ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-841/14 от 15.10.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693024, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-841/2014

17 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2014 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Слепенковой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жамбаловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера» (ОГРН 1026500529131, ИНН 6501085380) к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793) о признании незаконным решения по результатам таможенной проверки № 10707000/400/190214/Т0023 от 19.02.2014,

при участии представителей:

от заявителя – Кокшеневой И.Ф. - по доверенности от 26.11.2013, Сминовой И.В. – по доверенности от 17.01.2014,

от Сахалинской таможни – Зенковой Е.В. по доверенности от 16.12.2013, Тимчишиной Н.А. – по доверенности от 23.05.2014,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера» (далее – заявитель, общество, ООО СКФ «Сфера», декларант) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган).

В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемые решение таможенного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, поскольку отказ в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей незаконно возлагает обязанность на Общество по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввезенных по ДТ№№10707030/050710/0002829 - 10707030/120312/0001649 в размере 29 707 069 руб. без учета пеней. Принимая решение об отказе Обществу в предоставлении льгот, таможня не учла, что льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, устанавливаются таможенным законодательством в отношении товаров, а не лиц, которые их перемещают через таможенную границу.

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» на территории Российской Федерации осуществляет деятельность по разработке и добычи полезных ископаемых Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений.

Данное право было представлено Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» как инвестору и оператору на основании Соглашения о разделе продукции от 30.06.1995 (далее - СРП-1), заключенного с Российской Федерацией в лице Правительства Сахалинской области и Администрации Сахалинской области.

В рамках СРП-1 Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» в последующем заключило ряд договоров с подрядчиками на осуществления различных видов работ, а также поставку товаров, которые, в свою, очередь, заключали договоры субподряда с российскими юридическими лицами.

Так, 20 августа 2007 года между Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» был заключен договор на выполнение работ рамках СРП-1.

16 мая 2008 года между Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» и ООО «СКФ «Сфера» заключен контракт №A2072643-30-F004, предметом которого является выполнение работ по проекту «Сооружения первой очереди добычи на месторождении Одопту».

08 июня 2007 года между Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ООО «Сахалин Текникал Сервисез Нэтворк» был заключен договор на выполнение работ в рамках СРП-1.

04 декабря 2009 года между ООО «Сахалин Текникал Сервисез Нэтворк» и ООО «СКФ «Сфера» был заключен контракт №STSN-09-082 на предоставление проектирования, инженерно-технических, строительных и сопутствующих услуг.

08 июля 2010 года между Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» и ООО «СКФ «Сфера» был заключено соглашение №C0EP-COE-2-0001-FE на поставку товара для выполнения работ по СРП-1.

Таким образом, ООО «СКФ «Сфера» является субподрядчиком на выполнение работ и поставку товаров в рамках СРП-1 по вышеперечисленным контрактам. Указанное обстоятельство признается Сахалинской таможней, что прямо отражено в абзаце 2 страницы 4 акта камеральной таможенной проверки от 19.02.2014 № 10707000/400/190214/А0023 (далее - акт от 19.02.2014).

В целях материально-технического снабжения работ в рамках СРП-1 ООО «СКФ «Сфера» в режиме импорта осуществлялся ввоз товаров на территорию Российской Федерации по ДТ №№10707030/050710/0002829, 10707030/121110/0005104, 10707030/091210/0005683, 10707090/251110/0009525, 10707030/030311/0000947, 10707030/250311/0001358, 10707030/310311/0001455, 10707030/120411/0001612, 10707030/190411/0001769, 10707030/180511/0002392, 10707030/100611/0003006, 10707030/080711/0003667, 10707030/030811/0004344, 10707030/040811/0004383, 10707030/260811/0004931, 10707030/160911/0005445, 10707030/071011/0005935, 10707030/281111/0007376, 10707090/011211/0009706, 10707030/170112/0000179, 10707030/230112/0000346, 10707030/310112/0000571, 10707030/161110/0005212, 10707030/091210/0005689, 10707090/261110/0009553, 10707030/100311/0001034, 10707030/250311/0001375, 10707030/060411/0001543, 10707030/130411/0001635, 10707030/210411/0001828, 10707030/310511/0002733, 10707030/280611/0003391, 10707030/270711/0004169, 10707030/030811/0004362, 10707030/110811/0004543, 10707030/050911/0005151, 10707030/270911/0005723, 10707030/231111/0007303, 10707030/161211/0007907, 10707090/071211/0009923, 10707030/200112/0000284, 10707030/260112/0000463, 10707030/030212/0000697, 10707030/091210/0005677, 10707090/101110/0009133, 10707030/010311/0000892, 10707030/210311/0001255, 10707030/290311/0001424, 10707030/080411/0001583, 10707030/140411/0001669, 10707030/250411/0001920, 10707030/090611/0002996, 1070730/300611/0003485, 1070^030/010811/0004296, 10707030/040811/0004379, 10707030/220811/0004827, 10707030/080911/0005256, 10707030/300911/0005839, 10707030/241111/0007324, 10707030/291211/0008333, 10707090/141211/0010185, 10707030/230112/0000342, 10707030/310112/0000555, 10707р30/150212/0001050, 10707030/120312/0001649. (далее – ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649).

Предназначение ввозимого товара подтверждалось предоставлением в таможенный орган гарантийных писем Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» со ссылками на условия СРП-1 и статьи сметы расходов, предусматривающие такие затраты (письма за период с 28.06.2010 по 05.03.2012, полный перечень которых перечислен на странице 18-19 решения от 19.02.2014).

Данные сведения отражались в графе 44 ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649. Указанный факт также признается Сахалинской таможней, о чем прямо указано в абзаце 5 страницы 2 решения от 19.02.2014.

Общество указало, что ООО СКФ «Сфера» имело право на льготы в отношении ввезенных товаров для выполнения работ по СРП-1, в связи с чем, решение и требования таможенного органа являются незаконными.

В судебном заседании представители общества требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и представленных письменных дополнениях.

Таможня в отзыве, поддержанном участвующими в судебном заседании представителями, с заявлением общества не согласилась и в удовлетворении его просила отказать, указав следующее.

В соответствии с пунктом 23.1 статьи XXIII СРП «Сахалин - 1» «Импорт, экспорт и валюты» Консорциуму разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по освоению месторождений, включая машины и оборудование..., в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта. Подрядчиками Соглашения (п. 1.15 СРП) являются российские или иностранные физические и/или юридические лица или любое объединение или любая организация, состоящие из юридических лиц и/или физических лиц, которая осуществляет любую деятельность, составляющую часть работ по освоению месторождений, в соответствии с контрактом на производство работ или предоставление услуг, заключенным с Консорциумом или с Оператором (сторона назначенная Консорциумом действовать от его имени при осуществлении работ по освоению месторождений (п. 1.54 СРП). Под Субподрядчиками СРП (п. 1.65) понимает любое российское или иностранное физическое лицо, юридическое лицо или любое коммерческое объединение или организацию, состоящую из юридических лиц и/или физических лиц, которые ведут любую деятельность, являющую частью работ по освоению месторождения, в соответствии с контрактом на работы или услуги, заключенным с Подрядчиком Консорциума или Подрядчиком Оператора.

Соглашение «Сахалин - 1» заключено в июне 1995 года и в соответствии с действующим на тот момент нормативными правовыми актами правовой основой для заключения СРП «Сахалин-1» являлся Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» (далее – Указ № 2285).

Согласно п.1 названного Указа соглашение о разделе продукции является одной из форм договорных отношений государства с инвесторами - пользователями недр, которая предусматривает раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющий взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме.

Пунктом 8 Указа от 24.12.1993 № 2285 установлено, что продукция производственно-технического назначения, ввозимая инвестором в Российскую Федерацию в рамках соглашения, освобождается в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа от взимания налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин

Из приведенного положения следует, что установление особого режима налогообложения при заключении соглашений о разделе продукции допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения.

Определение соглашения о разделе продукции как договора, заключаемого между Российской Федерацией и инвестором, предметом которого является урегулирование отношений названных субъектов по вопросам поиска, разведки, добычи минерального сырья на указанном в соглашении участке недр, пользования недрами и раздела произведенной продукции, приведено и в ст. 2 Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашения о разделе продукции» (далее - Закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ).

Предусмотренные п. 7 статьи 2 Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ, п. 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия Закона о СРП, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения подлежат применению только в отношении инвестора, поскольку только он является тем субъектом, правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ и главы 26.4 НК РФ.

Указанное соответствует правовой позиции, сформированной Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 1674/10 (далее - Постановление ВАС РФ от 29.09.2010 № 1674/10).

Таким образом, правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации соглашений, заключенных до принятия Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ, не регулируются главой 26.4 НК РФ (в том числе -статья 346.35). Условия налогообложения лиц, привлекаемых Компанией как инвестором для реализации Соглашения «Сахалин-1», определяются иными нормами действующего налогового законодательства без каких-либо изъятий, при реализации налоговых норм общего порядка, как в случае с главой 25 НК РФ, применяемой для всех лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений, в обязанности которых входит уплата такого рода налога.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, отнесенная в силу статьи 18 НК РФ к специальным налоговым режимам, допускает применение специального налогового режима установленного НК РФ только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах. К которым, в данном случае, в силу прямого указания закона, относятся требования п.1 статьи 346.35 НК РФ, предусматривающие применение специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, только при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ, и отвечают указанным данным пунктом статьи 346.35 НК, условиям.

Следовательно, довод заявления общества об установлении с момента введения главы 26.4 НК РФ (ФЗ от 06.06.2003 № 65 - ФЗ) подрядчикам и субподрядчикам СРП «Сахалин - 1» освобождения от взимания таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию товаров, предназначенных для работ по соглашениям о разделе продукции, заключенным до принятия Закона № 225-ФЗ, противоречит нормам материального права и не соответствует судебной практике, сформированной Постановлением ВАС РФ от 29.09.2010 № 1674/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами.

Кроме того, исходя из положений, установленных пп.6 и пп.27 п.1 статьи 4, статьи 186, статьи 188 ТК ТС, лицо, заявляющее сведения в отношении декларируемого товара имеет юридически значимое значения для целей выпуска товаров и принятия таможенным органом решения о помещении декларируемого товара под таможенную процедуру и предоставлении в отношении товара тарифных преференций и налоговых льгот. Тем самым, с точки зрения таможенного законодательства, решение вопроса тарифных преференций и налоговых льгот в отношении товара, напрямую зависит от лица, выступающего декларантом данного товара.

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 10.10.2002 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1026500529131, в связи с постановкой на налоговый учет присвоен ИНН 6501085380.

Компания Эксон Нефтегаз Лимитед, являясь Оператором Соглашения о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин от 30.06.1995 (далее - Проект, СРП, СРП-1, проект «Сахалин-1»), заключённого между Российской Федерацией, представленной Правительством Российской Федерации и Администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и Эксон Нефтегаз Лимитед, корпорацией, Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компани, Лтд, корпорацией, Сахалинморнефтегаз-Шельф, ЗАО, и Роснефть-Сахалин, ЗАО, с другой стороны (именуемые Консорциум), через аккредитованный филиал, расположенный в г. Южно-Сахалинске, участвует в освоении нефтяных и газовых месторождений в рамках указанного СРП.

20 августа 2007 года между Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» был заключен договор на выполнение работ рамках СРП-1.

16 мая 2008 года между Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» и ООО «СКФ «Сфера» заключен контракт №A2072643-30-F004, предметом которого является выполнение работ по проекту «Сооружения первой очереди добычи на месторождении Одопту».

08 июня 2007 года между Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ООО «Сахалин Текникал Сервисез Нэтворк» был заключен договор на выполнение работ в рамках СРП-1.

04 декабря 2009 года между ООО «Сахалин Текникал Сервисез Нэтворк» и ООО «СКФ «Сфера» был заключен контракт №STSN-09-082 на предоставление проектирования, инженерно-технических, строительных и сопутствующих услуг.

08 июля 2010 года между Компанией «Флуор Дэниел Евразия, Инк.» и ООО «СКФ «Сфера» был заключено соглашение №C0EP-COE-2-0001-FE на поставку товара для выполнения работ по СРП-1.

В рамках вышеуказанных соглашений и контрактов декларантом ввезены товары, поименованные в ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649.

С целью получения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при декларировании товаров по ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649 декларантом в таможенный орган были представлены, помимо контракта от 20.08.2007 № А2072643, субконтракта от 16.05.2008 № A2072643-30-F004, контракта от 08.08.2009 № A2165791-FDEI, контракта от 06.07.2009 № 2165791, соглашения на поставку от 08.07.2010 № СОЕР-СОЕ-2-0001-FE, контракта от 08.06.2007 № А2087599, коммерческого контракта от 04.12.2009 № STSN-09-082, заявления компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (поименованные на листах 18-20 акта камеральной таможенной проверки №10707000/400/190214/А0023 от 19.02.2014), сведения о которых были заявлены в графе 44 указанных ДТ.

Также в графе 44 вышеуказанных ДТ в качестве правового основания предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость декларантом указана статья 346.35 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в качестве документа по соблюдению условий на льготы по уплате ввозной таможенной пошлины заявлено СРП «Сахалин-1» от 30.06.1995.

В соответствии с представленными при декларировании товаров по ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649 документами и сведениями, таможней в отношении данных товаров подрядчику были представлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Товары были выпущены условно в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 200 Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), с ограничениями выпуска, установленными п. 2 данной статьи ТК ТС.

В период с 16.04.2013 по 19.02.2014 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правомерности предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, продекларированных по декларациям на товары (ДТ) №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649, результаты которой отражены в акте от 19.02.2014 №10707000/400/190214/А0023.

В ходе камеральной проверки таможней сделан вывод о том, что подрядчики и субподрядчики инвестора в рамках СРП «Сахалин-1» не являются субъектами специального налогового режима, установленного СРП, и к ним должны применяться нормы законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, действующие в соответствующем периоде, в связи с чем, решением от 19.02.2014 № 10707000/400/190214/Т0023:

- решения Корсаковского, Южно-Сахалинского таможенных постов Сахалинской таможни о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по указанным ДТ признаны неправомерными и отменены;

- обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по данным ДТ в связи с установлением фактов несоблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;

- отменен условный выпуск товаров, задекларированных по ДТ;

- отделу таможенных платежей Сахалинской таможни указано на принятие мер по доначислению и взысканию условно начисленных ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров по указанным ДТ.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичное право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предусмотрено ст. 9 ТК ТС и ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

29.09.2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановление № 1674/10 по арбитражному делу № А59-1445/08-С15, в котором сформировал следующую правовую позицию: соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором (пользователем недр), не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения. В этой связи, предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ и п. 15 ст. 346.35 НК РФ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия названного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения подлежат применению только в отношении инвестора.

Федеральная таможенная служба письмом от 24.10.2011 № 01-11/51372 проинформировала территориальные таможенные органы о том, что данную правовую позицию необходимо учесть при совершении таможенных операций, связанных с помещением ввозимых товаров под таможенную процедуру, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Судом установлено, что 30.06.1995 между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрации Сахалинской области, с одной стороны, и ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД корпорацией, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, корпорацией, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, ЗАО И РОСНЕФТЬ-САХАЛИН, ЗАО (ЭКСОН, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, РОСНЕФТЬ-САХАЛИН в дальнейшем именуются «Консорциум») с другой стороны, заключено Соглашение о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин.

Согласно п. 22.3 СРП «Сахалин-1» за исключением случаев, специально предусмотренных в параграфе 22.1 «Налоги и обязательные платежи» никакие другие налоги, пошлины, сборы и другие обложения, введенные Российской Федерацией, Сахалинской областью или любым другим органом государственной власти на территории Российской Федерации либо на дату вступления соглашения в силу, либо в будущем не будут подлежать оплате Консорциумом или любой стороной Консорциума в связи с любым видом деятельности по освоению месторождений по настоящему соглашению, включая внутренние и экспортные продажи углеводородов.

Пунктом 23.1 определено, что консорциуму (и каждой из сторон консорциума) разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по освоению месторождений, включая машины и оборудование, описанные в графе 19.4 настоящего соглашения, в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта.

В соответствии с действующими на тот момент нормативными правовыми актами правовой основой для заключения СРП «Сахалин-1» являлся Указ № 2285.

Согласно п. 1 названного Указа соглашение о разделе продукции является одной из форм договорных отношений государства с инвесторами - пользователями недр, которая предусматривает раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющий взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме.

Пунктом 8 Указа также установлено, что продукция производственно-технического назначения, ввозимая инвестором в Российскую Федерацию в рамках соглашения, освобождается в соответствии с п. 1 данного Указа от взимания НДС и таможенных пошлин.

Из приведенного положения следует, что установление особого режима в отношении обязательных платежей при заключении соглашений о разделе продукции допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами.

Определение соглашения о разделе продукции как договора, заключаемого между Российской Федерацией и инвестором, предметом которого является урегулирование отношений названных субъектов по вопросам поиска, разведки, добычи минерального сырья на указанном в соглашении участке недр, пользования недрами и раздела произведенной продукции, приведено и в ст. 2 Закона № 225-ФЗ.

Предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия данного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по обязательным платежам, в том числе вопросам налогообложения, подлежат применению только в отношении инвестора, поскольку только он является тем субъектом, правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования Закона № 225-ФЗ.

В свою очередь, правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации этих соглашений, не регулируются Законом № 225-ФЗ, в том числе и в части норм, устанавливающих указанное положение о сохранении условий по обязательным платежам, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу названного Закона.

Таким образом, порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых лицами, привлекаемыми компанией как инвестором для реализации СРП «Сахалин-1», определяются действующим в соответствующем периоде таможенным законодательством без каких-либо изъятий. Данные изъятия не могут устанавливаться соглашениями о разделе продукции, как не охватываемые предметом регулирования таких соглашений. В свою очередь, определенные в п. 23.1 СРП «Сахалин-1» условия, установлены только для консорциума (и каждой из сторон консорциума).

Пунктом 28.2 данного Соглашения также установлено, что деятельность консорциума в границах Российской Федерации подчиняется законам, нормативным актам, стандартам и правилам Российской Федерации, которые действуют на момент подписания настоящего соглашения и относятся к настоящему соглашению.

Действующее до 2003 года законодательство, в том числе ст. 111 Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 и п. «о» ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», не предусматривало освобождение от взимания таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для работ по соглашениям о разделе продукции, заключенным до принятия Закона № 225-ФЗ.

Данное освобождение, а именно вне зависимости от периода заключения соглашения о разделе продукции, было установлено Федеральным законом от 06.06.2003 № 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Так, НК РФ дополнен главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», в том числе п. 9 ст. 346.35, согласно которому от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 25 утвержден перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения.

Одним из документов, представляемых для освобождения от уплаты таможенных пошлин, является копия договора между инвестором и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию.

Следовательно, с 10.06.2003 установлено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП "Сахалин-1". При этом применение данного освобождения не поставлено в зависимость от статуса лица (инвестор, подрядчик, субподрядчик), осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации. Обязательным условием применения данного освобождения является цель ввоза товара и ее подтверждение установленными действующим законодательством документами.

В рассматриваемом случае приведенные положения п. 9 ст. 346.35 НК РФ не противоречат СРП «Сахалин-1».

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ ввозимые подрядчиками и субподрядчиками компании на таможенную территорию Российской Федерации товары для выполнения работ по СРП «Сахалин-1» подлежат освобождению от уплаты таможенных платежей.

Судом отклоняется ссылка таможенного органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 1674/10, поскольку в указанном деле рассматривался иной предмет спора (начисление налога на прибыль), следовательно, оно не подлежит применению по настоящему делу.

Ввоз товаров в рамках указанного соглашения подрядчиками и субподрядчиками не может расцениваться как обстоятельство, исключающее возможность применения п. 9 ст. 346.35 НК РФ, либо устанавливающее данным лицам специальный режим при уплате таможенной пошлины.

В соответствии с п. 21.3 консорциум обязан предоставлять все необходимые денежные средства и закупать или арендовать все материалы, оборудование и предметы снабжения, которые должны быть куплены или арендованы для проведения работ по Освоению Месторождений: обеспечивать другие денежные средства для осуществления Программ, включая платежи любым третьим сторонам, предоставляющим услуги. Таким образом, привлекая подрядчиков для выполнения работ, компания является заказчиком работ, и на этом основании все работы, выполняемые подрядчиками и субподрядчиками, осуществляются за счет консорциума.

В итоге все расходы подрядчиков и субподрядчиков, в том числе понесенные на уплату таможенных пошлин и налогов, становятся расходами консорциума по Сахалинскому проекту. Неприменение таможенных льгот к товарам, ввозимым указанными лицами, увеличивает затраты инвестора ввиду увеличения стоимости таких товаров по сравнению с тем, как они определены Программой работ и Сметой расходов на очередной финансовый год.

В судебном заседании таможенный орган не отрицал, что товары, ввезенные по ДТ №№10707030/050710/0002829- 10707030/120312/0001649 предназначены для СРП «Сахалин-1».

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» подтвердила, что материалы и оборудование ввезены для использования на проекте «Сахалин-1» в соответствии с Программой работ и сметой расходов на 2010, 2011 годы, утвержденной Уполномоченным государственным органом 29.11.2010, 25.01.2011.

Также в графе 44 данных ДТ были заявлены сведения о ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой установлены общие положения специального налогового режима, применяемою при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», сведения о Соглашении о разделе продукции от 30.06.1995, а также сведения о соответствующей статье Сметы затрат СРП «Сахалин-1».

Поскольку по условиям СРП «Сахалин-1» инвестор остается бенефициаром таможенных льгот вне зависимости от того, самостоятельно или через подрядчика осуществляется ввоз товаров, необходимых для реализации СРП «Сахалин-1», оспариваемое решение таможни об отказе в предоставлении спорного освобождения по уплате таможенных пошлин, налогов нарушает права заявителя.

В связи с изложенным принятое таможенным органом решение от 19.02.2014 № 10707000/400/190214/Т0023 не может быть признано законным.

Также, заявленные требования общества являются обоснованными, поскольку позиция таможенного органа о применении п. 9 ст. 346.35 НК РФ только в случае ввоза товаров на территорию Российской Федерации самим инвестором ведет в том числе к неправильному определению налоговой обязанности при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного решения незаконным.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд признает оспариваемое решение таможни незаконным.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 рублей.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачено 2 000 рублей государственной пошлины. Указанные судебные расходы подлежат взысканию с Сахалинской таможни в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Сахалинской таможни по результатам таможенной проверки № 10707000/400/190214/Т0023 от 19.02.2014 незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера» (ОГРН 1026500529131, ИНН 6501085380) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья М.С. Слепенкова