АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
15 февраля 2021 года Дело №А60-13/2021
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой при ведении аудиопротоколирования и протокола судебного заседания помощником судьи Шамыш Ш.Ш. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене решения административного органа от № 109 от 23.12.2020 о привлечении к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 24.06.1998 №893;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 15.10.2020 №Д-330-5, диплом о высшем юридическом образовании от 09.02.2007 №1280-ч (с использованием системы онлайн-заседание)
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заинтересованное лицо, Управление) об отмене решения административного органа от № 109 от 23.12.2020 о привлечении к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 10.02.2021.
19.01.2021 заинтересованное лицо представило отзыв на заявленные требования, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в удовлетворении требований просит отказать по основаниям указанным в отзыве.
10.02.2021 судебное заседание проведено с участием всех лиц, участвующих в деле.
Суд определил в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) приобщить к материалам дела отзыв и материалы административного дела.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела,13.11.2020 в 14 ч. 00 мин в ходе проведения Уральским Управлением Ростехнадзора выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно эксплуатация опасного производственного объекта «Участок транспортного строительства первой линии метрополитена» в г. Челябинске» без оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В связи с выявленными нарушениями был составлен акт проверки № РП-ЗЗО-3816-о и предписание от 13.11.2020. № РП-ЗЗО-3816-о об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 109 от 23.12.2020, согласно которому общество с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» привлечено к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился, в связи, с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии частью 1 статьи 9.1 КоАП РФнарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Заявитель осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта повышенной опасности: 1 класса «Участок транспортного строительства первой линии метрополитена», расположенного по адресу: г. Челябинск, зарегистрированного за акционерным обществом «Челябметрострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) номер государственной регистрации в государственном реестре ОПО А56-01231-0012.
Между тем, в нарушение установленных требований Заявитель в связи со сменой эксплуатирующей организации изменения в государственный реестр на момент вынесения постановления не внес, опасный производственный объект за собой не зарегистрировал.
Обществом с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» указывает, что им меры по получению лицензии принимались, на момент проверки общество неоднократно подавало заявления в Уральское управление Ростехнадзора о перерегистрации опасного производственного объекта I класса опасности «Участок транспортного строительства первой линии метрополитена». Однако заинтересованное лицо отказывало в выдаче лицензии.
Кроме того, Заявитель в судебном заседании указал, что регистрация особо опасного объекта зависела также от третьего лица, акционерного общества «Челябметрострой», в связи с не передачей им оборудования необходимого для регистрации, и действий Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившихся в нарушении Административного регламента.
Судом довод о ненадлежащем исполнении своих обязанностей третьим лицом отклоняется, поскольку именно заявитель эксплуатирует указанный опасный производственный объект и несет обязанность по переоформлению лицензии. Согласно материалам дела общество обращалось с заявлением о внесении изменений в государственный реестр, однако в предоставлении государственной услуги неоднократно было отказано в связи с несоблюдением требований, установленных Регламентом. Указанные отказы Обществом не оспорены в установленном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, учитывая, что факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу об установлении в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ также указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован при производстве по делу об административном правонарушении, вина общества с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует то, что общество имело возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения. Обществом не представлены доказательства невозможности исполнения требований действующего законодательства.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения норм действующего законодательства, что позволяет сделать вывод о вине общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях заявителя установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также судом не усматривается возможность замены назначенного штрафа предупреждением, поскольку совершенное заявителем административное правонарушение сопряжено с возможностью возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в силу характера деятельности общества.
Вместе с тем, в силу положений частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Арбитражный суд считает, что с учетом конкретных обстоятельств совершения Заявителем административного правонарушения, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к Обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, суд изменяет оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и снижает размер административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
В рассматриваемой ситуации назначение Заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление удовлетворить частично.
Изменить постановление Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №109 от 23.12.2020 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Спецподземстрой» (ИНН <***>) в виде штрафа в размере 200 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа до 100 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяИ.В. Фомина