ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-13266/13 от 03.06.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 июня 2013 года Дело №А60-  13266/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О.Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-13266/2013

по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Негосударственному частному образовательному учреждению дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 05-28/240 от 29.12.2012, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, директор, паспорт; ФИО3, учредитель, паспорт; ФИО4, представитель по доверенности от 13.05.2013, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суд не заявлено. Ходатайство заинтересованного лица о вызове и допросе свидетеля (одного из родителей, заключившего договор с учреждением), судом отклонено как необоснованное, поскольку в деле имеются 16 типовых договоров с родителями. В материалах дела содержится достаточное количество доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Негосударственного частного образовательного учреждения дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

При проведении внеплановой выездной проверки в период с 05.03.2013 по 02.04.2013 по распоряжению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 01-01-01-03-13/4045 от 27.02.2013 в отношении Негосударственного частного образовательного учреждения дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад обнаружено, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

08.04.2013 по данному факту в отношении заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела об административном правонарушении переданы в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п. 1-5 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся и дошкольные учреждения.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Из материалов дела следует, что учреждение осуществляет деятельность по оказанию услуг, связанных с воспитанием, обучением, уходом, присмотром за детьми, которая относится к образовательной деятельности, не имея специального разрешения (лицензии) на ведение образовательной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204, образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (далее именуется - учреждение) является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования (п. 1).

Основными целями учреждения являются осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся (п. 2).

Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях – с более раннего возраста (п. 3).

Настоящее Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений: начальной школы - детского сада; начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся (п. 4).

Пунктом 11 установлено, что право на ведение образовательной деятельности учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (п. 24).

Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения (п. 25).

Взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся, возникающие в процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.

Как указано в п. 27, на основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается: формирование и развитие воспитанников и обучающихся; обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета; развитие познавательных и речевых способностей; формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения; формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др.

Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом (п. 28).

Как следует из материалов дела, 21.03.2013 в Негосударственном частном образовательном учреждении дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад, юридический адрес: 623428, <...> (далее – НОУ ЦРР), осуществлялся образовательный процесс, то есть было обеспечено содержание, воспитание детей, образование в соответствии с принятой НОУ ЦРР образовательной программой в установленном порядке, получение дополнительных (платных на договорной основе) образовательных услуг, предоставление оборудования, в том числе игрового, учебных пособий в рамках реализуемой основной общеобразовательной программой, без специального разрешения (лицензии), что подтверждается актом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений.

Данное нарушение также подтверждается договорами между НОУ ЦРР и родителями (законными представителями) детей, посещающих НОУ ЦРР, должностной инструкцией педагога дополнительного образования утвержденной директором НОУ ЦРР от 09.01.2013, от 09.01.2013; расписанием дополнительных услуг на 2013год, утвержденным директором НОУ ЦРР от 09.01.2013; фотоснимками от 05.03.2013 № 9, 9А, 11; журналом посещения детей образовательного учреждения.

Таким образом, заинтересованным лицом допущено и материалами дела подтверждается осуществление образовательной деятельности без лицензии.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Вина заинтересованного лица заключается в непринятии мер для соблюдения установленных требований законодательства и подтверждается документами, представленными в материалы дела.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях заинтересованного лица вины в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии); доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено. Как пояснил представитель заинтересованного лица, в настоящее время учреждением предпринимаются меры к получению лицензии, то есть необходимость лицензирования юридическое лицо осознает.

Обстоятельств, исключающих вину заинтересованного лица, а также отягчающих или смягчающих его ответственность, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Оснований для применения нормы ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что Негосударственное частное образовательное учреждение дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечь  Негосударственное частное образовательное учреждение дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 623428, Свердловская обл., Каменск-Уральский г., Победы пр-кт, 84, 85; дата и место государственной регистрации: 05.07.2011, Управление ФНС России по Свердловской области) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 (Сорок тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)

ИНН <***>

КПП 667001001

БИК 046577001

ОКАТО 65436000000

р/с <***>

КБК 14111628000016000140

Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской обл. г. Екатеринбург

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Н.И.Ремезова