ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-12038/15 от 25.05.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

25 мая 2015 года                                     Дело №А60-12038/2015

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева рассмотрел дело по заявлению Уральского УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6662023096, ОГРН 1026605402053) к обществу с ограниченной ответственностью "АВТО-НОМ" (ИНН 6673158673, ОГРН 1076673000370) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Определением суда от 30.03.2015 заявление Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощённого производства (п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ).

Стороны о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом. В пятнадцатидневный срок, установленный судом, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, не представили.

Сторонам также было разъяснено, что они вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 16.12.2014.

Отводов суду не заявлено. От лиц участвующих в деле заявлений, ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения начальника Уральского УГАДН от 11.03.2015 №392 в соответствии с информацией из УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области от 10.03.2015. №626 о ДТП по вине водителей лицензированного автотранспорта за февраль 2015г., была проведена внеплановая документарная проверка в отношении обществу с ограниченной ответственностью "АВТО-НОМ".

В ходе проверки установлен факт осуществления заинтересованным лицом предпринимательской деятельности (перевозка пассажиров автомобильным транспортом) с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в частности, выявлены следующие нарушения:

- служебное расследование ДТП (падение пассажира) от 07.02.2015, совершенное водителем Ашуровым Д.М. при управлении автобусом Богдан А09204 гос. № y403PBRUS96 лицензиата ООО «Авто-Ном», из-за нарушения ПДД (нарушение правил перевозки людей), во время которого пострадал 1 человек, производилось с нарушением. В акте служебного расследования    происшествия не полностью отражаются   требования   «Положения   о порядке   проведения   служебного расследования дорожно-транспортных происшествий», например, установлены следующие нарушения:

- не  выдержан  срок  проведения  служебного   расследования  ДТП  совершенного 07.02.2015. - акт расследования от 24.02.2015 при норме не более 5-ти дней;

- не соответствует информация о медицинском работнике проводившем контроль состояния водителя Ашурова Д.М. при выпуске на линию, так в путевом листе расшифровывается подпись медработника Дементьевой А.В., а в акте расследования указана медработник Шатунова О.Л.;

- отсутствует информация о том, что водитель Ашуров Д.М. не проходил обязательное периодическое медицинское освидетельствование;

- не отмечено в акте расследования о том, что водитель Ашуров Д.М. при стаже работы 16 месяцев не проходил обучение по 20-ти часовой программе, и в заключительной части акта не указано о необходимости направления на учебу.

По итогам расследования не указано о наличии нарушения требований ПДД и правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров автотранспортом - начало движения от остановки не убедившись в полном закрытии дверей автобуса. По результату проведения служебного расследования ДТП недостаточно предложений по организации проверки водителей на знание ПДД, не предлагается провести проверку у водителей навыков управления автобусом в сложных дорожных условиях, отъездах от остановок, проведение дополнительной стажировки водителей. Перевозчиком не достаточно производится контроль на линии за соблюдением водителями автобусов ПДД и требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок. Нет предложений проведения внепланового контроля эксплуатируемого подвижного состава на предмет исправности механизма закрытия дверей, исправности сигнализации датчиков дверей, что является нарушение требований ст.20 Закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., п.6. приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7, приказ Минавтотранса РФСФР от 26.04.1990. № 49, приказ Минтранса РФ 02.02.1996. №22.

В случае ДТП с участием транспортного средства, принадлежащего субъекту транспортной   деятельности   (ООО   «Авто-Ном»),        субъектом транспортной деятельности не проведен анализ возможных причин и условий, способствовавших возникновению ДТП. Например, нет предложений проведения внепланового контроля эксплуатируемого подвижного состава на предмет исправности механизма закрытия дверей, исправности сигнализации датчиков дверей, что является нарушением требований  п.п. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012г. №280, ст.20 Федерального закона от 10.12.1995. № 196-ФЗ, п. «з» п. 4 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.

Не соблюдаются в полной мере правильность оформления путевых листов. Так в путевых листах №153 от 03.02.2015, №240 от 04.02.2015, №331 от 05.02.2015 и №462 от07.02.2015 установлены следующие нарушения: не указано месторасположения организации (указано прежнее место регистрации организации); не указывается полностью государственный № ТС - не указан № региона; не указан заказчик перевозок пассажиров; не фиксируется сведение о месте проведения контроле технического состояния транспортного средства; отсутствуют показания пробега (одометр) на возврате АТС с линии; нет подписей механика с расшифровкой подписей,    заверяющих показание фактического времени на выезде и возврате с линии АТС; нет подписей водителя при сдаче АТС при возврате с линии, что является нарушением требований п. 6 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152, п.15 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.

Не организован в полной мере контроль за проведением обязательных периодических медицинских осмотров водителей. Например, отсутствует информация о медицинском переосвидетельствовании (заключении) водителя Ашурова Д.М., что является нарушением ст. 20, 23 Закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., п. 12 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.

Виновник в ДТП водитель Ашуров Д.М. с момента приема на работу в организацию прошло 16 месяцев не проходил повышение квалификации и профпригодности по 20-часовой программе, что является нарушением ст. 20  Закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., п. 15 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.

Результаты проверки изложены в акте №392 от 20.03.2015 года, который получен обществом 20.03.2015, в тот же день было выдано предписание № 392 от 20.03.2015.

20 марта 2015 года Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен протокол серии 00170 №170-15 об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АВТО - НОМ», которое с материалами проверки и заявлением о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлен в Арбитражный суд Свердловской области.

Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно п.п. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «АВТО - НОМ»  осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании лицензии № АСС66-002762 от 26.07.2012 г. со сроком действия бессрочно, которая выдана обществу Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Согласно ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пункт 6 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 предусматривает, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель): фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП; прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения; соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха; соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года; организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

2) в отношении транспортного средства: модель транспортного средства;

государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве; наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП; наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства; организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства, включая: периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение; соблюдение межсервисного пробега; наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства; наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра; соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Согласно п. 5. 1 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 г. № 49, по окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности: в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими; в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно - транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек; при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д. (далее – Положение).

Пункт 5. 2 Положения содержит перечень разделов и информации, которая должна содержаться в акте.

Согласно п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением  случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В силу п. «з» п. 4 приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относится обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.

Статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя и обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Согласно пункта 12 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Как следует из материалов дела (акта проверки, протокола об административном правонарушении), обществом вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения были нарушены.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела видно, что обществом не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании не был обеспечен, хотя заинтересованное лицо могло и обязано было принимать меры к их соблюдению и предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия). 

Суд считает, что допущенные обществом правонарушения носят существенный характер, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку заинтересованным лицом нарушены нормы права, направленные на обеспечение сохранности жизни и здоровья населения.

Нарушений процессуального порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности со стороны заявителя судом не установлено.

Принимая во внимание, что вменяемое правонарушение содержит угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей (пассажиров), суд пришел к выводу, что оснований для назначения наказания в виде предупреждения в данном случае не имеется.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения и наличие в действиях общества вины подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается, а также, принимая во внимание то, что ранее к административной ответственности общество не привлекалось (доказательств обратного в материалы дела не представлено), суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить, надлежит привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Ном» к административной ответственности в виде наложения штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в размере 30000 рублей.

Таким образом, требования заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206, 228, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта требования удовлетворить.

2. ПривлечьОбщество с ограниченной ответственностью  "АВТО-НОМ" (ИНН 6673158673, ОГРН 1076673000370; адрес: 620017, г. Екатеринбург, ул. Стачек, д. 4; зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2007 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Уральское управление Госавтодорнадзора)

ИНН 6662023096,

КПП 667201001,

р/с 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

БИК 046577001,

КБК 10611690040046000140,

ОКТМО 65701000

Административный штраф Уральского управления Госавтодорнадзора,

УИН 10662442154400001702.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                    П.Н.Киреев