АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
17 апреля 2009 года Дело №А60- 12084/2009-С5
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2009года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л.Дегонской при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Л.Дегонской
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Главному государственному инспектору по охране и использованию земель Полевского городского округа ФИО1
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 15.04.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и копии административного дела. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления главного государственного инспектора по охране и использованию земель Полевского городского округа Змеева А.Н. от 24.03.2009 №35 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мотивирует заявитель тем, что законом на него не возложена обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок.
Главный государственный инспектор по охране и использованию земель Полевского городского округа Змеев А.Н. (далее - заинтересованное лицо) в своем отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку факт использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается материалами дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
13 марта 2009 Прокуратурой города Полевского Свердловской области проведена проверка по соблюдению земельного законодательства МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что заявитель использует земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
По результатам проверки составлены: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.03.2009, протокол об административном правонарушении от 24.03.2009, на основании которых 24 марта 2009 Главным государственным инспектором по охране и использованию земель Полевского городского округа ФИО1 вынесено оспариваемое постановление по делу №35 о назначении МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» административного наказания за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов по ст.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что указанное постановление о назначении административного наказания нарушает права и законные интересы МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав фактические обстоятельства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
На основании ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, составляет использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Как установлено в судебном заседании, МУ «Управление городского хозяйства» Полевского городского округа использует в своей деятельности имущество, находящееся в муниципальной собственности Полевского городского округа, - здание, расположенное по адресу: <...>. Указанное здание является объектом нежилого фонда, закреплено за учреждением на праве оперативного управления решением ОМССК «Комитет по управлению имущество муниципального образования «Город Полевской» №3 от 18.01.2006 года.
Согласно подпунктам 5 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
В соответствии с ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеют право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
Из содержания указанных норм следует, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право постоянного пользования земельным участком, на котором находится данный объект, в силу прямого указания закона.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
При рассмотрении материалов дела установлено, что спорный земельный участок оказался в фактическом пользовании МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» в связи с закреплением за учреждением на праве оперативного управления здания, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного Кодекса РФ согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация
является единственным доказательством существования
зарегистрированного права, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты (ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств нахождения у заявителя спорного земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в суд не представлено.
Судом установлено, что заявитель, являясь муниципальным учреждением, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не обращался в надлежащие органы с заявлением о приобретении прав на спорный земельный участок. При этом с 2005 года по настоящее время пользуется указанным земельным участком. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Принимая во внимание, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, не принадлежащий заявителю на праве собственности, учитывая, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный под данным объектом, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не оформлено, следовательно, учреждение занимает и использует в своей деятельности земельный участок без надлежащих правовых оснований.
До настоящего времени МУ Управление городского хозяйства» Полевского городского округа использует данный земельный участок без каких-либо правоустанавливающих документов, что не отрицает в материалах дела.
Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Согласно ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах, поскольку заявитель использует спорный земельный участок без правоустанавливающих документов, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, соответственно, отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным.
При этом в силу п.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Заинтересованным лицом при определении наказания назначен штраф, в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 10000 рублей, что является нижним пределом санкции.
Процедура привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюдена. Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
На основании изложенного оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований МУ «Управление городского хозяйства Полевского городского округа» о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по охране и использованию земель Полевского городского округа Змеева А.Н. от 24.03.2009 №35 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяН. Л. Дегонская