АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело №А60-12489/2015
08 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2015 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ноль семь» (ИНН <***>)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 02.03.2015.
от инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга: ФИО2, представитель, доверенность от 19.12.2014.
от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области: ФИО3, представитель, доверенность от 29.06.2015.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Ноль семь» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга №19/03 от 20.01.2015 и признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области №228/5 от 12.03.2015.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области представили отзывы с возражениями по заявленным требованиям.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «Ноль Семь» при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
По результатам проверки налоговым органом составлен протокол от 12.01.2015 №19/03 и вынесено постановление от 20.01.2015 №19/03, которым общество с ограниченной ответственностью «Ноль Семь» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области №228/5 от 12.03.2015 постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 20.01.2015 №19/03 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Ноль Семь» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Также в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее именуются - организации), с обязательным применением контрольно - кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам (далее именуется - Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно - кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее по тексту Положение), которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку.
Пунктом 4 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение № 359), предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Согласно п. 5.1 Положения документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Закона № 259-ФЗ установлено, что фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
В соответствии со ст. 3 Закона № 259-ФЗ постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
Пунктом 111 Правил установлено, что фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 5 к Правилам. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
Так, в приложении № 5 к Правилам указано, что квитанция на оплату пользования легковым такси должна включать в себя следующие обязательные реквизиты:
- наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
- наименование фрахтовщика;
- дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
- стоимость пользования легковым такси;
- фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
В реквизите «наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси» делается запись «Квитанция на оплату пользования легковым такси, серия, номер ». Серия и номер печатаются типографским способом. В реквизите «наименование фрахтовщика» указываются наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика. В реквизите «дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси» указываются число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси. В реквизите «стоимость пользования легковым такси» цифрами и прописью указываются взысканные с фрахтователя средства в рублях и копейках за пользование легковым такси. В случае если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси.
Инспекцией 11.12.2014 года проведена проверка Общества, осуществляющего предпринимательскую деятельность легкового такси на базе автомобиля Тойота Камри (регистрационный знак В 594 AT, регион 196), на предмет соблюдения требований законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В результате проверки установлено, что СЛ. ФИО4, водителем ООО «Ноль Семь», при оказании услуг по перевозке пассажиров наземным автомобильным транспортом (легковым такси) по маршруту в г. Екатеринбурге «ул. Шаумяна, 93 -ул. Хомякова, 5» был выдан документ серии НВ № 002372 от 11.12.2014 года, который не содержит обязательные реквизиты: имя, отчество, подпись лица, ответственного за совершение операции.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что неверное заполнение бланка строгой отчетности не влечет за собой применения административной ответственности. Кроме того, заявитель ссылается на допущенные в ходе административного производства процессуальные нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные в суд доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает, что административным органом не доказан состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Административная ответственность за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, установлена частью 2 статьи 11.14.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
При наличии специальной нормы квалификация по общей норма является неверной.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 23.36.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.14.1 КоАП РФ (в части легковых такси), рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным органом ( аналогичная позиция изложена в Постановлении Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда № 17АП-6242/2015 от 19.06.2015 по делу А60-58061/2014).
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, то в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.
Исходя из смысла положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и административного законодательства, если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа было оставлено без изменения, при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа.
Решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области по жалобе общества на постановление нижестоящей Инспекции никаких прав и обязанностей на общество не возлагает и не устанавливает, осуществлению предпринимательской деятельности не препятствует, самостоятельным ненормативным правовым актом не является.
Таким образом, производство по настоящему делу в части требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области №228/5 от 12.03.2015 подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Ноль семь» к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга №19/03 от 20.01.2015.
В части требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области производство по делу прекратить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В.Колосова