ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-87/13 от 30.05.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-87/2013

03 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2013 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Демидовой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Остров Сахалин» к Сахалинской таможне о признании недействительным решения № 10707000/400/181212/Т0072/02 от 18.12.2012,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.11.2012, ФИО2 по доверенности от 21.05.2013,

от Сахалинской таможни – ФИО3 по доверенности от 18.12.2012 № 05-16/17229, ФИО4 по доверенности от 26.11.2012 № 05-16/16139,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Остров Сахалин» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган) с заявлением о признании недействительным решения по результатам таможенной проверки № 10707000/400/181212/Т0072/02 от 18.12.2012.

В обоснование требования, поддержанного в судебном заседании представителем общества, указано, что ЗАО «Остров Сахалин» имеет в собственности судно БМРТ «Альтаир» (далее - судно). 29.04.2012 был осуществлен временный вывоз указанного судна с таможенной территории Таможенного союза для транспортировки мороженной рыбопродукции в порт Пусан, Республика Корея. Судно выходило в международный рейс в исправном состоянии, что подтверждается письмом Капитана порта от 26.10.2012 № 04/1624. В порту Пусан в отношении судна проведено ежегодное освидетельствование согласно требованиям Регистра. Выявленные в ходе освидетельствования технические неисправности корпусной, механической и электрической частей судна оперативно исправлялись силами судоремонтной компании «Global Star Shipping Co., LTD». Необходимость освидетельствования судна вовсе не означает необходимость ремонта судна. Судовладельцу неизвестно, будет ли необходим ремонт и какие именно дефекты судна будут выявлены Регистром и потребуют ремонта. Исходя из того факта, что судно было вывезено с таможенной территории Таможенного союза в исправном состоянии, а Регистром неисправности судна выявлены и исправлены за рубежом, ЗАО «Остров Сахалин» имеет право на освобождение от уплаты таможенных и налоговых платежей со стоимости произведенного ремонта на основании пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Оспариваемое решение таможни противоречит статье 347 ТК ТС и необоснованно налагает на общество выплату таможенных и налоговых платежей. Доводы таможни о том, что судно подвергалось капитальному ремонту и что этот ремонт обусловлен исключительно необходимостью проведения ежегодного освидетельствования судна Морским регистром противоречат фактическим обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, в отношении корпуса судна был произведен текущий доковый ремонт (очистка, покраска, проварка швов корпуса, обслуживание гребного винта и донно-забортной аппаратуры, танков и др.), необходимость в проведении которого возникла после проведения замеров остаточных толщин и оценки технического состояния корпуса судна, произведенных компанией «Маппе Engineering Сотрапу» 28.05.2012 на основании договора от 12.05.2012, т.е., во время нахождения судна за пределами территории Таможенного союза. Тем более, что согласно регистровых документов, доковое освидетельствование БМРТ «Альтаир» должно было производиться только в марте 2013 года (почти через год). Так же из имеющихся в материалах дела документов (приложения к инвойсам) видно, что полное тестирование установок судна и машинных механизмов производилось 08 мая 2012, тогда и была выявлена необходимость проведения поддерживающего ремонта. Несостоятельны также доводы Сахалинской таможни о том, что ЗАО «Остров Сахалин» заключило договор на проведение ремонта судна до его временного вывоза за пределы территории Таможенного союза. Генеральное агентское соглашение от 01 января 2010 года было заключено между ЗАО «Остров Сахалин» и фирмой «Глобал Стар Шиппинг Ко., Лтд», как следует из его текста, не для проведения ремонта, а исключительно для обслуживания груза, поставки снабжения, обслуживание членов экипажей и др. В пункте 2.7 Соглашения предусмотрено, что Агент может организовать и провести ремонт и осмотр судна исключительно по указанию Судовладельца или запросу Капитана. Заблаговременных запросов или указаний Судовладельца на осуществление ремонта таможней не представлено. Доказательств переоборудования и модернизации с улучшением характеристик и изменением учетной балансовой стоимости судна Сахалинской таможней не представлено.

Сахалинская таможня в отзыве и дополнениях к нему, поддержанных его представителями в судебном заседании, требование общества не признали, указав следующее. Согласно графику ремонта судов в 2012 году, обществом на январь-июнь 2012 года был запланирован ремонт судна в рамках ежегодного освидетельствования, проведение данных ремонтных работ планировалось провести в порту Пусан. О необходимости ежегодного освидетельствования судна в порту Пусан общество было уведомлено Регистром в апреле 2012 года. Анализ информации, содержащейся в судовом журнале судна за период с 29.04.2012 по 09.05.2012 включительно, показал, что каких-либо аварийных либо иных форс-мажорных ситуаций в вышеназванный период времени и до фактического начала ремонтных работ, с судном не возникало. Изложенные в акте камеральной проверки операции по ремонту не соответствуют условиям, установленным пунктом 1 статьи 347 ТК ТС. Как следует из фактических обстоятельств дела, общество при убытии теплохода «Альтаир» преследовало, в том числе, цель проверки готовности корпуса и механизмов морского судна с целью его освидетельствования для возобновления класса судна, что предполагало совершение таможенных операций по ремонту. Указанное не подпадает под условие применения пункта 1 статьи 347 ТК ТС, поскольку потребность в совершении операций по ремонту не возникла в период международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа. Со ссылкой на положения ГОСТ 18322-78, Правила технической эксплуатации морских судов, утв. Минтрансом РФ 08.04.1997 № МФ-34/672, Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, приказ Минречфлота РСФСР от 12.05.1989 № 61, таможня указала, что учитывая, что проведенные работы осуществлены судоремонтной организацией под контролем Российского морского Регистра судоходства, то, соответственно, они не подпадают под понятие текущего (мелкого ремонта), поскольку проведены не силами экипажа, а судоремонтной организацией в период с 09.05.2012 по 27.05.2012, и по своему характеру не являются мелкими. Применение положений главы 48 ТК ТС предполагает исключительно перемещение транспортного средства с целью международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа. Преследование иных целей при убытии морского судна с таможенной территории Таможенного союза, при условии, что общество применило особенности главы 48 ТК ТС, противоречит упрощенному порядку декларирования транспортных средств международной перевозки и нарушает экономические интересы Таможенного союза.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.05.2012 до 16 часов 50 минут.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Остров Сахалин» принадлежит на праве собственности судно БМРТ «Альтаир» (идентификационный номер <***>, свидетельство о праве собственности на судно МС-IV № 002213) (далее – судно).

29.04.2012 в Корсаковском таможенном посту осуществлён временный вывоз с таможенной территории Таможенного союза судна, на отход которого подана ИМО генеральная (общая) декларация № 10707030/290412/0000196, из которой следует, что целью вывоза судна является транспортировка груза (икра, молоки и печень минтая) по маршруту ИЭЗ РФ - п. Корсаков (Россия) - п. Пусан (Корея).

31.07.2012 осуществлён обратный ввоз судна на таможенную территорию таможенного союза. На приход судна на Южно-Сахалинский таможенный пост были поданы ИМО генеральная (общая) декларация от 31.07.2012 № 10707090/310712/0000028 и ТДТС от 31.07.2012 № 10707090/310712/100000994, согласно содержащимся в них сведениям, в порту Пусан в отношении судна были произведены текущие ремонтные работы и докование.

Письмом от 31.07.2012 № 79 общество обратилось на Южно-Сахалинский таможенный пост Сахалинской таможни с заявлением о проведенном на судне доковом и текущем ремонте в объеме ежегодного освидетельствования согласно требованиям Морского регистра судоходства РФ, с предоставлением документов для принятия решения о полном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Из материалов дела видно, что ремонтные работы были проведены в порту Пусан в период с 09.05.2012 по 21.06.2012 в соответствии с Генеральным агентским соглашением от 01.01.2010 № б/н, заключённым с иностранным контрагентом фирмой «Глобал Стар Шиппинг Ко., Лтд», на сумму в 864398,00 долл. США. Судно было принято иностранным контрагентом в ремонт на основании акта приёма-передачи от 08.05.2012, и передано обратно обществу после ремонта по актам приёма-передачи от 29.05.2012 и от 21.06.2012. По факту совершения ремонтных операций между иностранным контрагентом и обществом были составлены соответствующие акты выполненных работ от 29.05.2012 и от 21.06.2012 и инвойсы. Оплата в адрес иностранного контрагента за проведённые ремонтные работы судна произведена обществом 04.06.2012 на сумму 557946,00 долл. США и 26.06.2012 на сумму 306452,00 долл. США.

Исходя из сведений, отражённых в ремонтной ведомости на сумму в 557946,00 долл. США, настоящие ремонтные работы включали в себя: докование и генеральный сервис (18 дней) на сумму в 303060,00 долл. США, очистку и обмывку якорной цепи на сумму в 41030 долл. США, корпусные работы (обмыв, покраска, проварка швов, техвырез в борту и его восстановление на место для демонтажа и монтажа установки для обработки сточных вод (фекальной системы) на сумму в 139960,00 долл. США, ремонт донно-заборной аппаратуры на сумму в 31946,00 долл. США, обслуживание гребного винта (очистка, полировка, обмеры) на сумму в 104250,00 долл. США, зачистка и ремонт танков на сумму в 27700,00 долл. США.

Согласно сведениям, указанным в ремонтной ведомости на общую сумму в 306452,00 долл. США, ремонтным работам подверглись, в том числе, механическая часть судна (главный двигатель, главный редуктор, дизель-генератор, вспомогательные механизмы) - всего на 238062,00 долл. США, палубная часть (ремонт леерного ограждения правого борта, кормового слипа, грузовых блоков и т.д.) - всего на 38700,00 долл. США, электрическая часть (электромоторы, трансформатор, генератор и т.д.) - всего на 29690,00 долл. США.

Сахалинской таможней проведена камеральная таможенная проверка ЗАО «Остров Сахалин», за период с 22.04.2011 по 26.10.2012, по вопросу достоверности сведений, заявленных при обратном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе, по ИМО Генеральной общей декларации № 10707090/310712/0000028 транспортного средства международной перевозки БМРТ «Альтаир».

Результаты проверки отражены в акте №10707000/400/181212/А0072 от 18.12.2012.

По результатам камеральной таможенной проверки таможенный орган установил, что общество не соблюдены условия пункта 2 статьи 347 ТК ТС при обратном ввозе судна 31.07.2012 на таможенную территорию Таможенного союза после проведения в отношении последнего операций по ремонту в период с 09.05.2012 по 21.06.2012 в порту Пусан, не соответствующих условиям пункта 1 статьи 347 ТК ТС, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов по состоянию на 31.07.2012 в сумме 6409365,73 руб.

Сахалинской таможней принято решение № 10707000/400/181212/Т0072/02 от 18.12.2012 о взыскании с ЗАО «Остров Сахалин» подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и пени в установленном порядке.

Не согласившись с данным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.

Пунктом 1 статьи 350 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.

Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).

Таким образом, условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки являются: совершение с временно вывезенными транспортными средствами операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения сохранности данных транспортных средств; возникновение потребности в таких операциях по ремонту (обслуживанию) во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.

При этом под потребностью, исходя из положений статьи 347 ТК ТС, понимается необходимость в проведении ремонта, которая обусловлена определенными факторами объективного характера либо непредвиденными обстоятельствами, которые могут возникнуть в период нахождения судна за пределами таможенной территории во время его использования в конкретной международной перевозке.

Под ремонтом в соответствии с определением, данным в ГОСТе 24166- 80 «Система технического обслуживания и ремонта судов», понимается комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени. Также указанный ГОСТ содержит следующие понятия:

«поддерживающий ремонт судна» - ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы;

«текущий ремонт судна» - ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов;

«доковый (слиповый) ремонт судна» - ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе);

«капитальный ремонт судна» - ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые;

«модернизация судна (элемента судна)» - совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью улучшения технико- эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий труда и быта экипажа.

Приказ Минречфлота РСФСР от 12.05.1989 № 61 «О введении в действие Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР» (далее - Приказ), определяет несколько видов ремонта.

Текущий ремонт - ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов. При текущем ремонте могут производиться работы по частичной замене обшивки и набора корпуса судна (пункт 2.2.1 Приказа).

Текущий ремонт судов выполняется в соответствии с действующим Положением об организации текущего ремонта судов речного флота силами судовых экипажей и дополнениями к нему.

Судоремонтные предприятия выполняют работы, требующие применения заводского оборудования, изготавливают запасные части и обеспечивают нормальные условия труда членам судовых экипажей, входящих в состав ремонтных бригад.

ГОСТ 18322-78 связывает понятие текущего ремонта с малым/ мелким ремонтом.

Средний ремонт - ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

При среднем ремонте производится разборка и полная проверка технического состояния элементов судна; замена или восстановление всех изношенных СТС, узлов и деталей, включая базовые; замена обшивки и набора корпуса судна.

Капитальный ремонт - ремонт судна (элемента, узла), выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые. Капитальный ремонт производится под техническим надзором инспекции Регистра. Под построечными подразумеваются характеристики, действовавшие на момент постройки судна (элемента, узла). Капитальный ремонт судна, как правило, выполняется узловым методом (пункт 2.2.15 Приказа).

Капитальный ремонт должен проводиться судоремонтным предприятием соответствующей мощности и оснащенности.

Капитальному ремонту, как правило, подлежат только отдельные элементы (узлы) судна либо СТС: судовые двигатели (как главные, так и вспомогательные), вспомогательные механизмы, судовые устройства после выработки ресурса до капитального ремонта или в случаях, когда их техническое состояние требует проведения капитального ремонта.

Доковый (слиповый) ремонт - ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (на слипе) или при обнажении подводной части судна другим способом.

Согласно пункту 2.2.23 Приказа, плановое докование (слипование) судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, производится, как правило, при средних и капитальных ремонтах, а также с целью предъявления подводной части корпуса судна Регистру к очередному освидетельствованию.

В соответствии с пунктом 2.2.27 Приказа, плановое слипование (докование) судов может быть перенесено при изменении Регистром сроков очередного освидетельствования.

Согласно пункту 2.2.28 докование перед средним ремонтом с целью очередного освидетельствования корпуса производится по отдельному графику, как правило, в навигационный период.

Как указано в приказе Госкомрыболовства РФ от 24.04.2001 № 123 «О введении в действие нормативных документов по технической эксплуатации судов и судовых технических средств» (вместе с «Руководством по определению оптимальных сроков технического обслуживания и ремонта судовых технических средств»), в пункте 1.2. Общих положений, с целью обеспечения условий, необходимых для выполнения Регистром периодических освидетельствований судов, находящихся под его техническим надзором, судовладельцы должны планировать и осуществлять в установленные сроки постановку судов на техническое обслуживание или ремонт в объемах, соответствующих виду освидетельствования судна в текущем году.

Судом установлено, что ремонту были подвергнуты корпус судна, донно-заборная аппаратура, механическая часть судна (главный двигатель, главный редуктор, дизель-генератор, вспомогательные механизмы) палубная часть (ремонт леерного ограждения правого борта, кормового слипа, грузовых блоков и т.д.), электрическая часть (электромоторы, трансформатор, генератор и т.д.), которые не являются быстроизнашивающимися средствами. Данные судовые технические средства подлежат ремонту в рамках капитального ремонта, поскольку они не могут быть отремонтированы силами экипажа.

Проведенные работы, отраженные в ремонтной ведомости, осуществлены судоремонтной организацией под контролем Российского морского Регистра судоходства, в соответствии с требованиями изложенных выше правовых норм к капитальному ремонту.

Из материалов дела также следует, что сведений о повреждении судна в связи с аварией или действием непреодолимой силы, которые могли бы быть в период нахождения указанного судна за пределами таможенной территории Таможенного союза, общество не сообщало.

Поскольку фактически проведенный ремонт носил капитальный характер, то суд приходит к выводу о том, что ремонт, проведенный в отношении БМРТ «Альтаир», не относится к операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения требования общества отсутствуют.

При установленных судом обстоятельствах, остальные доводы участников процесса правового значения не имеют и на исход дела не влияют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Остров Сахалин» к Сахалинской таможне о признании недействительным решения № 10707000/400/181212/Т0072/02 от 18.12.2012, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова