АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело № А60-14018/2007-С10
24 сентября 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2007 года
Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области
третье лицо: Государственное учреждение – 188 военная база Приволжско-Уральского военного округа
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: от военного прокурора – Д.А. Луньков, доверенность № 6/6291 от 10.08.20077; от Министерства обороны РФ – представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица – не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от третьего лица – представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;
Дело рассмотрено в порядке п.3, п.5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенных заинтересованного лица и третьего лица.
Отводов суду не заявлено. Права, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), разъяснены. Ходатайств и заявлений не поступило.
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее – Прокурор) обратился с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области (далее – Инспекция), выразившихся во включении Государственного учреждения – 188 военная база Приволжско-Уральского военного округа (далее – 188 военная база) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и обязании инспекции внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, исключив из него сведения о 188 военной базе.
В обоснование заявленных требований Прокурор ссылается на несоблюдение заинтересованным лицом положений Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон №129-ФЗ), поскольку 188 военная база не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Заявитель полагает, что оспариваемыми действиями налогового органа нарушены права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации.
Заинтересованное лицо заявленные требование не признало, указав в отзыве на то, что государственная регистрация 188 военной базы в качестве юридического лица произведена на основании поступившего сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Закона №129-ФЗ, заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р 13001, на основании выписки из директивы КВО от 29 января 2003 года, а также положения о 188 военной базе, в п.1.5 которого указано, что 188 военная база является юридическим лицом.
Третье лицо полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
УСТАНОВИЛ:
03 июля 2007 года в адрес Военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа из военной прокуратуры Еланского гарнизона поступили материалы проверки, подтверждающие регистрацию 188 военной базы в качестве юридического лица.
Инспекцией 27 января 2003 года внесены сведения в ЕГРЮЛ о регистрации 188 военного склада в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1036600220040, как зарегистрированного до вступления в силу Закона №129-ФЗ.
Упомянутые сведения внесены Инспекцией на основании сообщения о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», представленного 188 военным складом 24 января 2002 года.
В связи с получением заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 01 декабря 2005 года, Инспекция произвела изменения по наименованию юридического лица: 188 военный склад на 188 военную базу.
Исследовав материалы дела, суд находит требования Прокурора обоснованными, в связи со следующим.
В силу п.4, 5 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, государственная регистрация 188 военной базы в ЕГРЮЛ произведена в порядке, предусмотренном п.3 ст.26 Закона №129-ФЗ, как юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу упомянутого Закона.
В соответствии с п.3 ст.26 названного закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного закона, обязано в течение шести месяцев со дня его вступления в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 данного закона, а именно: о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке, организационно-правовой форме, адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Таким образом, представляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в ЕГРЮЛ.
В силу п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может создаваться и осуществлять деятельность юридическое лицо.
Согласно п.1 ст.52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года №400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» 188 военная база ПУрВО находится в распоряжении продовольственной службы ПУрВО и является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года №1357, действовавшим на момент регистрации 188 военной базы, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации. Решения о придании 188 военной базе статуса Федерального государственного учреждения и юридического лица Министр обороны Российской Федерации не принимал, общее положение либо устав не утверждал.
В связи с этим, представленное в Инспекцию Положение о 188 военном складе, утвержденное 01 декабря 2001 года начальником Продовольственной службы ПУрВо полковником ФИО1, в котором 188 военный склад был наделен статусом юридического лица, не могло являться основанием для внесения записи в государственный реестр, поскольку не относится к компетенции начальника Продовольственной службы ПУрВО.
Регистрирующим органом не представлено и судом не установлено доказательств, подтверждающих наличие признаков и статуса юридического лица у 188 военной базы. Помимо этого, наличие у 188 военной базы учредительных документов юридического лица, отсутствие которых является одним из оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, и представление их при регистрации, материалами дела не подтверждается.
Поскольку 188 военная база входит в состав войск Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации, не имеет иных источников получения денежных средств, а также права на распоряжение каким-либо имуществом (ввиду его отсутствия), суд считает, что 188 военная база не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами статьи 48 ГК РФ.
Довод Прокурора о том, что оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о порядке создания федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, суд находит обоснованным, поскольку юридическое лицо обладает большим объемом прав, чем организационно-штатная единица Министерства обороны, в том числе при заключении сделок, уплате налогов и т.д. в связи с чем, контроль за деятельностью такой организации может быть затруднителен.
Довод Инспекции о том, что при государственной регистрации в ЕГРЮЛ регистрирующий орган согласно п.4 ст.9 Закона №129-ФЗ не вправе требовать других документов кроме документов, установленных данным законом, не может быть принят во внимание, поскольку данный Закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, в который входят том числе и учредительные документы юридического лица.
Ссылка заинтересованного лица на то, что 188 военная база была зарегистрирована в качестве юридического лица до введения в действие Закона №129-ФЗ является безосновательной, поскольку первичных документов, подтверждающих государственную регистрацию 188 военной базы, органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации до вступления в силу указанного Закона, не представлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области по включению Государственного учреждения – 188 военная база Приволжско-Уральского военного округа в Единый государственный реестр юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, путем принятия мер к исключению сведений о Государственном учреждении – 188 военная база Приволжского-Уральского военного округа из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья М.А. Севастьянова