ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-10058/2018 от 05.04.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

06 апреля 2018 года                                             Дело № А60-10058/2018

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании 29.03.2018 – 05.04.2018 дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области (далее – прокурор) к Администрации Арамильского городского округа (ИНН <***>, далее – администрация).

Прокурор 21.02.2018 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

В судебном заседании 29.03.2018 приняли участие представители: прокурора – Поль К.В. по доверенности от 18.01.2018 № 8/2-10-2018; администрации – ФИО1 по доверенности от 04.07.2017 № 01-01-39/3577.

В судебном заседании администрация представила отзыв, требования не признала, ссылалась на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, а также несоблюдение прокурором претензионного порядка урегулирования спора.

С учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей сторон суд завершил предварительное судебное заседание и перешёл к судебному разбирательству дела.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.04.2018, после которого судебное заседание продолжено с участием того же представителя администрации, а также представителя прокурора Мирошниченко М.Н. по доверенности от 04.04.2018 № 8/2-10-2018.

03.04.2018 прокурор представил возражения на отзыв, указал на необоснованность доводов администрации.

В судебном заседании 05.04.2018 прокурор и администрация поддержали свои требования и возражения соответственно.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

в рамках осуществления прокурорского надзора на поднадзорной территории прокурором установлено, что администрацией не разработан и не утвержден муниципальный правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере  недропользования.

Полагая бездействие администрации незаконным, прокурор на основании ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требование прокурора следует удовлетворить.

Отношения, связанные с осуществлением муниципального контроля, регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится, в частности, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Согласно п. 40.2 ст. 31 Устава Арамильского городского округа, принятого решением Арамильской муниципальной Думы от 28.04.2005 № 15/10 (далее – Устав округа), к полномочиям администрации округа относятся: организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления отнесён контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Таким образом, контроль в указанной сфере деятельности отнесен федеральным законом (Законом о недрах) к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом, вопреки доводам администрации, данное полномочие являются не правом органа местного самоуправления, а его публичной обязанностью.

Также вопреки доводам администрации, Устав округа не наделяет такими полномочиями какой-либо иной муниципальный орган помимо администрации.

Следовательно, именно администрация обязана разработать и принять муниципальный правовой акт (регламент), определяющий порядок организации и осуществления муниципального контроля в названной сфере деятельности.

Как следует из материалов дела, администрацией не принят муниципальный правовой акт о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, суд считает установленным факт неправомерного бездействия администрации. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Довод администрации о несоблюдении прокурором досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению. В силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ споры по отдельным категориям дел могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер к досудебному урегулированию. Вместе с тем при обращении в арбитражный суд прокурора в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 АПК РФ) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не предусмотрено (абз. 4 ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Арамильского городского округа, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

2. Обязать Администрацию Арамильского городского округа разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   Ю.ФИО2