ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-920/2021 от 01.10.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693024, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

тел./факс. (4242) 460-945,460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru

электронная почта info@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                          Дело № А59-920/2021

08 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Учанина Ю.С. при ведении протокола судебного заседания секретарём Шапаловой А.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Обелискъ» (ОГРН 1026500529120, ИНН 6501116409) о признании незаконными:

заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 30.04.2019 № 1431 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па «Об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № 27а по ул. Невельская г. Южно-Сахалинск, признанным аварийным и подлежащим сносу, и помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд»,

при участии:

от Администрации – Белой А.Д. по доверенности от 25.06.2021 № Д07-0116,

в отсутствие представителя заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Обелискъ» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными:

заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 30.04.2019 № 1431 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па «Об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № 27а по ул. Невельская, г. Южно-Сахалинск, признанным аварийным и подлежащим сносу, и помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд».

В обоснование требований со ссылкой на пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Обществом указано следующее:

правовым последствием принятия Администрацией Постановления № 3253-па для Общества как собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, д. 27а, помещение 2, является прекращение в одностороннем порядке, без согласия собственника прав владения, пользования и распоряжения принадлежащим Обществу на праве собственности имуществом. Постановление № 3253-па является незаконным,   указанным постановлением нарушаются права Общества как собственника  помещения, поскольку Общество не давало своего согласия на прекращение своих прав собственника на указанное помещение;

Заключение № 1431 от 30.04.2019 является незаконным и подлежит отмене ввиду того, что при его принятии были допущены нарушения требований Положения (далее – Положение) о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В частности, в работе комиссии не принимали участие её члены; собственники помещений, расположенных в  доме № 27а, не привлекались к работе в комиссии с правом совещательного голоса, а так же не уведомлялись о времени и месте заседания комиссии; собственники помещений, расположенных в жилом доме № 27а, не обращались в межведомственную комиссию с заявлением о проведении оценки соответствия помещений дома требованиям, установленным в Положении; в комиссию не поступало заключения отдела муниципального жилищного контроля администрации города Южно-Сахалинска как органа государственного надзора (контроля) о необходимости проведения оценки соответствия помещений дома требованиям, установленным в Положении.

Решение о признании дома аварийным межведомственная комиссия принимала на основании отчёта, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «СтройКонтроль», который не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011 «Здания, сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Определением суда от 09.03.2021 заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 09.04.2021. В судебном заседании 09.04.2021 объявлен перерыв до 16.04.2021. Определением суда от 16.04.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 14.05.2021, в последующем разбирательство по делу откладывалось и определением от 27.09.2021 было отложено на 01.10.2021.

В представленном отзыве и в дополнении к отзыву Администрация возражала против удовлетворения заявления по следующим основаниям:

Администрацией города Южно-Сахалинска утверждено постановление от 04.10.2018 № 2584-па «Об утверждении порядка создания и состав межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда» (далее — Постановление № 2584-па). В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 Постановления №2584-па, комиссия формируется в составе председателя, двух заместителей председателя, двух секретарей и членов комиссии. Согласно протоколам № 50 от 20.03.2019, № 51 от 30.04.2019 на заседании межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда, имелся кворум. В силу Постановления № 2584-па (пункт 47) решение принимается большинством голосов членов комиссии;

довод Общества о том. что собственники помещений, расположенных в жилом доме № 27а, не привлекались к работе в комиссии с правом совещательного голоса, а также не уведомлялись о времени и месте заседания комиссии,  является несостоятельным, ввиду следующего. В соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (статья 4).

Требованиями статьи 15 названного федерального закона, действие которого распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации, в том числе о деятельности органов местного самоуправления, установлена обязанность коллегиальных органов местного самоуправления обеспечивать возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

Администрацией города Южно-Сахалинска утверждено постановление от 31.03.2010 № 565 «Об утверждении Порядка организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности администрации города Южно-Сахалинска», в соответствии с которым на официальном сайге Администрации города Южно-Сахалинска размещается информация о проведении заседаний межведомственной комиссии при администрации города по оценке жилищного фонда.

Информации о проведении межведомственной комиссии также включает раздел о порядке присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях комиссии, согласно которому в целях эффективного распределения свободных мест заинтересованное лицо, изъявившее желание присутствовать на заседании коллегиального органа, направляет заявление на участие в заседании межведомственной комиссии по форме, указанной в пункте 7 настоящего раздела, либо в произвольной форме управлению не позднее 3 рабочих дней до дня заседания (пункт 6);

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения  установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения. Из указанного Положения следует, что вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должен быть инициирован собственником помещения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении соответствующего имущества, коим в данном случае является Муниципальная казна городского округа «Город Южно- Сахалинск;

 Отчёт «СтройКонтроль» выполнен инженером-строителем Е.А. Щербаковым, инженером по специальности «Промышленное и гражданское строительство», стаж работы более 10 лет, что подтверждается документами о его квалификации. Данная информация также указана на листе 3 технического отчета. Отчёт соответствует технической и методической документации, используемой при проведении обследования строительных конструкций дома;

в ходе рассмотрения дела заявителем были представлены пояснения, согласно которым заявитель указывает о законности заключения Межведомственной комиссии №1431 от 30.04.2019, в связи с тем, что данным заключением права и законные интересы заявителя нарушены не были;

13.05.2021 между заявителем и Администрацией города Южно-Сахалинска было подписано Соглашение об изъятии принадлежащего заявителю нежилого помещения для муниципальных нужд. Согласно преамбуле Соглашения оно было подготовлено на основании оспариваемого заявителем Постановления № 3253-па от 29.10.2020. При подписании Соглашения об изъятии заявитель каких-либо возражений относительно применения оспариваемого Постановления № 3253-па от 29.10.2020 не высказал, в том числе путем оформления протокола разногласия. Таким образом, подписанием Соглашения об изъятии в отсутствие возражений к его редакции заявитель фактически согласился с оспариваемым Постановлением;

заявителем пропущен срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Из пояснений заявителя от 09.04.2021 указано, что о нарушении прав и законных интересов ему стало известно в декабре 2020 в связи с запросом от 02.12.2020 в ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по объекту недвижимости.  Однако с данным утверждением заявителя согласиться нельзя в силу следующих обстоятельств. Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска на основании пункта 5 оспариваемого Постановления № 3253-па от 29.10.2020 в адрес ООО «Обелискъ» было направлено Уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и помещения для муниципальных нужд от 09.11.2020 № 5409-014/06, с приложением копии Постановления. Согласно почтовому уведомлению о вручении ООО «Обелискъ» получил направленное уведомление 14.11.2020. Учитывая получение ООО «Обелискъ» Уведомления от 09.11.2020 с приложенным Постановлением 14.11.2020, срок на обращение в суд с заявлением истек 13.02.2021.

В судебном заседании 01.10.2021 представитель Администрации поддержала ранее представленные возражения. Представитель Общества, надлежащего извещённого о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учётом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании отсутствовал. На основании части 5 статьи 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.

Заслушав представителя Администрации, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение площадью 54,8 кв.м. с кадастровым номером 65:01:0701001:3167, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, дом 27А, пом. 2, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Обелискъ».

МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» обратилось к председателю межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда с письмом от 14.03.2019 № о рассмотрении вопроса о признании жилых домов (в том числе дома, расположенного по адресу: ул. Невельская, дом 27а), аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Согласно приложенной к письму выписке в указанном доме расположены два жилых помещения, являющихся муниципальным имуществом. 

Согласно отчёту (скорректированному) по оценке несущих параметров конструкций на предмет соответствия жилого дома безопасным условиям проживания, комплексная оценка технического состояния  строительных конструкций жилого дома по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, д. 27а, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «СтройКонтроль» в лице главного инженера Щербакова Е.А. 27.03.2019, объект исследования (указанный дом) в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, общее техническое состояние объекта оценено как аварийное техническое состояние, общая сейсмичность здания не обеспечена, срок службы данного дома превышен на 14 лет, объект имеет значительный физический износ (69,16%), выполнение капитального ремонта или реконструкции жилого дома нецелесообразно, дом рекомендуется признать аварийным и подлежащим сносу.  

Межведомственной комиссией при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда на основании протокола заседания Комиссии от 30.04.2019 № 51  подготовлено заключение № 1431 от 30.04.2019 (далее – Заключение № 1431) об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим  сносу или реконструкции.

Заключение № 1431 от 30.04.2019 подготовлено по результатам рассмотрения  обращения МКУ «Жилищная политика» от 14.03.2019, выписки из Реестра муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 14.03.2019 № 328, технического отчёта ООО «СтройКонтроль» по оценке несущих параметров конструкций на предмет соответствия многоквартирного жилого дома безопасным условиям проживания, комплексная оценка технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, дом 27а.

Согласно Заключению № 1431 от 30.04.2019 выявлены основания для признания многоквартирного дома № 27а аварийным и подлежащим сносу с учётом значительного физического износа объекта (69,16%), а также того факта, что ряд строительных конструкций находится в аварийном техническом состоянии, выполнение капитального ремонта или реконструкции жилого дома нецелесообразно, так как стоимость восстановительных работ превысит стоимость строительства нового здания из аналогичных материалов.

07.06.2019 Администрацией на основании заключения от 30.04.2019 № 1431 вынесено постановление № 1643-па «О признании многоквартирного дома № 27а по ул. Невельская г. Южно-Сахалинска аварийным и подлежащим сносу».  

         Письмом от 25.11.2019, адресованным Обществом муниципальному казённому учреждению «Управление жилищной политики», заявителем запрошена копия отчёта ООО «СтройКонтроль», подготовленного в отношении жилого дома № 27а. Согласно содержанию письма от 04.12.2019 № 01305-19/УЖП-016/05 указанным казённым учреждением Обществу 06.12.2019 выдан истребованный отчёт. 

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па, основанным, помимо прочего, на постановлении администрации города Южно-Сахалинска от 07.06.2019 № 1643-па «О признании многоквартирного дома № 27а по ул. Невельская г. Южно-Сахалинска аварийным и подлежащим сносу», постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 65:01:0701001:4073, расположенный под многоквартирным домом, и помещения в многоквартирном доме, в том числе принадлежащее Обществу помещение с кадастровым номером 65:01:0701001:3167.

Уведомлением от 09.11.2020 № 5409-014/06, адресованным Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска обществу «Обелискъ» (получено Обществом 17.11.2020) направлена копия Постановления № 3253-па, при этом непосредственно в уведомлении указано на то обстоятельство, что изъятию подлежит земельный участок с кадастровым номером 65:01:0701001:3167.

В последующем административное исковое заявление о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 30.04.2019 № 1431, постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па направлено обществом «Обелискъ» в Южно-Сахалинский городской суд почтой 02.02.2021, поступило в указанный суд 11.02.2021. 

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 15.02.2021 возвращено исковое заявление общества «Обелискъ» о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 30.04.2019 № 1431, постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па со ссылкой на наличие оснований для предъявления заявления в Арбитражный суд Сахалинской области.

02.03.2021 общество «Обелискъ» обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Сахалинской области.

В свою очередь, 13.05.2021 между Администрацией города Южно-Сахалинска (Администрация) и обществом «Обелискъ» (Собственник) заключено соглашение об изъятии нежилого помещения для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3252-па.  В соответствии с пунктом 1.1 соглашения у собственника – ООО «Обелискъ» изымается нежилое помещение (кадастровый номер 65:01:0701001:3167), находящееся по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, дом 27а, пом. № 2, общей площадью 54,8 кв.м., для муниципальных нужд с возмещением рыночной стоимости за изымаемый объект недвижимости, включая убытки, причиненные изъятием нежилого помещения.

В силу подпунктов 2.1.1 – 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения Собственник обязан передать Администрации нежилое помещение по акту приёма-передачи в течение 60 дней с момента перечисления возмещения за изымаемое нежилое помещение; предоставить документы и осуществить все необходимые действия для проведения процедуры регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» после получения денежных средств в полном объеме,  п. 3.1, 3.2).

Согласно подпунктам 2.2.1 – 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения Администрация города Южно-Сахалинска обязана: выплатить размер возмещения за нежилое помещение в сумме и порядке, предусмотренных в части 3 настоящего соглашения; принять от Собственника по акту приема-передачи нежилое помещение; предоставить документы и осуществить все необходимые действия для проведения процедуры регистрации права собственности на объект недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Соглашения размер возмещения в сумме 13 035 000 (тринадцать миллионов тридцать пять тысяч) рублей за изымаемое нежилое помещение определен на основании Отчета № 240 от 24.03.2021 об определении рыночной стоимости выкупной цены, произведенной индивидуальным предпринимателем Кермяковым Д.А. по муниципальному контракту на оказание услуги по оценке рыночной стоимости помещения от 17.03.2021 № 5 и включает в себя: рыночную стоимость нежилого помещения в сумме 10 200 000 рублей (десять миллионов двести тысяч) рублей; убытки, причиняемые собственнику нежилого помещения в связи с изъятием в сумме
2 835 000 (два миллиона восемьсот тридцать пять тысяч) рублей.

Возмещение за изымаемое нежилое помещение производится Собственнику за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в срок не позднее 15 декабря 2021 года путем перечисления денежных средств, на банковские реквизиты собственника, предоставленные им Администрации города Южно-Сахалинска.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4 статьи 32).

Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии  с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно пункту 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение) основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 04.10.2018 № 2584-па (действовало до 28.07.2020) утверждён Порядок создания и состава межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда».

В силу пунктов 1 – 3 Приложения № 1 к Порядку  персональный состав, решение о создании и ликвидации межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда (далее - комиссия) утверждается постановлением администрации города Южно-Сахалинска.

Комиссия формируется в составе председателя, двух заместителей председателя, двух секретарей и членов комиссии.

В состав комиссии включаются курирующий вице-мэр города Южно-Сахалинска, должностные лица и специалисты муниципального казенного учреждения "Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ "Жилищная политика"), представители собственника муниципального имущества, Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, Отдела муниципального жилищного контроля администрации города Южно-Сахалинска, Управления Федеральной службы Роспотребнадзора Сахалинской области (по согласованию), Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области" (по согласованию), Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Сахалинской области (по согласованию), Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (по согласованию, в случае проведения оценки жилых помещений жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности).

К работе в комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. 

В свою очередь, согласно пункту 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии. Решение принимается большинством голосов членов комиссии.

Из содержания протокола №51 от 30.04.2019 следует, что из 11 человек -  членов комиссии, присутствует 8 человек, кворум имеется, заседание комиссии правомочно. В заседании принял участие представитель собственника жилого помещения муниципального жилого фонда городского округа «Город Южно-Сахалинск» Тельнова Е.В. По результатам проведения заседания комиссией единогласно принято решение о признании дома № 27а аварийным и подлежащим сносу. 

         С учётом изложенного судом отклоняется как необоснованный довод Общества о недействительности заключения № 1431 от 30.04.2019 ввиду участия в заседании комиссии не всех её членов.

         Согласно абзацу 5 пункта 7 Положения  собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации,  устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 31.03.2010
№ 565 утверждён Порядок организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности администрации города Южно-Сахалинска (вместе с Перечнем сведений о деятельности администрации города Южно-Сахалинска, размещаемых в сети "Интернет»). В силу пункта 3.1 Порядка информация о деятельности Администрации размещается в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации - http://yuzhno-sakh.ru. В силу пункта 10 Перечня в сети «Интернет» размещается информация, подлежащая доведению администрацией города Южно-Сахалинска до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, а также законодательством Сахалинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 7.4 Положения о Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда (действовало до 07.10.2020), утверждённого постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 08.11.2016 N 3473-па управление жилищной политики (далее - Управление), обеспечивающее деятельность Межведомственной комиссии, не позднее 7 рабочих дней до дня проведения заседания информирует граждан путем размещения информации на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска (http://yuzhno-sakh.ru) о запланированном к проведению заседании Межведомственной комиссии.

Информация включает в себя следующие сведения: дата и время проведения заседания; место проведения заседания с указанием точного адреса; перечень вопросов, рассматриваемых на заседании;  необходимость заинтересованным лицам иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, а также в случае представления интересов организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления - документ, подтверждающий полномочия представителя; порядок присутствия заинтересованных лиц на заседании; контактный телефон и электронный адрес Управления; иная справочная информация по вопросам проведения заседания (пункты 7.5 Положения).

 22.04.2019 по адресу в сети «Интернет» https://yuzhno-sakh.ru/dirs/2465?newsid=13387 было размещено сообщение о назначенном на 12 часов 00 минут 30.04.2019 заседании комиссии по рассмотрению вопросов, указанных в протоколе заседания Комиссии от 30.04.2019 № 51. Кроме того, как указано ранее, в заседании принял участие представитель собственника жилого помещения муниципального жилого фонда городского округа «Город Южно-Сахалинск» Тельнова Е.В. С учётом изложенного отклоняется довод Общества как не соответствующий обстоятельствам дела о неуведомлении собственником о времени и месте заседания комиссии, о непривлечении к работе в комиссии.

 Как указано ранее, МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» обратилось к председателю межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда с письмом от 14.03.2019 № о рассмотрении вопроса о признании жилых домов (в том числе дома, расположенного по адресу: ул. Невельская, дом 27а), аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Согласно приложенной к письму выписке в указанном доме расположены два жилых помещения, являющихся муниципальным имуществом. Таким образом, судом отклоняется как не основанный на фактических обстоятельствах дела довод Общества о несоблюдении требований пункта 42 Положения о необращении собственника помещений, расположенных в жилом доме № 27а, не обращались в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением.

В обоснование требований в материалы дела представлено заключение специалиста (рецензия) № 01/21 от 15.01.2021, подготовленное индивидуальным предпринимателем Шапоревым Андреем Владимировичем в отношении отчёта ООО «СтройКонтроль» от 27.03.2019, согласно которому отчёт от 27.03.2019 выполнен со значительными нарушениями требований ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», допущенные нарушения не позволяют сделать объективную и достоверную оценку технического состояния здания для целей признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вместе с тем, приведённые в рецензии выводы опровергаются содержанием отчёта (в частности, данные о квалификации и опыте работы Щербакова Е.А. содержатся на странице 3 отчёта, методика проведения обследования и применённые при обследовании средства контроля, прошедшие поверку, указаны в соответствующих приложениях к отчёту). 

Кроме того, как следует из материалов дела, 09.04.2021 Обществом в материалы дела представлены пояснения, согласно которым принятым 30.04.2019 заключением межведомственной комиссии № 1431 права и законные интересы заявителя нарушены не были. Принимая во внимание, что процессуально указанная позиция Общества не была оформлена как отказ от заявленных требований, что повлекло бы прекращение производства по заявлению в части требования о признании незаконным постановления от 30.04.2019 № 1431, суд приходит к выводу о том, что в данном случае Общество  фактически не поддерживает данное требование. Вместе с тем, независимо от позиции Общества суд с учётом вышеприведённых выводов в любом случае не находит оснований для признания заключения межведомственной комиссии № 1431 не соответствующим требованиям закона.

В свою очередь, оспариваемое постановление  администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па основано как на заключении от 30.04.2019 № 1431, так и на постановлении Администрации № 1643-па, «О признании многоквартирного дома № 27а по ул. Невельская г. Южно-Сахалинска аварийным и подлежащим сносу», которое не было признано недействительным в установленном законом порядке. С учётом изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования и о признании незаконным постановления № 3253-па.

Как следует из обстоятельств дела, представителями Общества в судебном заседании 24.09.2021, 27.09.2021 было заявлено и поддержано ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением в случае, если суд придёт к выводу о его пропуске.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из пояснений Общества от 09.04.2021 следует, что о нарушении его прав и законных интересов вследствие принятия Постановления № 3253-па  заявителю стало известно в декабре 2020 года в связи с запросом от 02.12.2020 ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сведений в отношении нежилого помещения (согласно выписке из ЕГРП в отношении помещения принято решение об изъятии от 29.10.2020 № 3253-па).

Кроме того, ранее в пояснениях, представленных в суд 10.08.2021, Обществом указано, что постановление № 3253-па от 29.10.2020 получено 17.11.2020. Как указано Обществом, в данном постановлении не содержится информация об изъятии нежилого помещения. В связи с получением выписки 02.12.2020 с этой даты Общество узнало о нарушении своих прав. За защитой нарушенного права Общество 02.02.2021 обратилось в Южно-Сахалинский городской суд. 17.02.2021 суд вынес определение о возврате искового заявления, 20.02.2021 данное определение было направлено заявителю и 25.02.2021 получено им. 01.03.2021 заявление подано в Арбитражный суд Сахалинской области.

Суд критически оценивает довод Общества о том, что из содержания постановления от 29.10.2020 № 3253-па не следует вывод о том, что изъятию подлежит принадлежащее Обществу помещение с кадастровым номером 65:01:0701001:3167, поскольку на это прямо указано в постановлении. Следовательно, в рассматриваемом случае трёхмесячный срок на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением надлежит исчислять с 17.11.2021, в связи с чем по состоянию на 02.03.2021 (дата поступления заявления в канцелярию суда) указанный трёхмесячный срок истёк (последняя дата срока 17.02.2021).

В свою очередь, определением суда Обществу было предложено представить мотивированное письменное обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, что им сделано не было. При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока. Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.  Ссылка Общества на то, что на правоотношения, связанные с лишением права собственности на недвижимое имущество, не распространяется трёхмесячный срок на обжалование, судом отклоняется как основанная на неверном толковании положений части 4 статьи 198 АПК РФ.

Дополнительно суд считает необходимым отметить, что, учитывая заключение 13.05.2021 между Администрацией города Южно-Сахалинска (Администрация) и обществом «Обелискъ» (Собственник) соглашения об изъятии нежилого помещения для муниципальных нужд, действия Общества по поддержанию заявленных требований об оспаривании постановления, на котором непосредственно основано само соглашение от 13.05.2021 (в отношении которого Обществом не заявлено о расторжении, прекращении его действия по тем или иным основаниям) носят непоследовательный и противоречивый характер. Каких-либо разумных оснований полагать, что в срок не позднее 15 декабря 2021 года Администрацией Обществу не будет выплачена сумма выкупа, из обстоятельств дела не следует.

Принимая во внимание изложенное, суд на нашёл оснований для удовлетворения ходатайств Общества о вызове в суд в качестве специалиста ИП Шапорева А.В., об истребовании копии Порядка изъятия земельных участков и иных объектов для муниципальных нужд, утверждённого постановлением Администрации от 11.11.2019 № 3603-па, о проведении судебной строительно-технической экспертизы, о вызове в судебное заседание Шербакова Е.А. ввиду отсутствия надлежащих правовых оснований, процессуальной целесообразности, а также достаточности имеющихся доказательств для рассмотрения спора по существу.   

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства ООО «Обелискъ» о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд отказать.

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Обелискъ» (ОГРН 1026500529120, ИНН 6501116409) о признании незаконными:

заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 30.04.2019 № 1431 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

постановления администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2020 № 3253-па «Об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № 27а по ул. Невельская г. Южно-Сахалинск, признанным аварийным и подлежащим сносу, и помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца с даты изготовления решения в полном объёме.

Судья                                                                                  Ю.С. Учанин