повлекло увеличение налога на 24 047 рублей, подлежащего начислению в Фонд социального страхования за 2009 год (строка 900 декларации).
На необходимость внесения данных изменений в налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год указала инспекция в своем уведомлении от 16.08.2010 № 07-30 о вызове налогоплательщика в налоговый орган.
Однако, возлагая на ОВД данную обязанность, инспекция в нарушение вышеприведенных норм, регулирующих порядок заполнения налоговой декларации по ЕСН, не учла, что возмещение Сахалинским региональным отделением ФСС РФ произведенных страхователем расходов на цели государственного социального страхования произведено в 2010 году, тогда как по в строке 800 декларации отражаются суммы возмещения, полученные от исполнительного органа ФСС именно в отчетном налоговом периоде. В рассматриваемом случае корректировка произведена в декларации за 2009 год.
О недостоверности сведений в уточненной декларации по ЕСН от 26.08.2010 также указывает тот факт, что сумма возмещенных в июне 2010 года расходов в размере 24 047 рублей отражена налогоплательщиком в строке 840 декларации, в которой согласно Приказу № 163н фактически подлежат отражению денежные средства, полученные от исполнительного органа ФСС в декабре 2009 года.
Кроме того, по утверждению инспекции обязанность по уплате предъявленной к взысканию суммы ЕСН возникла с момента произведенного Сахалинским региональным отделением ФСС РФ возмещения расходов по платежному поручению № 645 от 07.06.2010, тогда как пени налоговый орган исчисляет с 15.01.2010, что не согласуется с налоговым законодательством.
Принимая во внимание изложенное, у налогоплательщика отсутствовала обязанность по представлению в инспекцию уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2009 год в связи с произведенным Сахалинским региональным отделением ФСС РФ в июне 2010 года возмещением расходов в размере 24 047 рублей 33 копеек.
Указанная сумма возмещения подлежит отражению в отчетности по страховым взносам на обязательное социальное страхование в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Таким образом, инспекция неправомерно предъявила ОВД к уплате 24 047 рублей ЕСН за 2009 год, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования, и приходящиеся на данную сумму налога пени в размере 2 051 рубля 1 копейки.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований инспекции о взыскания с ОВД налога и пени в размере 26 098 рублей 1 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Сахалинской области о взыскании с Отдела внутренних дел по муниципальному образованию «Городской округ Ногликский» единого социального налога за 2009 год, зачисляемого в Фонд социального страхования, в размере 24 047 рублей и пени в размере 2 051 рубля 1 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья С.А. Киселев