ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-825/19 от 06.06.2019 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

http://sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Южно-Сахалинск                                                     

14 июня 2019 года                                                                 Дело № А59-825/2019

Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2019. Полный текст решения изготовлен 14.06.2019.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Д Колорес»                            (ОГРН 1066501073154, ИНН 6501174979) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (ОГРН 1036500602093, ИНН 6510003232), выразившегося в непредставлении документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым изменены Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое в части сведений о территориальных зонах, в которых расположены земельные участки с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264 и 65:05:0000010:304, видах разрешенного использования данных земельных участков в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области; возложении обязанности представить в соответствующий орган указанный документ,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Д Колорес» – Дьячковой Е.А. по доверенности от 09.01.2019,

от Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» – Грачевой О.Б. по доверенности от 15.04.2019 № 01-1427,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области - Бакуновой А.В. по доверенности от 14.09.2018 № 65/2018-06,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области - представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Д Колорес» (далее – заявитель, общество, ООО «Д Колорес») обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (далее - администрация, Администрация МО «Анивский ГО»).

В обоснование заявленных требований обществом указано, что в его собственности имеются земельные участки с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264, 65:05:0000010:304. Постановлением Администрации Анивского городского округа от № 1494-па указанные земельные участки включены в границы с. Ново-Троицкое Анивского района Сахалинской области с категорией земель «земли населенных пунктов» с целью их планируемого использования для строительства индивидуальных жилых домов. Согласно выписке от 13.11.2018 № 15 из Правил, выданной Департаментом архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации, принадлежащие ООО «Д Колорес» земельные участки с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264 и 65:05:0000010:304 отнесены к зоне Ж-1 - застройки индивидуальными жилыми домами. Между тем, согласно сведениям, размещенным в онлайн-сервисе Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости» (https://rosreestr.ru/wps/portal/online request), сведения о видах разрешенного использования указанных земельных участков от администрации в регистрирующий орган не поступали, земельные участки имеют разрешенное использование «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

Несоблюдение администрацией требований Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по представлению необходимых сведений в кадастровую палату влечет нарушение прав заявителя как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет определить соответствует ли выбранный им вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях. Кроме того, в настоящее время ООО «Д Колорес» имеет неисполненные обязательства по выплате гражданину Сон Ки Сен задолженности в размере 32 035 000 руб. по договорам купли-продажи, взысканной решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 05.04.2017 по гражданскому делу № 2- 2793/2017. Отсутствие у общества средств, достаточных для погашения требований исполнительного документа, послужили основанием для обращения Сон Ки Сен, а также судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области Свищевой В.Ю. в Анивский районный суд Сахалинской области с исковыми заявлениями об обращении взыскания на принадлежащие ООО «Д Колорес» земельные участки в целях дальнейшей реализации (гражданские дела № 2-589/2018 и № 2-70/2019). В рамках названных дел представлен отчет ООО «Оценочная компания «Система» об определении рыночной стоимости всех земельных участков общества. При определении рыночной стоимости оценщик использовал данные сайта Росреестра публичная кадастровая карта http://pkk5.rosreestr.ru/, согласно которым земельные участки имеют разрешенное использование «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Таким образом, неисполнение администрацией обязанности по направлению в Кадастровую палату документов и, соответственно, отсутствие в ЕГРН сведений о разрешенном использовании влекут неверную оценку рыночной стоимости принадлежащих ООО «Д Колорес» земельных участков, подлежащих реализации в рамках исполнительного производства.

В судебном заседании, состоявшемся 21.05.2019, представитель общества письменно уточнил требования, просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в сроки, установленные законом, в виде электронного документа в формате XML либо на электронном носителе копии решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 об утверждении Правил землепользования и застройки населенного пункта села Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ», включая сведения об устанавливаемых территориальных зонах, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; возложении обязанности представить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области копию решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 об утверждении Правил землепользования и застройки населенного пункта села Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ», включая сведения об устанавливаемых территориальных зонах, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон, в виде электронного документа в формате XML с использованием XML-схем либо на электронном носителе при отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Администрация МО «Анивский ГО» в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, указав на следующее. В соответствии с генеральным планом с. Ново-Троицкое, утвержденным решением Собрания Анивского городского округа от 10.04.2014 № 73, указанные обществом земельные участки (ровно как и иные земельные участки) включены в границы населенного пункта с. Ново-Троицкое. Сведения о переводе земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» органом местного самоуправления направлены в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Направление сведений в орган кадастрового учета о переводе земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» подтверждается публичной кадастровой картой, где категория земельных участков с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264, 65:05:0000010:304 указана «земли населенных пунктов».

Согласно Правил землепользования и застройки населенного пункта с.Ново-Троицкое, утвержденных решением Собрания Анивского городского округа от 28.05.2015 № 140, земельные участки с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264, 65:05:0000010:304 отнесены к территориальной зоне Ж-1 «зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данными Правилами установлены виды разрешенного использования указанных земельных участков, отнесенных к территориальной зоне Ж-1; основные - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов), приусадебный участок личного подсобного хозяйства, коммунальное обслуживание, обеспечение внутреннего правопорядка; вспомогательные - коммунальное хозяйство.

Таким образом, ООО «Д Колорес», как собственник земельных участков, имеет право выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, для чего ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета. Более того, изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника участка. Вне зависимости от наличия в органе кадастрового учета сведений о градостроительном регламенте для какой-либо территориальной зоны, сведения о территориальном зонировании запрашиваются в органе местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07,2010 № 210 «Об организаций предоставления государственных и муниципальных услуг».

Администрация также обратила внимание суда на пропуск обществом срока на подачу рассматриваемого заявления в суд. Обществу еще в 2015 году стало известно о включении спорных земельных участков в границы с. Ново-Троицкое Анивского района Сахалинской области с категорией земель «земли населенных пунктов» с целью их планируемого использования для строительства индивидуальных жилых домов. Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое утверждены Решением Собрания Анивского городского округа 28.05.2015. Кроме того, 11.06.2014 директор ООО «Д Колорес» обращался в администрацию с заявлением об изменении целевого назначения использования земельных участков, принадлежащих юридическому лицу на праве собственности из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Письмом от 10.07.2014 № 05-1741 директору общества был дан исчерпывающий ответ.

Определениями суда от 26.02.2019, 23.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области (далее - учреждение, кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее - управление, Управление Росреестра) соответственно.

Учреждение в отзыве и дополнениях в целом поддержало позицию администрации.

Управление отзыв на заявление не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 06.06.2019. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлялись в судебном заседании, а также в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Изучив в судебном заседании материалы дела, заслушав участников процесса, оценив представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд установил следующее.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 17.07.2013 обществу принадлежат следующие земельные участки: 

- кадастровый номер 65:05:0000031:56, общей площадью 17 901 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, Анивский район, с. Ново- Троицкое, севернее ул. Цветочная,

- кадастровый номер 65:05:0000007:264, общей площадью 82 081 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, Анивский район, примерно в 0,5 км по направлению на запад от с. Ново-Троицкое;

- кадастровый номер 65:05:0000010:304, общей площадью 83 745 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, Анивский район, 0,95 км по направлению на юго-запад от пересечения ул. Центральной - ул. Октябрьской с. Ново-Троицкое.

При этом, земельные участки отнесены к категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

По заявлению от 08.11.2018 общество получило выписку от 13.11.2018 № 15 из Правил № 140, согласно которой спорные земельные участки отнесены к зоне Ж-1 - застройки индивидуальными жилыми домами, с видом разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка.

В свою очередь согласно сведениям, размещенным в онлайн-сервисе Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости» (https://rosreestr.ru/wps/portal/online request), сведения о видах разрешенного использования указанных земельных участков от Администрация МО «Анивский ГО» в регистрирующий орган не поступали, в связи с чем земельные участки общества имеют разрешенное использование «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Таким уполномоченным органом является кадастровая палата.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ).

Субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочего, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы в пределах своих компетенций (ст. 5 ГрК РФ).

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены ст. 8 ГрК РФ, к числу которых относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет» (ст. 32 ГрК РФ).

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение, в том числе, правил землепользования и застройки.

В силу ч. 5 ст. 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.

В соответствии с п.п. 1-5 ст. 10 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В силу ст. 15 Закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки (п. 5 ч. 1).

Представительным органом местного самоуправления, принявшим Правила землепользования и застройки в МО «Анивский городской округ», является Собрание.

С 01.10.2013 Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ изменена редакция ст. 15 Закона № 221-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, в порядке, установленном названной статьей, а именно в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений.

Одновременно в ч. 4 ст. 15 законодатель определил, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительством РФ от 03.02.2014 № 71 утверждены Правила (далее - Правила № 71), в п. 5 которых предусмотрено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Согласно п. 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (п. 21 Правил № 71).

С 01.01.2017 ст.ст. 3-28 Закона № 221-ФЗ, как и Правила № 71 утратили свою силу.

Между тем, с данного момента рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 1 января 2017 года, и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами № 1532, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 (далее - Правила № 1532).

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Согласно п. 6 Правил № 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Таким образом, из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр.

То есть действующим в период с 2012 года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению спорных сведений и документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки.

Как установлено судом, Решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 утверждены Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ», следовательно, установленная законом обязанность по представлению в орган кадастрового учета соответствующего документа в электронном виде должна была выполнена Собранием в срок не более чем пять рабочих дней с момента вступления в силу указанных правил.

Как указывалось выше содержание указанной обязанности в части объема подлежащих направлению сведений и формы, а также способов ее направления изменялось.

Соответственно, документы и сведения подлежат направлению в орган кадастрового учета в порядке, установленном на дату совершения указанных действий.

На основании решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 10.04.2014 № 73 «Об утверждении генерального плана с. Ново-Троицкое в составе проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования «Анивский городской округ» применительно к территории с. Ново-Троицкое», Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Устава муниципального образования «Анивский городской округ» администрацией издано постановление от 18.09.2014 № 1494-па о включении земельных участков с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:256, 65:05:0000010:304, 65:05:0000007:264, 65:05:0000000:61 в границы с. Ново-Троицкое Анивского района Сахалинской области с категорией земель «земли населенных пунктов» с целью их планируемого использования для строительства индивидуальных жилых домов.

Пунктом 2 данного постановления на Управление архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации возложена обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области.

Впоследствии Решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 утверждены Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ».

Согласно сведениям, представленным учреждением, для исполнения по подведомственности Управлением Росреестра в адрес кадастровой палаты 20.10.2016 согласно входящего письма за № 05-04/6168 перенаправлены утвержденные Правила землепользования и застройки, полученные Управлением от Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а именно:

- Правила землепользования и застройки населенных пунктов МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 28.07.2011 № 204;

- внесение изменений в Правила землепользования и застройки населенных пунктов МО «Анивский городской округ» Сахалинской области, утвержденных решением Собрания Анивского городского округа от 28.07.2011 № 204 применительно к территории населенного пункта села Таранай, от 28.07.2016 № 212;

- Правила землепользования и застройки населенного пункта г. Анива МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 16.12.2010 № 138;

- Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Троицкое МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 16.12.2010 № 139;

- внесение изменений в Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Троицкое МО «Анивский городской округ» Сахалинской области, утвержденных решением Собрания от 16.12.2010 № 139, от 08.09.2016 № 224;

- Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 25.05.2015 № 140;

- внесение изменений в Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 25.05.2015 № 140, от 12.05.2016 № 198;

- Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Воскресенское МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием Анивского городского округа от 28.07.2016 № 211.

При поступлении вышеуказанных документов кадастровой палатой подготовлены письма в адрес Управления и Администрации МО «Анивский ГО», вице-мэру по строительству и развитию инфраструктуры (исх. № УР-893 от 31.10.2016, № 1216 от 31.10.2016) о невозможности проверить представленные сведения, электронные образы бумажных документов, оформленных в виде файлов в формате «PDF» на укладываемость и непротиворечивость данных ГКН; невозможности внесения представленных сведений в ГКН, ввиду их несоответствия Правилам № 1532.

Кадастровая палата в настоящее время не располагает сведениями о направлении вышеуказанных документов в регистрирующий орган.

Между тем, оспаривая бездействие Администрации МО «Анивский ГО» по ненаправлению соответствующих сведений, общество, по мнению суда, обратилось по истечению срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, в силу следующего.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (ч. 1 ст. 115 АПК РФ).

В силу ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

АПК РФ не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Следовательно, право установления причин пропуска срока для обращения в суд и оценки их уважительности принадлежит суду.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.11.2004 № 367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 г. № 9316/05 сформулирована следующая правовая позиция: «Как следует из содержания статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса, пропуск заявителем срока для обращения в суд не является для суда основанием для возвращения заявления. Статья 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 названного Кодекса.

В связи с этим суду надлежит выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления».

Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 № 7830/06.

В пояснениях от 04.03.2019 общество указывает на следующие обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Так, о нарушении прав и законных интересов заявитель узнал лишь в феврале 2019 года при ознакомлении с материалами гражданского дела № 2-70/2019 (отчетом оценщика от 03.10.2018 № 0918-86/1), а также сведениями, размещенными на сайте Росреестра публичная кадастровая карта, онлайн-сервисе Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости».

Между тем, в судебном заседании, состоявшемся 21.05.2019, представитель общества пояснила, что в 2015 году ООО «Д Колорес» стало известно, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264, 65:05:0000010:304 включены в границы с. Ново-Троицкое МО «Анивский городской округ» с категорией земель «земли населенных пунктов» с целью их планируемого использования для строительства индивидуальных жилых домов, а также об утверждении Правил землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое МО «Анивский городской округ» Собранием Анивского городского округа решением от 25.05.2015 № 140.

Данное обстоятельство подтверждено и решением Анивского районного суда Сахалинской области от 24.05.2019 по делу № 2-70/2019, в тексте которого указано: «В 2015 году ответчик перевел земельные участки с кадастровыми номерами , , , , в разряд земель населенных пунктов, имеющих разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства. Стоимость земельных участков значительно возросла. Так, в соответствии с оценкой стоимость земельных участков составила: площадью 83745 кв.м. – 61 100 000 рублей, площадью 143205 кв.м – 105 750 000 рублей, площадью 17901 кв.м – 12 925 000 рублей, площадью 82081 кв.м – 59 925 000 рублей.».

Суд также принимает во внимание, что 11.06.2014 директор ООО «Д Колорес» Бочкарев С.Б. обращался в администрацию с заявлением об изменении целевого назначения использования земельных участков, принадлежащих юридическому лицу на праве собственности из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Рассмотрев обращение директора, администрация направило письмо от 10.07.2014 № 05-1741, в котором указала, что информация об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков и градостроительных регламентов содержится в Правилах землепользования и застройки Анивского городского округа. В такой документ (Правила) вносятся изменения ввиду утверждения генерального плана с. Ново-Троицкое решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области от 10.04.2014 № 73, в связи с чем принятие решения об изменении вида разрешенного использования возможно только после утверждения Правил в конце III квартала 2014 года. Одновременно разъяснена возможность раздела земельных участков под жилищное строительство.

Как следует из Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого Решением Собрания Анивского городского округа от 22.05.2014 № 77, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта является первая публикация его полного текста в местной газете «Утро Родины».

Правила землепользования и застройки населенного пункта с. Ново-Троицкое МО «Анивский городской округ», утвержденные решением Собрания Анивского городского округа от 25.05.2015 № 140 опубликованы в спецвыпуске газеты «Утро Родины».

Более того, как следует из официального сайта администрации по адресу https://aniva.admsakhalin.ru/razvinfr/arh/pzz/utv/pzz_novo-troitskoye/, органом исполнительной власти опубликованы документы, имеющие отношения к Правилам, в частности, имеется решение Собрания Анивского городского округа от 25.05.2015 № 140; карта градостроительного зонирования; карта градостроительного зонирования в части границ зон с особыми условиями использования территорий объектов культурного наследия; протокол публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в правила землепользования и застройки Анивского городского округа применительно к территории Анива и села Ново-Троицкое Сахалинской области» от 14.05.2015. К данному протоколу имеются 2 (два) приложения: первое - регистрация участников заседания публичных слушаний, второе - регламент проведения публичных слушаний. Как следует из первого приложения, в числе прочих участников публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в правила землепользования и застройки Анивского городского округа применительно к территории Анива и села Ново-Троицкое Сахалинской области», зарегистрирован Бочкарев Станислав Борисович (адрес - г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 68-19).

Из имеющихся материалов дела следует, что директором ООО «Д Колорес», как и указывалось выше, является Бочкарев С.Б., из шапки рассматриваемого заявления обществом указан адрес аналогичный адресу участника Бочкарева С.Б. в приложении № 1 к протоколу.

Таким образом, обществу, а ровна как и его директору задолго до обращения в арбитражный суд было известно о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 65:05:0000031:56, 65:05:0000007:264, 65:05:0000010:304 в разряд земель населенных пунктов, имеющих разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства.

В этой связи, учитывая ч. 7 ст. 15 Закона № 221-ФЗ, согласно которой, в случае, если сведения относительно утверждения правил землепользования и застройки не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные ст. 15 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, общество не отнеслось с должной осмотрительностью к принятым решениям от 18.09.2014, от 28.05.2015, соответственно, не воспользовалось правом на оспаривание бездействия администрации в установленный законом срок, не заявив ходатайство о восстановлении срока, следовательно, заявителем прощен срок на обращение в суд.

В силу ст.ст. 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований общества судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

При подаче заявления в суд общество уплатило государственную пошлину в размере 6 000 руб. по чеку-ордеру от 12.02.2019.

В абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.

Таким образом, заявленные требования общества подлежат оплате государственной пошлиной в размере 3 000 руб. Остальная часть уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО «Д Колорес» из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Д Колорес» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в сроки, установленные законом, в виде электронного документа в формате XML либо на электронном носителе копии решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 об утверждении Правил землепользования и застройки населенного пункта села Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ», включая сведения об устанавливаемых территориальных зонах, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон;

возложении обязанности представить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области копию решения Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 28.05.2015 № 140 об утверждении Правил землепользования и застройки населенного пункта села Ново-Троицкое муниципального образования «Анивский городской округ», включая сведения об устанавливаемых территориальных зонах, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон, в виде электронного документа в формате XML с использованием XML-схем либо на электронном носителе при отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Д Колорес» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 12.02.2019 (операция: 49). Заявителю выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                                    А.И. Белоусов