ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-781/12 от 18.05.2012 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-781/2012

25 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2012 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Арцибасовой Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционера открытого акционерного общества «Пищекомбинат «Сахалинский» ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании незаконными действий, выразившихся в отмене открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций данного общества, и обязании назначить проведение открытого аукциона в течение трех месяцев с момента вынесения решения,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 11.04.2012,

от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – ФИО3 по доверенности от 07.11.2011,

от третьих лиц:

ОАО «Пищекомбинат «Сахалинский» – ФИО4 по доверенности от 10.12.2011,

Правительства Сахалинской области – ФИО3 по доверенности от 24.11.2011 № 1-7249,

У С Т А Н О В И Л :

Акционер ОАО «Пищекомбинат «Сахалинский» ФИО1 (далее акционер, заявитель) обратился в арбитражный суд с данным заявлением, которое определением от 12.03.2012 принято к производству, возбуждено дело.

В обоснование заявленных требований указано, что 12.11.2011 Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – министерство) объявило о проведении открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций ОАО «Пищекомбинат «Сахалинский» (далее – общество) в количестве 9 510 штук, что составляет 51% от уставного капитала общества. 05.12.2011 ФИО1, владеющим 163 акциями общества, подана заявка на участие в аукционе и по платежному поручению № 87 от 05.12.2011 перечислен задаток в размере 500 000 рублей. Однако, 06.12.2012 министерство сообщило об отмене указанного аукциона, опубликовав извещение об этом в газете «Губернские ведомости» № 221 (3908), а также на официальных сайтах министерства и Правительства Сахалинской области. Действия министерства по отмене аукциона являются незаконными и нарушают экономические права акционера на покупку государственной собственности Сахалинской области, поскольку отказ от проведения аукциона произведен ранее даты принятия распоряжения Правительства Сахалинской области № 905-р от 15.12.2011 «О внесении изменений в распоряжение правительства Сахалинской области от 17.09.2010 № 701-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества области на 2011 год», которым акции общества исключены из перечня акций, находящихся в государственной собственности, которые планируется приватизировать в 2011 году. При этом министерство, являющееся исполнителем постановлений и распоряжений Правительства и подотчетное ему, не имело права самостоятельно решать вопрос об отмене аукциона по продаже акций общества. Распоряжение министерства № 2029-р об отмене открытого аукциона по продаже акций общества вынесено также после опубликования такого сообщения в газете, а именно 21.12.2011. Кроме того, к компетенции Правительства Сахалинской области не относятся полномочия вносить изменения и дополнения в прогнозный план приватизации государственного имущества, поскольку согласно статье 2 Закона Сахалинской области от 06.07.2010 № 73-ЗО «О приватизации государственного имущества Сахалинской области» Правительству предоставлено лишь полномочие по утверждению прогнозного плана приватизации государственного имущества области на очередной финансовый год.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных письменных пояснениях и возражениях на доводы министерства.

Министерство в отзыве, поддержанном участвующим в судебном заседании представителем, с заявлением акционера не согласилось и в удовлетворении его просило отказать. Считает оспариваемые действия законными и обоснованными, поскольку решение об отказе в проведении открытого аукциона принято министерством как организатором данного аукциона в пределах полномочий, предоставленных ему пунктами 3.44 и 3.58 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па, и в соответствии с частью 3 статьи 448 ГК РФ.

Привлеченное определением суда от 12.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество в лице участвующего в судебном заседании представителя поддержало позицию заявителя.

Представитель Правительства Сахалинской области, привлеченного определением суда от 17.04.2012 к участию в деле также в качестве третьего лица, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 12 ноября 2011 года в газете «Губернские ведомости» № 206 (3893) на странице 15 опубликовано извещение о проведении министерством открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций общества в количестве 9 510 штук, что составляет 51% от уставного капитала общества, единым лотом. В качестве места и даты проведения аукциона и подведения итогов указано: <...> час. 00 мин. 14 декабря 2011 года.

5 декабря 2011 года акционером подана заявка на участие в аукционе по продаже государственного имущества Сахалинской области с прилагаемыми документами, которая принята министерством, о чем свидетельствует подпись уполномоченного лица.

6 декабря 2011 года в газете «Губернские ведомости» на основании письма министерства от 02.12.2011 № 02-б/н опубликовано сообщение об отмене открытого аукциона по продаже акций общества, назначенного на 14.12.2011.

Полагая, что действия министерства по отмене проведения открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций общества не соответствуют действующему законодательству, акционер обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственного органа незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного ненормативного акта, решения (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В корреспонденции с изложенным частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел в порядке главы 24 названного Кодекса арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив на основании статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не усматривает наличия совокупности названных условий.

Из материалов дела следует, что в собственности Сахалинской области в лице министерства находятся 9 510 штук обыкновенных именных бездокументарных акций общества, что согласно справке ОАО «ФИО5 С.Т.» о процентном соотношении по счету зарегистрированного лица составляет 51,0002% от уставного капитала общества.

Распоряжением Правительства Сахалинской области от 17.09.2010 № 701-р утвержден Прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2011 год (далее – Прогнозный план), в соответствии с которым акции общества, принадлежащие Сахалинской области, включены в перечень акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности области, которые планируется приватизировать в 2011 году.

Пунктом 3 указанного распоряжения Правительства Сахалинской области на министерство возложены полномочия обеспечить в установленном порядке реализацию прогнозного плана приватизации государственного имущества области на 2011 год.

Согласно статье 6 Закона Сахалинской области от 06.07.2010 № 73-ЗО «О приватизации государственного имущества Сахалинской области» приватизация государственного имущества области осуществляется способами, установленными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

К таким способам в силу статьи 13 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) относятся, в частности: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 178-ФЗ к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным названным Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

Порядок заключения договора на торгах, а также порядок организации и проведения торгов установлен статьями 447 и 448 ГК РФ.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в силу статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно пункту 2 Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (далее – Положение № 585), при продаже на аукционе акций, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, в соответствии с пунктом 1.1 которого министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений в Сахалинской области.

В силу пунктов 3.44 и 3.58 данного Положения указанный орган исполнительной власти наделен полномочиями заключать договоры купли-продажи, мены, доверительного управления областным государственным имуществом в соответствии с законодательством; осуществлять функции продавца государственного имущества, в том числе земельных участков под приватизированными предприятиями, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Сахалинской области.

Судом установлено, что проведение открытого аукциона по продаже акций общества, являющихся государственной собственностью Сахалинской области, назначено министерством на 11 час.00 мин. 14.12.2011.

2 декабря 2011 года министерством принято решение об отказе в проведении указанного аукциона, которое направлено для опубликования в газету «Губернские ведомости».

Извещение об отмене аукциона опубликовано в данном печатном издании 6 декабря 2011 года.

Таким образом, отменяя проведение аукциона, министерство действовало как орган исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченный осуществлять функции продавца государственного имущества, в том числе путем проведения открытых аукционов в соответствии Законом № 178-ФЗ и Положением № 585.

При этом, поскольку в данных нормативных правовых актах не урегулированы отношения, связанные отказом продавца от проведения аукциона, то министерство в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 178-ФЗ правомерно руководствовалось пунктом 3 статьи 448 ГК РФ, согласно которому если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения.

Установленные названной нормой порядок и срок для отказа в проведении открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности акций министерством соблюдены, что не оспаривается участниками процесса.

При данных обстоятельствах суд не усматривает в оспариваемых действиях министерства нарушение действующего законодательства. В рассматриваемом случае отказ от проведения аукциона является законодательно закрепленным правом организатора такого аукциона.

Доводы акционера по существу спора суд не принимает как необоснованные и не имеющие правового значения применительно к спорным правоотношениям.

Суд соглашается с позицией министерства в отзыве о том, что нормы, содержащиеся в Положении о порядке планирования приватизации государственного имущества Сахалинской области и порядке разработки прогнозного плана приватизации государственного имущества Сахалинской области, утвержденном Постановлением Правительства Сахалинской области от 11.10.2010 № 491, не регулируют порядок проведения аукциона и не предопределяют действия участков торгов, их права и обязанности, в связи с чем, право министерства отказаться от проведения аукциона не тождественно праву на внесение изменений в план приватизации.

Кроме того, согласно Прогнозному плану срок приватизации акций общества, находящихся в государственной собственности области, был определен – в течение 2011 года, а именно без указания конкретных дат и месяцев.

В этой связи действия министерства по отмене открытого аукциона, состоявшиеся в начале декабря 2011 года, на дату их совершения не могут признаваться как нарушающие Прогнозный план.

В последующем распоряжением Правительства Сахалинской области от 15.12.2011 № 905-р Прогнозный план был приведен в соответствие с фактическими обстоятельствами путем исключения акций общества из перечня акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности области, которые планируется приватизировать в 2011 году.

Применительно к изложенному суд также отмечает, что, поскольку аукцион не состоялся ввиду его отмены, то основания считать интересы заявителя нарушенными отсутствуют. Действия об отмене аукциона не могут нарушать законных прав и интересов акционера, так как не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено судом, уплаченный по платежному поручению № 87 от 05.12.2011 задаток в размере 500 000 рублей возвращен ФИО1 12 декабря 2011 года. Доказательства причинения ему убытков спорными действиями министерства в деле отсутствуют.

Довод заявителя об отсутствии полномочий Правительства Сахалинской области на внесение изменений в Прогнозный план суд отклоняет как не имеющий правового значения для разрешения спора, предмет которого являются именно действия министерства по отмене открытого аукциона.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного и имеющихся в деле доказательств суд отказывает акционеру в удовлетворении его требований о признании незаконными действий министерства, выразившихся в отмене открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций общества, и обязании назначить проведение открытого аукциона в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Судом установлено, что по чеку-ордеру СБ8567/003 от 22.12.2011 заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается физическими лицами в размере 200 рублей.

Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, суд относит судебные расходы в виде уплаченной по чеку-ордеру СБ8567/003 от 22.12.2011 государственной пошлины в размере 200 рублей на заявителя.

При этом излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 800 рублей на основании статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований акционера открытого акционерного общества «Пищекомбинат «Сахалинский» ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании незаконными действий, выразившихся в отмене открытого аукциона по продаже находящихся в государственной собственности Сахалинской области акций данного общества, и обязании назначить проведение открытого аукциона в течение трех месяцев с момента вынесения решения отказать полностью.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 800 рублей как излишне уплаченную по чеку-ордеру СБ8567/0003 от 22.12.2011. Заявителю выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.А. Киселев