ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-12596/06 от 08.08.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

«08» августа 2006г. Дело № А60-12596/06-С10

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2006г.

Полный текст решения изготовлен 08.08.2006г.

Судья Арбитражного суда Свердловской области О.Э. Шавейникова

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации

к Инспекции ФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга

третье лицо: войсковая часть 21765

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, военный прокурор, доверенность №6/5664 от 27.07.2006г., удостоверение №11186,

ФИО2, заместитель военного прокурора, доверенность №866 от 08.02.2006г., удостоверение №11266;

от заинтересованного лица: ФИО3, главный государственный налоговый инспектор, доверенность №04-09/9847 от 28.04.2006г., удостоверение №089984;

от третьего лица: ФИО4, доверенность б/н от 08.08.2006г., удостоверение АА №0467536.

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие названного лица.

Процессуальные права разъяснены. Отвода судье не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать незаконными действия Инспекции ФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга по включению войсковой части 21765 в Единый государственный реестр юридических лиц и обязать налоговый орган исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о войсковой части 21765.

В обоснование исковых требований Военный прокурор ссылается на несоблюдение заинтересованным лицом положений Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и нарушение прав Министерства обороны Российской Федерации оспариваемыми действиями налогового органа.

Министерство обороны РФ требования заявителя поддержало, считает регистрацию войсковой части 21765 в качестве юридического лица и действия по внесению соответствующей незаконными и необоснованными, в связи с тем, что данная часть входит в состав войск Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ и не обладает признаками юридического лица, требуемым в силу положений законодательства.

Заинтересованное лицо отзыв представило, требования заявителя не признало. В обоснование возражений ссылается на то обстоятельство, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа войсковой части 21765 в регистрации в качестве юридического лица, поскольку названным субъектом были представлены документы, свидетельствующие о государственной регистрации юридического лица до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ.

Третье лицо с заявленными требованиями согласно.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Согласно ч.2 ст.198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, если полагает, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа проведена проверка войсковой части 21765, в ходе которой установлено нарушение Инспекцией ФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга положений закона в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о войсковой части 21765.

В ходе прокурорской проверки установлено, что 28 октября 2003г. в Инспекцию ФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга войсковой частью №21765 представлено сообщение о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

На основании указанного сообщения 28.10.2003г. в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга внесена запись за основным государственным номером 1036605225590 о том, что войсковая часть 21765 зарегистрирована в качестве юридического лица в соответствии с приказом командира войсковой части 61423 №47 от 31.01.1999г.

Суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью, исходя из следующего:

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, перечень документов для государственной регистрации изменений, а также основания для отказа в государственной регистрации определены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. №129-ФЗ.

Согласно п.3 ст.26 названного Федерального закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно: о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке, организационно-правовой форме, адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Из указанных положений следует, что представляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п.п.а п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с п.1 ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При этом п.п. 2,3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может создаваться и осуществлять деятельность юридическое лицо.

Как установлено в судебном заседании, войсковой частью 21765 в Инспекцию ФНС РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга на основании положений п.3 ст.26 указанного закона представлено сообщение о предоставлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ.

Вместе с тем, суд считает, что представленное сообщение не подтверждает наличие у войсковой части статуса юридического лица, поскольку не содержит данные об организационно-правовой форме, перечень которых в силу п.2 ст.48 ГК РФ, является исчерпывающим, не содержит сведения о регистрации в качестве юридического лица до 01.07.2002г.

Имеющиеся в сообщении ссылки на приказ командира войсковой части 61423 от 31.01.1999г., как на документ, подтверждающий регистрацию юридического лица до 2002г., судом не могут быть приняты во внимание, поскольку приказ №47 от 31.01.1999г. командира войсковой части 61423 «Об организации финансового обеспечения воинских частей соединения в 1999 году» каких-либо данных о регистрации войсковой части 21765 в качестве юридического лица не содержит.

Также суд считает необходимым отметить, что как на момент государственной регистрации войсковой части 21765 в качестве юридического лица, так и на момент рассмотрения настоящего дела, у налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие наличие у войсковой части 61423 полномочий на принятие решения о регистрации войсковой части 21765 в качестве юридического лица, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что документ, послуживший основанием для внесения налоговым органом 28.10.2003г. в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации войсковой части 21765 в качестве юридического лица не только по содержанию, но и по форме не соответствовал требованиям законодательства.

Кроме того, в судебном заседании также не подтвержден факт наличия у войсковой части 21765 учредительных документов юридического лица, отсутствие которых является одним из оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996г. №61-ФЗ «Об обороне», Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998г. №1357, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Из имеющегося в материалах дела письма штаба Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ от 25.07.2006г. №20/1/5307 следует, что в соответствии с директивой Первого заместителя Министра обороны РФ от 17.04.2001г. №314/2/0300 войсковая часть 21765 входит в состав войск Приволжско-Уральского военного округа, в связи с чем вопросы её создания реорганизации и ликвидации РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что представленный в налоговый орган приказ №47 от 31.01.1999г. командира войсковой части 61423 «Об организации финансового обеспечения воинских частей соединения в 1999 году», как не соответствующий по форме и содержанию требованиям законодательства, не мог являться основанием для государственной регистрации третьего лица, и, как следствие, для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Более того, как установлено в судебном заседании, поскольку фактически указанная часть входит в состав войск Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ, финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ, не имеет иных источников получения денежных средств, а также права на распоряжение каким-либо имуществом (ввиду его отсутствия), суд считает, что войсковая часть 21765 не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при обращении в регистрирующий орган с сообщением о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированным до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ, войсковая часть не представила документы, предусмотренные законом и подтверждающие статус юридического лица, суд полагает, что у налогового органа не имелось правовых оснований для внесения записи о войсковой части 21765 в Единый государственный реестр юридических лиц.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции ФНС РФ по Чкаловскому району г.Екатеринбурга по включению войсковой части 21765 в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязать Инспекцию ФНС РФ по Чкаловскому району г.Екатеринбурга устранить нарушения прав и законных интересов Министерства обороны РФ путем принятия мер к исключению сведений о войсковой части 21765 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.Э. Шавейникова