ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-13756/20 от 03.12.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 декабря 2020 года                                           Дело № А60-13756/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И.Ремезовой при ведении  протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания А.А. Тихомировой рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Балтик Фэшн» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью  «Нью сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 364456 руб. 70 коп.,

В судебном заседании участвовали:

от истца – не явились;

от ответчика– ФИО1, представитель, доверенность  от 24.07.2020, паспорт.

           Истец о времени  и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда,  представители в судебное заседание не явились.  На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

         Объявлен состав суда. Права и обязанности разъяснены.  Отводов суду, ходатайств не  заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Балтик Фэшн» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Нью сервис» 364 456  руб. 70 коп., в том числе:  долг по договору  от 01.02.2017  в сумме 288336 руб.,  пени в сумме 76120 руб. 70 коп., а также пени по день фактического исполнения обязательства;  почтовые расходы в сумме 177 руб. 19 коп.

Определением суда от 02.07.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее   АПК РФ).

Определением от 02.09.2020 в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и получить пояснения лиц, участвующих в деле, суд перешел к рассмотрению настоящего дела по  общим правилам  искового производства; предварительное судебное заседание назначено на 05.10.2020.

 В судебном заседании 05.10.2020 истец уточнил требования и просит взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Нью сервис» долг по договору  от 01.02.2017  в сумме 235 056 руб.,  пени в сумме 47011 руб. 20 коп., а также пени по день фактического исполнения обязательства;  почтовые расходы в сумме 177 руб. 19 коп.

Уточнение судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Истцом заявлено ходатайство об истребовании доказательств у  Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Ходатайство судом удовлетворено.  В адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка   и  Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу направлен запрос.

Истцом заявлено ходатайство  о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.  Суд в удовлетворении ходатайств отказал, о чем вынесено определение.

 02.09.2020  от истца в суд поступило ходатайство о назначении  почерковедческой экспертизы в отношении  подписей в представленных ответчиком актах возврата.

 В  предварительном судебном заседании 05.10.2020 истец ходатайство о назначении экспертизы не поддержал.

 Изучив вопрос о назначении экспертизы по собственной инициативе суд оснований для назначения экспертизы не усмотрел, поскольку истец  наличие оттиска печати  на актах возврата не отрицает, стороны также не подтверждают обстоятельства выбытия печати истца у него из законного владения. Истец  об утрате печати не заявлял.

Истцом заявлено о фальсификации доказательств - актов возврата, представленных ответчиком, мотивированное  отсутствием сведение о данных актах в системе ЕГАИС. Судом ходатайство отклонено, поскольку нарушения в сфере учета алкогольной продукции могут являться основанием для проведения  уполномоченным органом проверок.  

 Иных ходатайств от лиц, участвующие в деле, не поступило. 

 Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования истца о взыскании с ответчика долга по договору  от 01.02.2017  в сумме 235056 руб., пеней в сумме 47011 руб. 20 коп., а также пеней по день фактического исполнения обязательства;  почтовых расходов в сумме 177 руб. 19 коп.

Ответчик   требования не признал, ссылаясь на возврат поставленной истцом продукции и оплату продукции в остальной части. Кроме того истец просит взыскать с ответчика 10 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

           01.02.2017  между ООО «Балтик Фэшн» и ООО «Нью сервис» заключен договор поставки, согласно которому поставщик обязался поставлять покупателю на основании заявок  покупателя, товар, а покупатель обязуется принимать и оплачивать этот товар в порядки и сроки, установленные настоящим договором.

          В силу п. 1.2 договора, поставка осуществляется партиями по согласованной заявке покупателя, в которой указывается ассортимент, количество и сроки поставки товара.

         В силу п. 2.1 договора, наименование, ассортимент и цена за единицу поставляемого товара указывается в Прайс-листе поставщика, действующего на момент отгрузки товара покупателю, и является неотъемлемой частью договора.

  Истец указывает, что в рамках указанного договора истец поставил, а  ответчик принял  по товарной накладной товар в сумме 2 292 480 руб., что подтверждается  указанной накладной и ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п.1 ст. 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 2.9 договора, оплата за каждую поставленную партию товара производится покупателем в следующем порядке:  в размере 60% от общей стоимости партии товара, указанной в счете на оплату, в порядке предоплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 5 банковских дней с момента выставления счета на оплату;  окончательная оплата в размере 40% от  общей стоимости партии товара, указанной в счете на оплату (общая сумма поставленной партии товара, указанной в счете на оплату отражается также в ТН/ТТН) производится не позднее 30 календарных дней со дня приема заказанной партии товара на складе покупателя.

          Истец указывает, что  ответчик свое обязательство по оплате полученного товара  в полном объеме не исполнил, размер долга составляет 235 056 руб.  

         Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В соответствии с п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

 Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

В силу п. 1 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Согласно п. 4 ст. 475 ГК РФ в случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 3 ст. 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.

Согласно п 2 ст. 475  ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

 Согласно п. 3.2 договора    приемка продукции по количеству и качеству производится уполномоченными лицами сторон в соответствии с положениями Инструкции Госарбитража о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления № П-6 и № П-7. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки товара.

При осуществлении приемки товара покупатель обязан осмотреть товары, проверить их ассортимент, количество и качество по внешним признакам в момент его получения от поставщика, совершить другие необходимые действия, обеспечивающие принятие товара. После осуществления приемки товара и его выгрузки, а также подписания ТТН/Т'Н, покупатель не вправе предъявлять поставщику какие-либо требования по возмещению расходов при обнаружении недостачи товара. Проверка правильности оформления сопроводительной документации на товар и полноты ее предоставления также осуществляется покупателем при приемке товара от поставщика. Подпись (печать, штамп) представителя покупателя на ТТН/ТН подтверждает передачу покупателю товара надлежащего ассортимента, количества, качества и всей надлежаще оформленной сопроводительной документации на принятую партию товара (п. 3.3 договора).

 Согласно п. 3.4 договора покупатель принимает товары по ассортименту, количеству,  качеству в присутствии представителя Поставщика (в данном случае в присутствии представителя транспортно-логистической компании, осуществляющей доставку товара).

Количество фактически принятого Товара отражается в накладных. В случае несоответствия ассортимента или количества поставленной партии Товара, в накладной должна быть сделана отметка о фактически принятом ассортименте и количестве Товара. При возникновении расхождений по качеству и количеству поставленного Товара, вызов представителя Поставщика обязателен и осуществляется по средствам факсимильного сообщения, телефону либо электронной почты в течение суток с момента прибытия Товара на склад Покупателя (Грузополучателя) при поставке автомобильным транспортом.

Претензии по качеству, выявленные при визуальном осмотре принимаются в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи товара покупателю/грузополучателю или иному уполномоченному покупателем лицу с обязательным предоставлением лабораторного заключения, ТТН/ТН, акта унифицированной формы ТОРГ-2 (или акта о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции при наличии таковых) и документа, подтверждающего вызов уполномоченного представителя поставщика. Претензии должны предоставляться в письменной форме и содержать в себе сведения об обнаруженных дефектах и несоответствиях, конкретные требования покупателя к поставщику (п. 3.7 договора).

Претензии покупателя по количеству и качеству поставленной продукции не подлежат удовлетворению, в случае, если к претензиям не приложен полный пакет документов в соответствии с пунктами 3.2. настоящего договора, и направлены поставщику по истечению сроков, указанных в п. 3.6., 3.7. настоящего договора (п. 3.8 договора).

 Ответчик указывает, что часть  поставленного товара  оказалась некачественной, о чем  истец  был  извещен, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. В результате сложившейся ситуации между  сторонами подписаны следующие акты:

 акт о списании товаров на сумму 207591 руб. 53 коп.

 акт возврата № Ц000000250 от 28.06.2017  на сумму 53280 руб.

 акт возврата № Ц000000251 от 28.06.2017 на сумму 45900 руб.

 акт возврата № Ц000000252 от 28.06.2017 на сумму 68640 руб.

 акт возврата № Ц000000253 от 29.06.2017 на сумму 60060 руб.

 акт возврата № Ц000000254 от 29.06.2017 на сумму 64350 руб.

 Итого по данным актам возврата возвращено товара на сумму: 53280 + 45900 + 68640 + 60060 + 64350 = 292230 рублей.

 Таким образом, с учетом произведенной ответчиком оплатой (1375488 руб., 300000 руб., 308496 руб.) и возврата товара сумма, предъявленная ко взысканию, истцом не подтверждена. 

  Возражая против доводов ответчика, истец подтверждает возврат по акту от 28.06.2017 на сумму 53280 руб., остальные акты от этой же даты, подписанные теми же уполномоченными лицами, не признает в связи с отсутствием сведений о возврате товара в ЕГАИС.  Данные акты, подпись директора на которых оспаривает истец, содержат печать общества.

Согласно п. 5 ст. 2 ГК РФ общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Таким образом, организация должна иметь круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание на место ее нахождения. Печать может содержать также фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. При этом порядок использования организациями печатей правовыми актами не урегулирован. Поэтому, если печать соответствует требованиям законодательства (является круглой, содержит полное наименование организации на русском языке и место ее нахождения), то такая печать может использоваться для скрепления любых документов.

Как видно из оттиска печати, проставленных в актах, печать имеет полное фирменное наименование организации и указание на место ее нахождения, в связи с чем, можно сделать вывод, что данная печать принадлежит организации ответчика.

При этом факт подлинности данного оттиска печати истцом не оспаривается, доказательства того, что печать находилась в режиме свободного доступа и могла в тот момент использоваться иными неустановленными лицами, в материалах дела отсутствуют.

Довод истца о том, что информация об актах списания и возвратах не содержится в системе ЕГАИС, вследствие чего  факт списания и возврата не может быть подтвержден, судом не принимается. 

В соответствии с п. 1. ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.

Согласно п. 2 данной статьи, учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

В соответствии с п. п. 30 п. 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании п. 16 данных правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.

В соответствии с Приказом от 15.06.2016 N 84н в ЕГАИС, организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.

 Действительно, из  поступившего из уполномоченного органа ответа на запрос следует, что данные о списании и возврате алкогольной продукции ответчиком  в системе ЕГАИС не значатся.  

Вместе с тем данные обстоятельства не исключают факт  осуществления действий по списанию и возврату алкогольной продукции.  Кроме того, суд отмечает, что  нарушения в сфере учета алкогольной продукции могут являться основанием для проведения  уполномоченным органом соответствующих проверок.  

 При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

          Ответчик просит  взыскать с  истца расходы на оплату услуг  представителя в размере 10 000 руб.

В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.

Статья 106 АПК РФ относит к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде,  денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,  расходы на оплату услуг лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

  Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

  Таким образом, общий принцип распределения судебных расходов, к которым в силу приведенной выше ст. 101 АПК РФ относятся и судебные издержки, - взыскание их с проигравшей стороны в пользу выигравшей. Помимо изложенного при взыскании расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, суд также оценивает разумность этих расходов (ч. 2 ст. 110 АПК РФ).

         В подтверждение факта несения представительских расходов в сумме 10000 руб. ответчиком  представлен договор об оказании юридических услуг,  платежное поручение об оплате юридических услуг. 

Учитывая фактически оказанные услуги, категорию спора, объем совершенных  действий по составлению отзыва на исковое заявление, участие в судебных заседаниях , суд полагает, что требование  ответчика о взыскании с истца  расходов на оплату услуг представителя  подлежат удовлетворению в размере 10 000 руб.

Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих чрезмерность расходов, истцом в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Возражений также не заявлено, соответственно, требования ответчика подлежат удовлетворению.

 Поскольку истцом не представлен оригинал платежного поручения на оплату государственной пошлины судом  распределение расходов на оплату государственной пошлины не произведено. Возврат излишне уплаченной государственной пошлины будет осуществлен истцу в случае представления подлинника платежного поручения и соответствующего заявления. 

Руководствуясь статьями  110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 1.В удовлетворении исковых требований отказать.

        2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Балтик Фэшн» (ИНН <***>; ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью  «Нью сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в возмещение расходов по  оплате услуг представителя  10000 руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                         Н.И. Ремезова