АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
29 мая 2017 года Дело №А60- 12559/2017
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола помощником судьи Р.С.Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-12559/2017 по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области к Администрации Тугулымского городского округа о признании бездействия незаконным,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 8/2-15-2016 от 13.10.2016 г.
Представитель заинтересованного лица в предварительное судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Администрации Тугулымского городского округа о признании бездействия, выразившегося в неосуществлении разработки и утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Тугулымского городского округа Свердловской области незаконным.
Заинтересованное лицо письменный отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Свердловской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о рекламе и соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности.
В ходе проверки установлено, что администрацией Тугулымского городского округа Свердловской области схема размещения рекламных конструкций на территории района не утверждена, проект схемы для предварительного согласования в уполномоченный орган не направлен, на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схема размещения рекламных конструкций до настоящего времени не размещена.
Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку исключает законную возможность получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а соответственно возможность распространения наружной рекламы на территории Тугулымского городского округа.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение схемы размещения рекламных конструкций относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно Порядку предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 № 1137-пп, до утверждения схемы размещения рекламных конструкций или вносимых в нее изменений орган местного самоуправления направляет соответствующий проект схемы размещения рекламных конструкций или вносимых в нее изменений для предварительного согласования в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченное на согласование схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений (далее - уполномоченный орган).
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ с 01 января 2014 года не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеназванных норм законодательства администрацией Тугулымского городского округа схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа не утверждены, проект схемы размещения рекламных конструкций для предварительного согласования в уполномоченный орган не направлен.
Согласно информации, представленной администрацией Тугулымского городского округа от 03.03.2017 № 898, разработана схема размещения рекламных конструкций только для р.п. Тугулым.
Между тем, в соответствии с Уставом Тугулымского городского округа, принятого решением Тугулымской районной Думы от 08.06.2005 № 28, в состав территории городского округа входят рабочий поселок Тугулым, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: деревня Александровка, деревня Большой Рамыл, деревня Бочкари, деревня Галашова, деревня Гилева, деревня Турина, деревня Двинская, деревня Дубровина, деревня Журавлева, деревня Золотова, деревня Калачики, деревня Колобова, деревня Комарова, деревня Луговая, деревня Малахова, деревня Малый Рамыл, деревня Месед, деревня Мостовщики, деревня Нижняя Коркина, деревня Остров, деревня Пилигримова, деревня Полуденка, деревня Полушина, деревня Потаскуева, деревня Сажина, деревня Тямкина, деревня Филина, деревня Цепошникова, деревня Чураки, деревня Щелконогова, деревня Юшкова, деревня Ядрышникова, поселок Бахметское, поселок Ертарский, поселок при железнодорожной станции Тугулым, поселок Заводоуспенское, поселок Кармак, поселок Луговской, поселок Месяды, поселок Щелконоговский, поселок Юшала, село Верховино, село Демино, село Зубково, село Ивановка, село Лучинкино, село Мальцево, село Ошкуково, село Трошково, село Фоминское, село Яр.
Отсутствие утвержденной схемы размещения рекламных конструкций влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку исключает законную возможность получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а соответственно, и возможность распространения наружной рекламы на территории Тугулымского городского округа.
Следовательно, в силу закона заинтересованное лицо должно разработать схему размещения рекламных конструкций на территории Тугулымского городского округа
При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что бездействие администрации Тугулымского городского округа, выразившееся в неисполнении обязанностей по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, приводит к нарушениям при использовании муниципального имущества и неполучению денежных средств в бюджет района, кроме того, нарушает интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, так как отсутствие указанной схемы является препятствием для получения заинтересованными лицами разрешений на установку рекламных конструкций.
В силу ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам без каких-либо возражений ответчика. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, указывая на признание оспариваемого бездействия незаконным, должен принять решение об устранении допущенных нарушений прав. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные заместителем прокурора Свердловской области требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Заместителем прокурора Свердловской области требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Администрации Тугулымского городского округа, выразившееся в неосуществлении разработки и утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Тугулымского городского округа Свердловской области.
Обязать Администрацию Тугулымского городского округа устранить допущенные нарушения путем разработки и утверждения схемы рекламных конструкций на территории Тугулымского городского округа Свердловской области в срок до 01.01.2018 г.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья П.Н. Киреев