620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
28 июня 2022 года Дело № А60-13016/2022
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2022 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.С. Чудниковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Г. Приходько рассмотрел в судебном заседании дело
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СБЕРБАНК РОССИИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возобновлении предоставления индивидуальному предпринимателю услуг к дистанционному банковскому обслуживанию,
при участии в судебном заседании
от истца: не явился;
от ответчика (онлайн): ФИО2, доверенность № 1-дг/20/152 от 25.08.2021 от 25.08.2021
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец) обратился в суд с исковым заявлением к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СБЕРБАНК РОССИИ" (далее – ответчик) с исковым заявлением о возобновлении предоставления индивидуальному предпринимателю услуг к дистанционному банковскому обслуживанию
Определением суда от 21.03.2022 г. исковое заявление принято к производству, истцу предложено представить дополнительные документов, ответчику предложено представить отзыв.
18.05.2022 г. от ответчика поступил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.
В настоящем судебном заседании ответчик на доводах, изложенных письменно, настаивал. Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений на отзыв не представил.
Учитывая, что истец извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, арбитражный суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Между ИП ФИО1 и Банком на основании заявления Истца заключен Договор-Конструктор, в связи с чем Клиенту открыт расчетный счет № <***> (далее – Договор).
В период с 14.07.2021 по 08.10.2021 по счету Клиента проводились операции, которые соответствовали признакам подозрительности.
В целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, и в соответствии с заключенным между сторонами договором Банком 12.10.2021 у ИП ФИО1 была запрошена информация с целью пояснения экономического смысла осуществляемым операциям, документы, содержащие основания проведения операций и подтверждающие источник поступления денежных средств, в частности:
Источник образования (поступления)/расходования (списания) денежных средств, по операциям с контрагентами:
— ООО «Вторчермет НЛМК Западная Сибирь» ИНН <***>;
— ООО «СВМ» ИНН <***>; перечень документов:
— договор со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, спецификациями, заявками;
Исполнение обязательств, по операциям с контрагентами:
— ООО "Вторчермет НЛМК Западная Сибирь" ИНН <***>;
— ООО "СВМ" ИНН <***>; перечень документов:
— товарные накладные;
— УПД (универсальный передаточный документ);
— транспортные накладные/товарно-транспортные накладные;
— акты приема-передачи;
— акты выполненных работ/оказанных услуг;
— приемосдаточные акты;
— книга учета приемосдаточных актов;
— иные документы, подтверждающие транспортировку;
Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей при уплате через иные кредитные организации
перечень документов:
— платежные поручения (в т.ч. в случае оплаты третьими лицами);
— квитанции об уплате налогов, сборов;
— документы (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов; Наличие материально-технической базы:
данные о численности и составе работников:
— 6-НДФЛ с отметкой налогового органа о его принятии;
— штатное расписание;
— сведения о застрахованных лицах: Форма СЗВ-М; транспортные средства и расходы по их эксплуатации:
— ПТС или СТС или договор аренды/лизинга с приложениями, акты приема-передачи; офисные, складские помещения:
— свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН или договор аренды, акты приема-передачи;
земельный участок:
— свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН или договор аренды, акты приема-передачи;
оборудование:
— для сортировки, измельчения, дробления, пресса, лома, проведения радиационного контроля и проверки на взрывобезопасность лома и отходов;
— подтверждение прав собственности, технический паспорт или договор аренды, акты приема-передачи;
Бухгалтерскую и налоговую дисциплины перечень документов:
— налоговые декларации за последний отчетный период с отметками налогового органа о принятии с
приложением книги учета доходов и расходов и/или книги продаж и книги покупок; Операции с наличными денежными средствами, выданными под отчёт, снятыми по денежному чеку, и с использованием корпоративных бизнес карт
перечень документов:
— авансовые отчеты с оправдательными документами; Кассовую дисциплину
перечень документов:
— кассовая книга;
— отчет оператора фискальных данных о принятых и переданных данных; Иные документы (их копии)
документы, подтверждающие доставку/перевозку приобретаемых и реализуемых товаров:
— договор перевозки;
— договор транспортно-экспедиционных услуг;
— железнодорожные накладные;
— транспортные накладные;
— путевые и маршрутные листы; перечень документов:
— расширенная выписка по операциям на счетах, открытых в сторонних кредитных организациях, с указанием плательщика, ИНН, назначения платежа за указанный в запросе период (на дату закрытия, если счет закрыт), в том числе в электронном виде;
— журнал регистрации отгруженных лома и отходов металлов;
— приемосдаточные акты за период с 20.09.2021 г. по 05.10.2021 г.;
— лицензии;
а также пояснения относительного экономического смысла по операции/по операциям за период с 14.07.2021 по 08.10.2021 совершенной(ым) по счету № <***> и по операциям физического лица: документы, являющиеся основанием для операций по зачислению средств на счет физического лица от иных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и письменные пояснения относительно необходимости совершения данных операций за период с 14.07.2021 по 08.10.2021 по счету(-ам) № 40817810016195701307.
Срок предоставления документов: в течение 7 рабочих дней с даты получения запроса. 15.10.2021 Клиентом были предоставлены документы на запрос Банка. 20.10.2021 и 10.11.2021 Клиенту направлены дополнительные запросы.
03.11.2021, 08.11.2021, 15.11.2021 истцом в Банк направлены документы на дополнительные запросы.
На основании анализа предоставленных документов Банком сделан вывод о том, что по счету Истца проводились операции, которые соответствовали признакам, указывающим на их подозрительный характер, в связи с чем Банком было приостановлено дистанционное банковское обслуживание.
Посчитав указанные действия Банка незаконными, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец, ссылаясь на отсутствие документальных подтверждений того, что ответчик включен в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской, террористической деятельности, а также на то, что банком не представлено документального подтверждения того, что банковские операции истца преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем, пошли на финансирование террористической деятельности или преследовали иную противоправную цель, просит возобновить предоставление услуг по дистанционному банковскому обслуживанию в полном объеме, разблокировать банковскую карту.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на соответствие действий банка действующему законодательству, а также на отнесение операций по счету истца к числу сомнительных.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Подписав заявление о присоединении, Клиент подтвердил, что ознакомлен и согласен с Условиями открытия и обслуживания расчетного счета. Кроме того, Истец выразил согласие на присоединение к Условиям предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания в Банке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее по тексту - Условия ДБО), тем самым заключив с Банком договор о предоставлении услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.
Соответствующими положениями Условий ДБО предусмотрена возможность и необходимость принятия Банком соответствующих мер в случае выявления операций, в отношении которых имеются основания подозревать, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В силу п. 3.21 Условий ДБО предоставление услуг по Договору может быть приостановлено по инициативе Банка в случае, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в случае непредставления Клиентом в срок, установленный п. 4.2.23 настоящих Условий информации, документов, необходимых для исполнения Банком требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Приостановление по инициативе Банка может осуществляться на неограниченный срок.
Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Целью данного закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ Банк, как организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, обязан противодействовать легализации преступных доходов путем проведения соответствующих мер. Более того, по смыслу ст. 4, ч. 2, 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и иные операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статья 6 Закона № 115-ФЗ устанавливает критерии операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Вместе с тем, исполнение возложенной на Банк обязанности по противодействию легализации преступных доходов путем принятия соответствующих мер не ограничивается необходимостью проведения обязательного контроля.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Более того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;
- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Соответственно, исходя из приведенных выше положений, Банк обязан осуществлять меры в соответствии с Законом № 115-ФЗ в отношении всех операций (независимо от того, подпадают ли они под обязательный контроль или нет, а также от того, попадает ли Клиент в список организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму).
Банк как организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, обязан противодействовать легализации преступных доходов путем проведения соответствующих мер, выявление подозрительных операций и применение мер по результатам их выявления является обязанностью Банка.
Требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации установлены Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 02.03.2012 № 375-П (далее – Положение № 375-П).
В силу п. 5.2 Положения № 375-П каждой кредитной организацией разрабатывается Программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в которую включается перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки.
Согласно Приложению к Положению № 375-П к таким признакам могут быть отнесены, в том числе запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели:
- совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, если возникает подозрение, что данными системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
- регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц, зачислений денежных средств физическим лицам, на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц и последующее снятие этих средств в наличной форме;
- отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства.
Указанный в данном Положении перечень не является исчерпывающим и кредитные организации вправе дополнить его критериями выявления и признаками необычных сделок исходя из особенностей своей деятельности и деятельности своих клиентов, в том числе путем включения признаков операций, указанных в иных письмах Банка России, уполномоченного органа, иных надзорных органов, организаций.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.2 Положения № 375-П решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.
При этом приостановление операций и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров (п. 12 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Банком во исполнение положений действующего законодательства разработаны и применяются Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 26.04.2019 № 881-11 (далее по тексту - ПВК).
Пунктом 5.10.1 ПВК предусмотрено применение Банком к клиентам, осуществляющим операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, следующих мер:
- отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями документа;
- расторжение договора банковского счета (вклада) с Клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции;
- отказ Клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого Клиента расчетных документов только на бумажном носителе (если такие условия предусмотрены договором между Банком и Клиентом);
- блокировка банковской карты, по счету которой совершаются операции, вызывающие подозрения;
- пересмотр уровня риска Клиента;
- обеспечение повышенного внимания к операциям Клиента с денежными средствами или иным имуществом.
При этом приостановление операций и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров (п. 12 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
В соответствии с позицией, изложенной в письме Банка России от 30.07.2010 № 12-1-5/1438 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в целях минимизации репутационных, правовых и иных рисков, возникающих в деятельности кредитных организаций в связи с совершением их клиентами подозрительных (необычных) операций, кредитные организации вправе предпринимать любые, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации меры, в том числе, предусмотренные правилами внутреннего контроля кредитной организации.
На необходимость применения меры в виде отказа в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания неоднократно обращал внимание Центральный банк Российской Федерации в своих разъяснениях. Так, в письме Банка России от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» указано, что кредитным организациям рекомендуется включать в договоры, предусматривающие обслуживание клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету, право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи; также кредитным организациям рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. Аналогичные положения предусмотрены в Методических рекомендациях Центрального банка РФ № 10-МР от 13.04.2016 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
Соответственно, возможность отказа в предоставлении услуги по дистанционному банковскому обслуживанию прямо предусмотрена действующим законодательством и обусловлена исполнением Банком законной обязанности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Из анализа предоставленных документов и пояснений Клиента, Банк пришел к выводу, что операции по счету носят транзитный характер. Выводы банка подтверждается следующим:
Дата регистрации Клиента - 15.08.2019, основной вид деятельности (по ОКВЭД): Сбор неопасных отходов, дата открытия счета в Банке - 21.08.2019.
Первая операция по счету была произведена только 15.12.2020, то есть спустя более года с момента его открытия.
За период с 14.07.2021 по 11.04.2022 на счет Клиента поступило 3 847 618 рублей 60 копеек, списано 3 827 302 рубля.
Денежные средства поступают на расчетный счет с назначениями платежей «за металлолом» от:
- ООО «СВМ» (ИНН <***>) перечислено 3 637 148 рублей (94,5 % от оборота). Следует отметить, что в предоставленных ПСА отсутствуют подписи лиц, ответственных за прием лома/проверку лома на взрывобезопасность/ответственного за радиационный контроль.
Ранее операции ООО «СВМ» в ПАО Сбербанк признаны неподозрительными, в настоящее время операции проводятся со счета, открытого в стороннем банке.
- ООО «Вторчермет НЛМК Западная Сибирь» (ИНН <***>) перечислено 210 470 рублей 60 копеек.
В подтверждение наличия материально-технической базы предоставлен договор аренды земельного участка № 13 от 25.05.2020 по адресу: <...>, площадью 1762 кв.м. с расширенным использованием: склады (арендодатель - Администрация муниципального образования Байкальский муниципальный р-н), акт приема-передачи.
Согласно договору, размер арендной платы установлен в приложении № 1 к договору (приложение не предоставлено), обязательство по внесению арендной платы вступает в силу с 25.05.2020, арендная плата вносится арендатором единовременным платежом до 15 ноября текущего года.
Из анализа выписки по расчетному счету Клиента с даты открытия счета (21.08.2019) операции по оплате арендных платежей не проводятся. Не подтверждена оплата аренды другими способами.
Клиентом не предоставлены данные о численности и составе работников (расчет по ф. 6-НДФЛ, сведения о застрахованных по ф. СЗВ-М), со счета Истца не проводятся операции по перечислению заработной платы, обязательным отчислениям с заработной платы (НДФЛ, страховые взносы).
Таким образом, у Клиента отсутствуют трудовые ресурсы для обеспечения заявленных объемов деятельности /проводимых операций по счету.
Клиент применяет упрощенную систему налогообложения. Предоставлена налоговая декларация по УСН за 2020. Налоги со счета не перечисляются. Из анализа выписки по счету физического лица оплата налогов не прослеживается.
Поступившие денежные средства в полном объеме переводятся на собственный счет физического лица (3 668 552 рубля), с которого денежные средства частично снимаются в наличной форме (снято наличными 1 834 000 рублей), частично переводятся на счета других физических лиц по СБОЛ, а также переводятся на счет ИП ФИО1 в стороннем банке - ФИЛИАЛ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» АО «АЛЬФА-БАНК» (158 750 рублей).
Наличные денежные средства расходуются на закупку лома у населения. В подтверждение закупок предоставлены ПСА по закупке лома у физических лиц. ПСА оформлены на некрупные суммы (преимущественно от 1 до 15 тыс. руб.).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что:
1. Истец не обладает достаточным количеством трудовых ресурсов, что указывает на отсутствие возможности исполнения взятых на себя обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров с контрагентами на поставку металлолома.
2. Со счета Клиента не производятся выплаты заработной платы работникам, не проводятся обязательные отчисления в бюджет с заработной платы (НДФЛ, страховые взносы).
3. Операции, связанные с обычной хозяйственной деятельностью (арендные платежи, коммунальные платежи, платежи по приобретению канцелярских товаров, предметов, необходимых в повседневной работе организации, оплата ГСМ и т.д.), по счету не проводились.
4. По счету уплата налогов в бюджетную систему не осуществляется.
5. Клиент проводит высокорисковые операции, направленные на вывод денежных средств из оборота путем перечисления на свой счет физического лица с последующим снятием наличными и перечислением на счета других физических лиц.
Документов, опровергающих выводы Банка, истцом не представлено.
На основании анализа представленных истцом документов, Банком сделан вывод о том, что операции Клиента соответствуют признакам, указанным:
1) в Письме Банка России от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»:
- систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.
- регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
2) в Письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»:
- списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
- проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
- деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
3) в «Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. Банком России 21.07.2017 № 18-МР):
- со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
4) в «Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. Банком России 16.02.2018 № 5-МР):
- исключение НДС в расходных операциях по счету либо совершение по счету налоговых отчислений по НДС ниже обозначенных в настоящих методических рекомендациях значений налоговой нагрузки с учетом ставки, определенной НК РФ, может являться показателем действий клиента, направленных на уклонение от уплаты налоговых платежей, в следующих отраслях экономики: переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют об отсутствии очевидного экономического смысла в проводимых по счету операциях. Документы, подтверждающие реальную экономическую деятельность, Истцом, в том числе в ходе судебного разбирательства предоставлены не были.
На основании Методических рекомендаций, писем Банка России операции Клиента обоснованно признаны подозрительными.
Отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, блокировка карты являются мерами, предусмотренными Правилам внутреннего контроля, применяемыми к Клиентам, осуществляющим операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Таким образом, доводы истца об отсутствии документальных подтверждений того, что ответчик включен в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской, террористической деятельности, а также о том, что банком не представлено документального подтверждения того, что банковские операции истца преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем, пошли на финансирование террористической деятельности или преследовали иную противоправную цель, судом отклоняются.
Оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.
Расходы по оплате госпошлины возлагаются на истца (ст. 110 АПК РФ).
Исходя из положений ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления об оспаривании договоров составляет 6000 руб. Между тем истцом представлен документ об уплате государственной пошлины на сумму 300 руб. (платежное поручение от 12.03.2022 № 21), соответственно, госпошлина в размере 5700 руб. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 700 рублей 00 копеек.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Е.С. Чудникова