ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-13012/2018 от 18.05.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 мая 2018 года Дело №А60-13012/2018

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Кукушкиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа

к Министерству финансов Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 01-14/227 от 02.03.2018, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности № 01-15/124 от 05.02.2018, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности № 05-37-07/453 от 27.12.2017, паспорт.

Отводов составу суда не заявлено. В судебном заседании 14.05.2018 объявлен перерыв до 18.05.2018 до 11 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. В предварительном судебном заседании 14.05.2018-18.05.2018 года суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, и, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству финансов Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 5 от 20.02.2018 года. Заявитель просит освободить его от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать, а также материалы административного производства.

От заявителя поступило ходатайство о снижении размера штрафа по оспариваемому постановлению до 100000 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа (далее - Учреждение, МКУ «УКС»).

В результате проверки выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), содержащие признаки административного правонарушения.

По итогам рассмотрения материалов проверки в отношении МКУ «УКС» заместителем прокурора ЗАТО г. Новоуральска государственным советником юстиции 3 класса ФИО4 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.01.2018 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ - изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

20.02.2018 Министерством финансов Свердловской области в отношении муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа вынесено постановление о назначении административного наказания № 5 от 20.02.2018 года, которым учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам аукциона в электронной форме между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «Корвет» 31.01.2017 заключен муниципальный контракт № 74/2017 на строительство жилых домов по ул. Садовая, 23 и по ул. Садовая, 21 включая трансформаторную подстанцию (далее - Муниципальный контракт).

Пунктом 6.2.1 Муниципального контракта предусмотрен следующий порядок и сроки оплаты выполненных работ.

Первый платеж 30% цены контракта, указанной в п.2.1. контракта, производится Заказчиком только после выполнения подрядчиком строительно-монтажных работ и приемки Заказчиком работ в размере 30% от общего объема работ строительно-монтажных работ.

Последующие платежи (в размере не более 68 % цены контракта) производятся заказчиком после надлежащего, полного, своевременного и качественного выполнения всех строительно-монтажных работ, предусмотренных настоящим контрактом, на основании подписанных сторонами актов приемки выполненных работ по установленной форме.

Расчеты за выполненные работы производятся в размере, не превышающем 98% цены контракта. Окончательный расчет (2% цены контракта) производится Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней после окончания сдачи результатов работ, подписания акта приемки законченного строительства Объекта по форме КС-14 и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 11.16 аукционной документации (закупка №0362300162117000026), размещенной 16.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), изменение условий контракта возможно в соответствии с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе и условиям Муниципального контракта.

Согласно п. 12.9 стороны вправе изменить условия настоящего контракта в случаях:

-снижения цены контракта без изменения объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта;

-если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10 процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы Стороны обязаны уменьшить цену контракта исхода из цены работы;

- в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом.

При этом, изменение условий Муниципального контракта по иным основаниям не предусмотрено положениями ст. 95 Закона о контрактной системе, ни условиями Муниципального контракта, ни аукционной документацией.

Вместе с тем, учреждением в лице начальника ФИО5 и ООО «Корвет» в лице директора ФИО6 27.11.2017 заключено дополнительное соглашение № 1 к Муниципальному контракту которым изменен порядок и сроки оплаты выполненных работ.

Так, п. 6.2.1 Муниципального контракта изложен в следующей редакции «Выполнение работы по разработке рабочей документации оплачиваются Заказчиком по Акту сдачи приемки выполненных работ, при условии, что работа по разработке рабочей документации выполнена в полном объеме, в соответствии с условиями контракта и в согласованный срок, при наличии всех согласований, указанных в Техническом задании, а также с организациями, необходимость согласования с которыми возникает в процессе исполнения Контракта. Оплата работы по разработке рабочей документации осуществляется, на основании подписанного сторонами Акта выполненных работ и выставленного счета - фактуры.

Оплата выполненных строительно - монтажных работ производится ежемесячно за фактически выполненные работы, произведенные в соответствии с Графиком производства работ, в течение 30 дней после подписания Учреждением актов выполненных работ с указанием их стоимости, выписанных и предъявленных Подрядчиком счетов фактур/счетов. При этом, счета - фактуры/ счета должны быть предоставлены не позднее 5-ти дней с момента подписания Заказчиком акта выполненных работ».

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Порядок оплаты по Муниципальному контракту относится к существенным условиям, так как их определение в контракте позволяет участникам аукциона определить их возможности для участия в конкурсе.

Согласно п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информация о конкурентных процедурах, по результатам которой заключен Муниципальный контракт со всей необходимой документацией размещена в ЕИС.

Документация об аукционе содержала все необходимые данные для выполнения работ, являющихся объектом закупки и предметом контракта.

При этом документация размещена Учреждением в открытом свободном доступе на официальном сайте вместе с извещением о проведении электронного аукциона.

Участник аукциона, подавая заявку на участие, выразил согласие со всеми условиями документации об аукционе и проектом контракта, в том числе с порядком оплаты работ.

Следовательно, данный участник заранее знал и имел однозначное представление об условиях контракта (в том числе и порядке оплаты), и принял их.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных данной нормой. Изменение порядка и сроков оплаты выполненных работ не относится к данным исключениям.

Таким образом, в нарушение требований ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 6.2.1, п. 12.9 Муниципального контракта МКУ «УКС» своими действиями неправомерно изменил порядок и сроки оплаты выполненных работ.

Изменив условия муниципального контракта, учреждение нарушило п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.

Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, подтверждается материалам дела и не опровергнут заявителем.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что учреждением были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется, как и не представлены доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства; правонарушение совершено юридическим лицом виновно.

Таким образом, в действиях муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Новоуральского городского округа имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Судом рассмотрена возможность применения положений ст.2.9 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Оспаривая постановление, заявитель просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в размере 100000 руб. и при этом учесть следующие обстоятельства:

-административное правонарушение не повлекло негативных последствий, как для городского бюджета, так и для юридических и физических лиц;

-МКУ УКС к административной ответственности по аналогичным правонарушениям не привлекалось, административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, совершено впервые;

-МКУ УКС является казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется в соответствии с бюджетной сметой в разрезе утвержденных на соответствующий год статей расходов. В смете МКУ УКС на 2018 год отсутствуют средства в объеме налагаемого на учреждение штрафа, а также отсутствует возможность изыскать эти средства по другим статьям расходов в связи с тем, что утвержденный на год объем лимитов уже распределен для исполнения других обязательств.

Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае – суд, с учетом названных обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

С учетом изложенного, суд считает, что ответственность заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности. С целью индивидуализации административного наказания, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд считает возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, до 100000 руб. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и отмене постановления заинтересованного лица о назначении административного наказания № 5 от 20.02.2018 года в части штрафа в размере, превышающем 100000 рублей.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать постановление Министерства финансов Свердловской области о назначении административного наказания № 5 от 20.02.2018 года незаконным и отменить в части штрафа в размере, превышающем 100000 рублей.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Н.В. Гнездилова