ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-13362/15 от 09.06.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 июня 2015 года                                      Дело №А60-13362/2015

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2015 года

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.Н.Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  М.С. Кропачевой,  рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью  "ВИЗ-Сталь" (ИНН 8084667 , ОГРН 1026602312923) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области  в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга  о признании незаконным и отмене предписания  № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г. в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Гатина Ю.Н., представитель по доверенности № 55 юр от  30.12.2014 г., паспорт,

от  заинтересованного лица – Костенко Т.А., представитель по доверенности № 05-28/2  от  12.01.2015 г.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью  "ВИЗ-Сталь" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области  с заявлением Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга  о признании незаконным и отмене пунктов 5 и 11 предписания  № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г.

09 июня 2015 г. от представителя ООО  "ВИЗ-Сталь" Гатиной Ю.Н. поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, на основании которого заявитель  просит признать незаконным и отменить п. 5 предписания № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г. От обжалования  п. 11 предписания № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г. заявитель отказывается, в связи с тем, что Территориальным  отделом  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области  в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга  внесены изменения в предписание № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г. об устранении выявленных нарушений санитарных правил за № 01-09-11/13258/1 от 19.01.2015 г. с исключением из обжалуемого предписания п. 11.

Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заинтересованным лицом  представлен отзыв на заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период  с 31.10.2014 г. по 29.12.2014 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВИЗ-СТАЛЬ»(адрес: 620028, г. Екатеринбург, ГСП - 714, ул. Кирова, 28) была проведена проверка. По результатам проверки ООО «ВИЗ-Сталь» на основании выявленных нарушений был составлен Акт проверки от 29.12.2014г. и выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г.

Согласно п. 5 предписания № 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г.  Территориальный   отдел   Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области  в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга предлагает ООО "ВИЗ-Сталь" провести санитарно-профилактические мероприятия на рабочих местах с превышением ПДУ, а именно: при проведении лабораторных испытаний шума, выполненных в ходе мероприятия по контролю, согласно протоколу №1643 6т от 20.11.2014г. установлено: эквивалентный уровень звука не соответствует нормативным величинам на рабочем месте вальцовщика стана холодной прокатки (измеренный 85дБА, при допустимом 80дБА) (СП 2.2.2.1327-03 Сн 2.2.4/2.1.8.562 -96) в срок до 01.08.2015 г.

Не согласившись с п. 5  предписания 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г.   ООО "ВИЗ-Сталь" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.

Согласно п.2.8 СанПиН 2.2.2.1327-03 параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

В п. 6.3 СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 указано, что допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3.

В ходе проверки было установлено превышение допустимого эквивалентного уровня звука (измеренный уровень 85дБА при допустимом уровне 80дБА) на рабочем месте вальцовщика стана холодной прокатки, что подтверждено протоколом лабораторных испытаний № 16436т от 20.11.2014г. Указанное нарушение п. 2.1, п. 2.8 СанПиН 2.2.2.1327-03, п. 6.3 СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 включено в протокол об административном правонарушении от 13.01.2015г. составленный в присутствии представителя ООО «ВИЗ-Сталь» по доверенности № 01 юр от 17.12.2015г. Олькова Станислава Александровича, о чем в указанном протоколе имеется его подпись.

Постановлением Заместителя главного государственного санитарного врача по Ленинскому, Верх-Исетскому, Октябрьскому и Кировскому районам г. Екатеринбурга, Заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга  Лосевской О.Л. № 28/08 от 15.01.2015г. ООО «ВИЗ-Сталь» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений (в том числе в превышение допустимого эквивалентного уровня звука (измеренный уровень 85дБА при допустимом уровне 80дБА) на рабочем месте вальцовщика стана холодной прокатки). Постановление было вынесено в присутствии представителя ООО «ВИЗ-Сталь» по доверенности № 01юр от 17.12.2015г. Начальника ООТ и ПБ по доверенности № 64юр от 14.01.2015г. Прокуренко Владимира Николаевича, о чем в указанном постановлении имеется его подпись. Указанное постановление ООО «ВИЗ-Сталь» не обжаловалось и вступило в законную силу 26.01.2015г.

В соответствии с п. 5 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 01-08-11/13258 от 29.12.2014г. на ООО «ВИЗ-Сталь» была возложена обязанность провести санитарно-профилактические мероприятия на рабочих местах с ПДУ (превышением предельно допустимого уровня звука).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Согласно с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (п. 2.1 СанПиН 2.2.2.1327-03) на ООО "ВИЗ-Сталь" как на работодателя, возложена обязанность предусматривать при разработке, организации и осуществлении технологических процессов, отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений. Применение работниками наушников не является исчерпывающей соблюдение уровня звука на рабочем месте.

На основании ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.

На основании указанного Закона и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, введены в действие с 25.06.2003 Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 23.05.2003.

В соответствии с требованиями п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 "Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также на объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам".

Факт превышения такого физического показателя как эквивалентный уровень шума, находит подтверждение материалами дела и является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических требований.

В соответствии с п. 7.27 СП 2.2.2.1327-03 при организации технологических процессов, создающих шум, следует предусматривать применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения: применение малошумных технологических процессов, машин и оборудования; применение дистанционного управления и автоматического контроля; применение звукоизолирующих ограждений-кожухов, кабин для наблюдения за ходом технологического процесса; устройство звукопоглощающих облицовок и объемных поглотителей шума; применение вибропоглощения (достигается покрытием вибрирующих частей оборудования и машин специальными демпфирующими материалами, имеющими высокое внутреннее трение) и виброизоляции (для снижения уровня шума вибрирующие агрегаты устанавливают на амортизаторы или на специальные фундаменты); установка глушителей аэродинамического шума, создаваемого пневматическими ручными машинами, вентиляторами, компрессорными и другими технологическими установками; рациональные архитектурно-планировочные решения производственных зданий, помещений, а также расстановки технологического оборудования, машин и организации рабочих мест; использование рациональных режимов труда; применение средств индивидуальной защиты от шума.

Использование индивидуальных средств защиты предусмотрено пп. 2.12, 7.27 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" вне зависимости от степени выраженности вредного производственного фактора. При этом указанными Санитарными правилами в качестве самостоятельных требований указано на необходимость соответствия установленным требованиям уровней шума и использования индивидуальных средств защиты от него. Однако санитарным законодательством не предусмотрена возможность изменения нормирования предельно допустимого уровня шума на рабочих местах в сторону увеличения его допустимого уровня за счет использования индивидуальных средств защиты слуха.

Довод заявителя  о том, что  снижение шумового воздействия на вальцовщиков станов холодной прокатки достигается благодаря обязательному применению работниками средств индивидуальной защиты органов слуха - наушниками противошумными. Кроме того, приказом по предприятию № 178 от 30.04.2014 на основании приказа Минтруда России от 01.11.2013 № 652н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам» установлены нормы выдачи СИЗ, не является обоснованным, применение  индивидуальных средств защиты, в том числе наушников, является обязательным в силу п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03, применение только данной меры в силу п. 7.24 не является достаточным, поскольку данная мера не является  безусловным механизмом устранения вредных производственных факторов.

Кроме того в пункте 7.24 указано на применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения, в их совокупности.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности вынесенного п. 5 предписания№ 01-08-11/13258 от 29.12.2014 г.

В связи с чем,  в удовлетворении заявленных требований ООО "ВИЗ-Сталь" следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью  "ВИЗ-Сталь" (ИНН 6658084667, ОГРН 1026602312923) требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        Н.Н.Присухина