ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-7787/2023 от 18.01.2024 АС Сахалинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-7787/2023
30 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2024,
решение в полном объеме изготовлено 30.01.2024.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи  Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного  заседания Соколовым К.А., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора  Сахалинской области о признании незаконным бездействие администрации  муниципального образования «Курильский городской округ» (ИНН  <***>, ОГРН <***>), выразившееся в непринятии мер по  переходу на предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешений  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на оказание  услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания в  установленных местах»; 

возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в  законную силу решения суда осуществить переход на предоставление  муниципальной услуги «Выдача разрешений юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям на оказание услуг торговли,  общественного питания, бытового обслуживания в установленных местах» в  электронном виде, 

при участии:

от заявителя – ФИО1, личность удостоверена по служебному  удостоверению, 

от Администрации – ФИО2, по доверенности от 18.12.2023 года №  701, 


У С Т А Н О В И Л:

первый заместитель прокурора Сахалинской области (далее – заявитель,  прокурор) в интересах муниципального образования «Курильский городской  округ» обратился в суд с указанным заявлением. 

В обоснование заявленных требований указано, что администрацией не  обеспечено предоставление соответствующей муниципальной услуги в  электронном виде, что противоречит действующему законодательству и  создает административные барьеры для реализации прав субъектов  предпринимательской деятельности. 

До начала судебного заседания от администрации поступил отзыв на  заявление, в котором указала, что администрация, реагируя на замечания  прокурора, приняла все необходимые меры к устранению выявленных  недостатков и направила прокурору соответствующий проект постановления  и регламента для дальнейшего его принятия. 

Поступивший отзыв на заявление с приложенными документами  приобщен к материалам дела. 

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал  заявленные требования. 

Представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве  на заявление. 

В судебном заседании 10.01.2024 в порядке статьи 163 АПК РФ 

объявлялся перерыв до 18.01.2024.

После перерыва от администрации поступило заявление о признании 

иска.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив в  совокупности все представленные доказательства, суд приходит к  следующему. 

Из материалов дела следует, что прокуратурой Курильского района  проведен мониторинг деятельности администрации в сфере защиты прав  субъектов предпринимательской деятельности в части организации  предоставления муниципальных услуг, в ходе которого установлено, что на  официальном сайте администрации расположен перечень оказываемых  муниципальных услуг, в котором содержится муниципальная услуга  «Выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям на оказание услуг торговли, общественного питания,  бытового обслуживания в установленных местах», однако, порядок ее  предоставления в электронном виде не предусмотрен. 

Указанные обстоятельства зафиксированы актами проверки от  23.10.2023 и 26.10.2023. 


Письмом от 25.10.2023 № 594 «О результатах рассмотрения акта  прокурорского реагировании» администрация признала доводы прокурора  обоснованными. 

Полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие,  выразившееся в непринятии мер по переводу в электронный вид  соответствующей муниципальной услуги, прокурор обратился в суд с  настоящим заявлением. 

Частью 2 статьи 198 АПК РФ установлено, что прокурор вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201  АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и  их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий:  несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и  действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Под бездействием, которое может быть оспорено и признано  незаконным в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, следует  понимать несовершение органом, осуществляющим публичные полномочия,  должностным лицом действий, обязанность по совершению которых  предусмотрена законом или иным нормативным правовым актом. 

В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) государственная услуга,  предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом  государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом 


местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных  полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по  реализации функций соответственно федерального органа исполнительной  власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа  местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных  полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации (далее – органы, предоставляющие государственные  услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах  установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1). 

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного  самоуправления (далее – муниципальная услуга), – деятельность по  реализации функций органа местного самоуправления (далее – орган,  предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по  запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего  муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения,  установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003  года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и уставами  муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных  указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на  решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав  органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных  государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей  19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено  федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение  иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного  самоуправления других муниципальных образований, органов  государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия  муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2). 

При этом предоставление государственных и муниципальных услуг в  электронной форме представляет собой предоставление государственных и  муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого  портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных  порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе  осуществление в рамках такого предоставления электронного  взаимодействия между государственными органами, органами местного  самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления 


государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут  использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных  технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством  Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 Закона № 210-ФЗ). 

На основании статьи 3 Закона № 210-ФЗ нормативное правовое  регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением  государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,  принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми  актами. 

В статье 4 Закона № 210-ФЗ закреплены основные принципы  предоставления государственных и муниципальных услуг, одним из которых  является возможность получения государственных и муниципальных услуг в  электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору  заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона  предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется  исключительно в электронной форме (пункт 6). 

В силу положений части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы,  предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие  муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или  муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами  (пункт 1), а также обеспечивать возможность получения заявителем  государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это  не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за  исключением случая, если на основании федерального закона  предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется  исключительно в электронной форме (пункт 2). 

В свою очередь, при получении государственных и муниципальных  услуг заявители имеют право на получение государственных и  муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом,  а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской  Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании  федерального закона предоставление государственной или муниципальной  услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 3 статьи  5 Закона № 210-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к  вопросам местного значения муниципального, городского округа относится  создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского 


округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового  обслуживания. 

В целях реализации указанных положений постановлением  администрации от 11.12.2018 № 1182 утвержден административный  регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на оказание  услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания в  установленных местах». 

В последующем распоряжением Правительства Сахалинской области  от 07.02.2020 № 60-р утвержден Перечень государственных  (муниципальных) услуг, предоставляемых органами исполнительной власти  и органами местного самоуправления Сахалинской области, подлежащих  переводу в электронный вид в 2020 году (далее – Перечень № 60-р). 

В указанный Перечень включена муниципальная услуга «Выдача  разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на  оказание услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания в  установленных местах» (пункт 10 Перечня № 60-р). 

Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается  администрацией, на момент проведения проверки указанная муниципальная  услуга в электронный вид администрацией не переведена, соответствующие  изменения в административный регламент не внесены, фактическая  возможность получения услуги в электронном виде не организована. 

Подобное поведение уполномоченного органа свидетельствует о его  незаконном бездействии по невыполнению возложенной на него  обязанности. 

При этом то обстоятельство, что уже после обращения прокурора в суд  с настоящим заявлением администрацией подготовлен проект постановления  об утверждении административного регламента предоставления  муниципальной услуги «Выдача разрешений юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям на оказание услуг торговли,  общественного питания, бытового обслуживания в установленных местах»  на вышеуказанный вывод суда не влияет, поскольку подготовка проекта  такого постановления сами по себе не свидетельствуют о том, что в  настоящее время органом местного самоуправления обеспечено  предоставление обозначенной муниципальной услуги в электронном виде. 

В свою очередь, неоказание муниципальной услуги в электронном виде  создает административные барьеры для реализации прав субъектов  предпринимательской деятельности, что в целом не способствует реализации  целей проводимой административной реформы по повышению качества и  доступности муниципальных услуг. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд,  установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, 


должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает  решение о признании ненормативного правового акта недействительным,  решений и действий (бездействия) незаконными. 

Учитывая, что материалами дела подтверждено неправомерное  бездействие администрации, повлекшее нарушение прав и законных  интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, суд признает заявленные требования  обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части  решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в  совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. 

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить  определенные действия не является самостоятельным требованием, а  рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных  интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом  обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа  устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый  заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим  обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. 

Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора  (длительность бездействия с 2020 года, а также принятие администрацией в  ходе рассмотрения дела мер, направленных на переход к предоставлению  муниципальной услуги в электронном виде) и предмет заявленных  требований, суд на основании части 5 статьи 201 АПК РФ считает  испрашиваемый прокурором способ устранения нарушения прав и законных  интересов неопределенного круга лиц в виде возложения на администрацию  обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда осуществить переход на предоставление муниципальной  услуги в электронном виде соразмерным допущенному нарушению,  адекватным и отвечающим целям восстановления нарушенных прав  неопределенного круга лиц. 

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом  не рассматривается, поскольку стороны освобождены от уплаты  государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 


Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального  образования «Курильский городской округ» (ИНН <***>, ОГРН  <***>), выразившееся в непринятии мер по переходу на  предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешений юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям на оказание услуг торговли,  общественного питания, бытового обслуживания в установленных местах» 

Возложить обязанность на администрацию муниципального  образования «Курильский городской округ» (ИНН <***>, ОГРН  <***>) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда осуществить переход на предоставление муниципальной  услуги «Выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям на оказание услуг торговли, общественного питания,  бытового обслуживания в установленных местах» в электронном виде, 

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со  дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи  апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области. 

Судья Е.М. Александровская