ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-788/19 от 27.05.2019 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

Факс 460-945, 460-952, адрес сайта-http://sakhalin.arbitr.ru/

Электронная почта-info@sakhalin.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                              Дело № А59-788/2019

3 июня 2019 года                                      

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.05.2019, решение в полном объеме изготовлено 03.06.2019.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Веретенникова И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Щелкуновой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

муниципального автономного учреждения «Издательский дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 694920, <...>)

к ответчикам:

Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 693020, <...>);

Центральной избирательной комиссию Российской Федерации (109012, Москва, ФИО1 пер., д. 9);

Министерству финансов Сахалинской области (693000, <...>);

финансовому управлению администрации Углегорского городского округа (694920, <...>),

о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Углегорской территориальной избирательной комиссии в газете «Углегорские новости»

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 18.03.2019;

от ответчика Министерства финансов Сахалинской области:
ФИО3 по доверенности № 3.03-3516/18 от 20.12.2018;

в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное автономное учреждение «Издательский дом» (далее истец, Учреждение) обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерству финансов Сахалинской области, финансовому управлению администрации Углегорского городского округа о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Углегорской территориальной избирательной комиссии в газете «Углегорские новости» в размере 595 741 рубля 86 копеек.

В обоснование иска указано, что в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также в соответствии с законом Сахалинской «О муниципальных выборах в Сахалинской области» области истец выполнил свою обязанность по предоставлению бесплатной печатной площади во время выборов в Президента Российской Федерации и депутатов Собрания Углегорского городского округа. В этой связи истец понес убытки, связанные с предоставлением печатных площадей, которые ему не возмещены.

В судебном заседании 27.05.2019 представитель истца заявила об отказе от исковых требований в размере 11 442 рубля 6 копеек, предъявленных к Российской Федерации в лице министерства Финансов Российской Федерации, управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, центральной избирательной комиссию Российской Федерации, министерству финансов Сахалинской области.

Поддержала исковые требования в размере 584 299 рублей 80 копеек, просила их удовлетворить и взыскать указанную сумму с финансового управления администрации Углегорского городского округа (далее – ответчик, Управление).

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерапции (далее - АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Учитывая, что отказ муниципального автономного учреждения «Издательский дом» от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, суд находит отказ от иска подлежащим принятию, а производство по делу подлежащим прекращению в части.

Ответчик в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, отзыв на исковое заявление не представил, о дате и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, суд установил следующее.

Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий (пункт 1 статьи 47 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Сахалинской области «Об избирательных комиссия, комиссиях референдума в Сахалинской области» № 26-ЗО от 11.04.2008, избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, а также обеспечивают на территории Сахалинской области исполнение федеральных и региональных программ и мероприятий, разработанных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и (или) избирательной комиссией Сахалинской области.

В силу статьи 6 Закона № 26-ЗО избирательная комиссия Сахалинской области является государственным органом Сахалинской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Сахалинской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Сахалинской области, настоящим Законом, иными законами Сахалинской области.

Избирательная комиссия Сахалинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии Сахалинской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Сахалинской областной Думы.

Избирательная комиссия Сахалинской области вправе издавать и распространять печатную продукцию, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдума, с решением иных вопросов развития избирательной системы.

Статьей 20 настоящего Закона определены полномочия избирательной комиссии Сахалинской области, к числу которых также относятся: утверждает перечень территориальных избирательных комиссий с указанием их наименований и численного состава; формирует окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы, территориальные избирательные комиссии и назначает их председателей; осуществляет на территории Сахалинской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума; осуществляет контроль за соблюдением установленного единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади, установления и порядка опубликования итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов.

В силу положений пункта 14 статьи 20 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2012, финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Пунктами 1,4 статьи 32, пунктами 2 и 5 статьи 33 Закона Сахалинской области № 26-ЗО определено, что финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Сахалинской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также в соответствии с федеральными законами за счет средств федерального бюджета. Ассигнования на обеспечение деятельности избирательных комиссий предусматриваются соответственно в областном или местном бюджете на очередной финансовый год. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Сахалинской областной Думы, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательной комиссией Сахалинской области в соответствии с законами Сахалинской области за счет средств, выделенных на эти цели из областного бюджета (в редакции, действовавшей до внесения изменений). Ассигнования на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 42 Устава Углегорского городского округа, принятого решением Собрания Углегорского муниципального района от 16.03.2017 № 354 для организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы округа, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа может быть сформирована избирательная комиссия Углегорского городского округа.

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области
№ 16/98 от 09.06.2017 на Углегорскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии Углегорского городского округа по проведению муниципальных выборов, местных референдумов, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Статьей 52 Закона Сахалинской области от 28.04.2008 № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» установлено, что расходы, связанные с возмещением затрат на предоставление бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, осуществляются исключительно из средств местного бюджета, выделенных на проведение муниципальных выборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 67, пунктом 1 статьи 10 Закона Сахалинской области от 28.04.2006 № 32-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области», статьей 13 Устава Углегорского городского округа в 2018 году проведены выборы депутатов Собрания Углегорского городского округа седьмого созыва.

При проведении данных выборов истцом в газете «Углегорские новости» размещены материалы объемом 27 823,8 сантиметров.

Постановлением администрации Углегорского городского округа
№ 53 от 26.01.2018 «О стоимости услуг для муниципального автономного учреждения «Издательский дом» стоимость одного квадратного сантиметра площади газеты определена в размере 21 рубля.

Таким образом, стоимость размещенной информации составила 584 299 рублей 80 копеек.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные  доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда неправомерными действиями, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками, а также размер требуемых убытков.

В соответствии с пунктом 18 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи  50 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителями, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен.

Расходные обязательства Российской Федерации помимо иных оснований, возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья  84  Бюджетного кодекса).

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Компенсация понесенных расходов, установленных Федеральными законами по смыслу статьи 35 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условии компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.

Пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 Федерального закона № 19-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий - предоставить избирательным комиссиям бесплатно эфирное время и печатную площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий.

Приведенная правовая позиция изложена в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О, от 17.10.2006 № 485-О, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона № 51-ФЗ, обязывающие государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время, а также бесплатную печатную площадь.

Пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 19-ФЗ предусмотрено, что  эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 52 и 53 настоящего Федерального закона, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.

Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь предоставляются также политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 13 статьи 51 Федерального закона № 19-ФЗ предусмотрено, что предоставление бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, политической партией до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади.

Законами № 67-ФЗ и № 19-ФЗ не установлен порядок и источник компенсации государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимости предоставленных ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, которые получили по результатам голосования более 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В силу изложенной выше правовой позиции федеральные органы государственной власти обязаны компенсировать из бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади политическим партиям, набравшим по результатам выборов более 3-х процентов голосов избирателей.

Материалами дела установлено, и не оспорено ответчиком, что в 2018 году истец во исполнение положений пункта 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункта 1 статьи 10 Закона Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008, в связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Собрания Углегорского городского округа седьмого созыва, предоставил Углегорскогой территориальной избирательной комиссии бесплатную печатную площадь в газете «Углегорские новости» для опубликования решений, актов, иной печатной информации в размере 27 823,80 кв.см. на сумму 584 299 рублей 80 копеек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, указанные расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением на него федеральными законами обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади.

Возражений относительно объема предоставленной площади, а также по суммам требований, ответчиком не заявлено.

Названные убытки в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат компенсации за счет средств местного бюджета в силу статьи 52 Закона Сахалинской области от 28.04.2008 № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области».

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким финансовым органом является финансовое управление администрации Углегорского городского округа.

При таких обстоятельствах, суд находит требования Учреждения о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением бесплатной печатной площади во исполнение федеральных законов, подлежащими удовлетворению за счет бюджета Углегорского городского округа.

При распределении судебных расходов, понесенных истцом в виде уплаты государственной пошлины, суд исходит из положений статьи 110 АПК РФ, регламентирующей, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального автономного учреждения «Издательский дом» удовлетворить.

Взыскать с финансового управления администрации Углегорского городского округа (694920, <...>) в пользу муниципального автономного учреждения «Издательский дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 694920, <...>) 584 299 рублей 80 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 686 рублей, всего взыскать 598 985 (пятьсот девяносто восемь тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей 80 копеек.

Вернуть муниципальному автономному учреждению «Издательский дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 694920, <...>) из федерального бюджета 229 (двести двадцать девять) рублей излишне уплаченной государственной пошлины, о чем выдать справку.

Производство по делу в части остальных требований прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                         И.Н. Веретенников