АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-908/2011
06 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2011 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шатурским А.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по делу № 46/11-т от 22.02.2011 и предписания № 05-20/11 от 22.02.2011,
при участии:
от администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» - ФИО1 по доверенности от 11.01.2011,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области – ФИО2 по доверенности от 01.02.2011,
от Отдела культуры муниципального образования «Томаринский городской округ» - представитель не явился,
от ООО «Паллада» - генеральный директор ФИО3, действующий на основании решения №1 единственного участника общества, ФИО4 по доверенности от 28.04.2011 № 9,
от ЗАО «Аврора» - представитель не явился,
от ООО Конструктор-Сах» - представитель не явился,
от ООО «Логос» - представитель не явился,
от ООО «ДВ Альянс» - представитель не явился,
от ООО «Ремонтно-Строительное управление «Сахгеострой» - представитель не явился,
от ООО «Компания Строймодуль» - представитель не явился,
от ООО «Мирамакс» - представитель не явился,
от ООО «ОРЛАН» - представитель не явился,
от ООО «Гранд» - представитель не явился,
от ООО «Корнет» - представитель не явился,
от ООО «Сигал Бридж Корпорейшн» - представитель не явился,
от ООО «Строительно-монтажное управление № 408» - представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального образования «Томаринский городской округ» (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – управление, УФАС по Сахалинской области) о признании недействительным решения по делу № 46/11-т от 22.02.2011 и предписания № 05-20/11 от 22.02.2011.
В обоснование заявленных требований указано о несогласии с вынесенным решением и предписанием, поскольку Единой комиссией заказчика - отделом культуры администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» обосновано была отклонена заявка ООО «Паллада» (далее- общество) по предмету аукциона «Капитальный ремонт центральной библиотеки».
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) № 7656 от 27.10.2010 и Устава, представленных в составе заявки обществом, последнее не может выполнять работы, являющиеся предметом торгов. Отказ в допуске согласно протокола от 09.02.2011 был основан на несоответствии участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, являющихся предметом торгов.
В связи с чем, вывод управления о нарушении единой комиссией администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» Закона № 94-Фз, является необоснованным.
Представитель администрации в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление в своем отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением суда от 30.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Отдел культуры муниципального образования «Томаринский городской округ», ООО «Паллада», ЗАО «Аврора», ООО «Конструктор-Сах», ООО «Логос», ООО «ДВ Альянс», ООО «Ремонтно-строительное управление «Сахгеострой», ООО «Компания Строймодуль», ООО «Мирамакс», ООО «ОРЛАН», ООО «Гранд», ООО «Корнет», ООО «Сигал Бридж Корпорейшен», ООО «Строительно-монтажное управление № 408».
ООО «Паллада» в представленном отзыве на заявление, поддержанном его представителями в судебном заседании, с заявленными администрацией требованиями не согласились.
Отдел культуры муниципального образования «Томаринский городской округ», ЗАО «Аврора», ООО «Конструктор-Сах», ООО «Логос», ООО «ДВ Альянс», ООО «Ремонтно-строительное управление «Сахгеострой», ООО «Компания Строймодуль», ООО «Мирамакс», ООО «ОРЛАН», ООО «Гранд», ООО «Корнет», ООО «Сигал Бридж Корпорейшен», ООО «Строительно-монтажное управление № 408» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом отзывы на заявление не представлены.
В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей администрации, УФАС по Сахалинской области, ООО «Паллада» изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что муниципальным заказчиком - отделом культуры администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» был объявлен открытый аукцион по предмету: «Капитальный ремонт центральной библиотеки».
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 882 000 рублей.
Документация об аукционе по предмету торгов утверждена начальником Отдела культуры администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» ФИО5
Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в газете «Вести Томари» от 28.12.2010 № 52 (282), размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhalin.ru 28.12.2010.
03.02.2011 началась процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, поступивших от ЗАО «Аврора», ООО «Конструктор-Сах», ООО «Строительно-монтажное управление-408», ООО «Логос», ООО «ДВ Альянс», ООО «Ремонтно-строительное управление «Сахгеострой», ООО «Компания Строймодуль», ООО «Мирамакс», ООО «ОРЛАН», ООО «Паллада», ООО «Гранд», ООО «Корнет», ООО «Сигал Бридж Корпорейшен».
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 09.02.2011 № 2 ООО «Паллада» было отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, за несоответствие требованиям ст. 11 данного закона, а именно: согласно выписки из ЕГРЮЛ № 7656 от 27.10.2010 в составе заявки по ОКВЭД «Оптовая и розничная торговля товарами», а также такие же виды деятельности указанны в приложенном Уставе ООО «Паллада» от 05.11.2009.
В соответствии с протоколом открытого аукциона от 11.02.2011 № 2/2 победителем аукциона признано ЗАО «Аврора».
15.02.2011 ООО «Паллада» в антимонопольный орган подана жалоба о признании единой комиссии нарушившей законодательство о размещении заказов при проведении аукциона, по результатам рассмотрения которой Управлением 22.02.2011 принято решение, в соответствии с которым, жалоба ООО «Паллада» признана обоснованной, единая комиссия признана нарушившей ч.ч. 1,3 ст. 36 Закона о размещении заказов.
Указанное решение мотивировано тем, что сведения о видах экономической деятельности, относящихся к предмету проводимых торгов, не подпадают под перечень сведений установленных ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов. Действующее законодательство не связывает возможность выполнения работ с наличием в выписке из ЕГРЮЛ, Уставе организации (ином учредительном документе юридического лица) указания на определенный вид деятельности. Из анализа документации об аукционе следует, что заказчиком не было установлено требование о наличии в выписке из ЕГРЮЛ, Уставе организации (ином учредительном документе юридического лица) указаний на виды экономической деятельности, которые соответствуют предмету аукциона.
В связи с выявленными нарушениями, аукционной комиссии выдано предписание № 05-20/11 от 22.02.2011 с требованием – Единой комиссии администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» устранить нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 36 Закона о размещении заказов, а именно: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 09.02.2011 №2; отменить протокол открытого аукциона от 11.02.2011 № 2/2; разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте; провести процедуру рассмотрения заявок на участие в аукционе с учетом нарушений, отраженных в решении от 22.02.2011 по делу № 46/11-т.
Не согласившись с указанными в решении нарушениями и вынесенным на его основании предписанием, администрация муниципального образования «Томаринский городской округ» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст.35 Федерального закона РФ от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон №94-ФЗ), для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Частью 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, а именно: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг; документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов: документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения); копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе; документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом; копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с ч. 2.2 или 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 настоящего Федерального закона.
В заявке на участие в аукционе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в п.п. 2 - 4 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона. Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона № 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.
На основании ст.36 Закона №94-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В статье 12 Закона №94-ФЗ установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ; несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в аукционной документации, и несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации.
Перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах является исчерпывающим, поэтому отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается.
При рассмотрении заявки ООО «Паллада» на участие в аукционе, единая комиссия установила ее несоответствие требованиям аукционной документации, а именно: согласно выписке из ЕГРЮЛ № 7656 от 27.10.2011 в составе заявки по ОКВЭД «Оптовая и розничная торговля товарами», а также такие же виды деятельности указаны в приложенном Уставе от 05.11.2009.
Вместе с тем, ст. 11 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа. При этом, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме предусмотренных в ч.ч. 1-3 указанной статьи.
Анализ изучения аукционной документации, утвержденной муниципальным заказчиком, показал, что последняя не содержит требования к участникам размещения заказа о возможности их допуска к участию в торгах только в случае, если выписка последних из ЕГРЮЛ содержит указание на осуществление деятельности, являющейся предметом конкурса.
Между тем законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также аукционная документация не предусматривают обязательного соответствия вида экономической деятельности юридического лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц, виду деятельности, являющемуся предметом конкурса. Такое основание для отказа в допуске к участию в конкурсе не предусмотрено и в статье 12 Закона №94-ФЗ.
Кроме того, отказ Обществу в допуске к участию в аукционе по данному основанию является неправомерным также исходя из общей правоспособности юридического лица (коммерческой организации).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ)юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Согласно п.п. 2.2-2.5 Устава ООО «Паллада», утвержденного 05.11.2009, в Уставе указаны основные виды деятельности общества, в тоже время, сделки выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие законодательству, являются действительными, для достижения целей своей деятельности (получение прибыли) общество может приобретать права, принимать обязанности и осуществлять любые действия, не запрещенные законодательством.
Таким образом, Уставом общества не ограничен перечень видов деятельности, которыми общество может заниматься, тем более, что последнее является коммерческой организацией.
Нормы гражданского законодательства и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержат положения о том, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. При этом ни одним из действующих нормативно-правовых актов право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не требующего лицензирования, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в Единый государственный реестр юридических лиц. Коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
При таких обстоятельствах, действия единой комиссии, отказавшей обществу в допуске к участию в аукционе, являются незаконными, в связи с чем, оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными.
Согласно ст.9 п.4 Закона №94-ФЗ, заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
В силу ст.5 Закона №94-ФЗ, под размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, исходя из анализа положений Закона №94-ФЗ и ст. 447 ГК РФ, следует, что под торгами, учитывая наличие законодательно определенной процедуры их организации и проведения в различных формах, понимается определенный процесс, а не его итог или результат, в связи с чем, требование предписания об аннулировании торгов означает отмену всех тех действий, которые были проведены заказчиком, независимо от того, состоялись они (торги в виде аукциона) или нет.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 57 Закона №94-ФЗ, любой участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления. Рассмотрение жалобы по существу регулируется статьей 60 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 57 указанного выше Закона установлено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку.
Из совокупности приведенных норм указанного закона суд приходит к выводу, что обжаловать действия (бездействие) единой комиссии в досудебном порядке вправе в 10-дневный срок со дня публикации протокола рассмотрения заявок любой участник размещения заказа, подавший заявку на участие в торгах.
В случае пропуска такого срока обжалование результатов торгов происходит в судебном порядке.
Протокол рассмотрения заявок датирован 09.02.2011, жалоба в Управление обществом подана 15.02.2011, т.е.в установленный срок.
Частью 9 статьи 17 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений Управление вправе: выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов, об устранении таких нарушений, или обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Таким образом, Управление обладает полномочиями по выдаче предписаний по аннулированию торгов, а действиями единой комиссии были нарушены права общества, соответственно, основания для выдачи предписания имелись.
При таких обстоятельствах, суд находит довод заявителя относительно незаконности требования предписания ввиду того, что аннулировать торги возможно лишь в судебном порядке, несостоятельным.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 февраля 2011 года по делу № 46/11-т о нарушении законодательства о размещении заказов и Предписания от 22 февраля 2011 года №05-20/11, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И.Н. Шестопал