ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-14022/2021 от 07.06.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

15 июня 2021 года                                      Дело №А60-14022/2021

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Абабковой  рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заявитель, Учреждение

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заинтересованное лицо, Министерство

о признании действий (бездействия) и требования от 04.03.2021 № 17-01-82/4128 незаконными

 при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности №21 от 20.07.2020,

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности №17-01-82/14591 от 21.08.2020.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

 Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

Заявитель просит признать незаконными  действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по непринятию выполнения в части работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в бумажном и электронном виде в отношении 154 775 объектов по каждому виду работы.

Кроме того, заявитель просит  признать незаконным требование Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 04.03.2021 № 17-01-82/4128 о возврате средств в сумме 6 128 899 руб. 02 коп.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 24.01.2018 № 121 «О наделении полномочиями государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости.

В соответствиис государственнымзаданиемна 2020год и плановыйпериод2021и2022годов,утвержденным приказомМинистерствапоуправлениюгосударственным имуществомСвердловскойобласти(далееМинистерство)01 от 09.01.2020,Учреждениемв 2020годувыполнялась работа«Определениекадастровойстоимостиобъектовнедвижимостивсоответствии     со     статьей     16     Федерального     закона     от     03.07.2016 № 237-ФЗ в бумажном и электронном виде.

 Плановые показатели в соответствии с государственным заданием на 2020годсоставилипо280000объектовпокаждомувидуработыэлектронноми бумажном виде).

Для выполнения данной работы Учреждению были выделены субсидии на основании п.37 постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-ПП «О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и п.4.3 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Свердловской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение   работ)   от 21.01.2020. 

Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области при рассмотрении годового отчета об исполнении государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (далее — Учреждение) государственного задания на 2020 год установлено, что объем выполнения государственной работы «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О   государственной кадастровой   оценке»   (далее   — Работа)   в бумажном и электронном виде составил по 125 225 объектов при запланированном 280 000 объектов.

При этом доля результатов выполнения Работы в бумажном и электронное виде, соответствующих требованиям к порядку и условиям ее выполнения, в 2020 году составила 95,1% (отклонение 4,9% при допустимых 5%), а именно:

22.01.2021 в Министерство поступил отчет об исполнении ГБУ государственного задания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее — Министерство) от 09.01.2020 N 01 с изменениями, внесенными приказами Министерства от 09.07.2020 № 1915 и от 01.10.2020 N 3200.

11.02.2021 Министерством отчет  об исполнении государственного задания отклонен в связи с наличием замечаний.

16.02.2021 Учреждением представлен доработанный отчет об исполнении государственного задания.

Замечания к отчету об исполнении государственного задания, касающиеся выполнения государственной работы «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Работа), Учреждением были устранены не в полном объеме.

В этой связи 19.02.2021 отчет об исполнении государственного задания в указанной части был отклонен и Министерством самостоятельно внесены сведения в программный комплекс «Информационная система управления финансами» (далее — ИСУФ) о значениях показателей, характеризующих объем и качество выполнения работы, на основании информации, имеющейся в распоряжении Министерства.

Основанием для отклонения и непринятия  отчета явился факт отсутствия в отчете реестра результатов выполнения работ, предусмотренный п.12.Стандарта качества выполнения работы, утвержденного приказом Министерства от 20.12.2019 №3277 в редакции изменений, внесенных приказом Министерства от 13.01.2021 №22.

Указанные обстоятельства, кроме того, явились основанием для направления Министерством в адрес заявителя требования от 04.03.2021 № 17-01-82/4128 о возврате части субсидий в сумме 6 128 899,02   рублей,      в   областной   бюджет.

         Не согласившись с действиями по непринятию отчета и требованием о возврате части субсидий, заявитель обратился в суд.

         При принятии решения суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласночасти1статьи16 Федеральногозаконаот03.07.2016237-ФЗ

«О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости перечисленных в настоящей статье объектов недвижимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

          Методические указания о государственной кадастровой оценке утверждены приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226.

В соответствии с государственным заданием на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области №01 от 09.01.2020, Учреждением в 2020 году выполнялась работа «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии     со     статьей     16     Федерального     закона     от     03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в бумажном и электронном виде. Плановые показатели в соответствии с государственным заданием на 2020 год составили по 280 000 объектов по каждому виду работы (в электронном и   бумажном виде).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Свердловской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 21.01.2020, Заключенного между Министерством и Учреждением, (далее — Соглашение о предоставлении субсидии от 21.01.2020) (Приложение 2) Учреждение обязуется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания первого, второго и третьего кварталов представлять отчеты согласно установленной формы.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 76-ПП "О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" и подпункту 2 п.4.3 Соглашения  о         предоставлении  субсидии    от      21.01.2020 годовой отчет представляется Учреждением в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

В свою очередь государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в течение 15 рабочих дней с даты представления отчета об исполнении государственного задания в программном комплексе «Информационная система управления финансами» осуществляет его рассмотрение и выносит заключение о его принятии (отклонении), формируемое в программном комплексе «Информационная система управления финансами» (пункт 9 Порядка).

В случае отклонения отчета об исполнении государственного задания государственный орган,  осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан в течение 2 рабочих дней уведомить учреждение о факте отклонения отчета об исполнении государственного задания с указанием причин его отклонения и вернуть отчет об исполнении государственного задания на доработку.

Учреждение обязано в течение 3 рабочих дней устранить замечания и повторно представить отчет об исполнении государственного задания в программном комплексе «Информационная система управления финансами.

Требования к отчету за 2020 год установлены п.12 Стандарта качества предоставления государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», утвержденного  приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2019 №3277, в котором указываются наименование работы, предмет мониторинга, лица, осуществляющие мониторинг, результаты мониторинга, в том числе недостатки, выявленные в ходе осуществления учета мнения потребителей работы в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего стандарта, информация о реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, оценка качества выполнения работы, предусмотренного разделом V настоящего  стандарта с учетом мнения потребителей работы (при наличии), осуществленного в соответствии с разделом IV настоящего стандарта по формуле.

Судом установлено, что представленный в установленные сроки в Министерство отчет с учетом исправленных недостатков соответствовал указанным требованиям. Данный факт не оспаривал в судебном заседании и представитель заинтересованного лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о выполнении Учреждением необходимого объема работы и представлении в Министерство отчета, соответствующего требованиям Стандарта качества предоставления государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», утвержденного  приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2019 №3277, и, следовательно, к выводу - об отсутствии у Министерства правовых оснований для непринятия отчета Учреждения.

В силу пункта 37 Порядка Государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан обеспечить частичный или полный возврат субсидии, предоставленной бюджетному учреждению или автономному учреждению, за рамками срока исполнения государственного задания при фактическом исполнении государственного задания в меньшее объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию государственных услуг (выполнению работ), определенным в государственном задании.

В случае исполнения бюджетными учреждениями или автономными учреждениями государственного задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию государственных услуг (выполнению работ), определенным в государственном задании, государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, не позднее 30 календарных дней после представления годового отчета об исполнении государственного задания направляет письменное требование бюджетному учреждению или автономному учреждению о частичном или полном возврате субсидии на основании заключения об объемах субсидии, подлежащей возврату (далее - заключение), по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.

Из указанных положений следует, что полному или частичному возврату подлежат субсидии в случае выполнения государственного задания с нарушением установленных требований.

Однако, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что  требование от 04.03.2021 № 17-01-82/4128 о возврате субсидий в сумме 6128899,02   не может быть признано правомерным.

Ссылки Министерства на несоответствие Отчета требованиям Стандарта качества выполнения Работы, утвержденного приказом МУГИСО от 20.12.2019 №3277 в редакции изменений, внесенных в приказ 13.01.2021 №22, предусматривающих наличие обязательного приложения к Отчету реестра результатов выполнения работы, в котором указываются: кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого выполнена работа, реквизиты результатов выполнения работы (актов), реквизиты писем учреждения, подведомственного органу регистрации прав, о направлении сведений, предусмотренных частями 4 и 5 ст.16 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ,  судом не принимаются, поскольку Приказ Министерства от 13.01.2021 №22, как следует из содержания пункта 2, применяется к отношениям, связанным с предоставлением государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», с 01.01.2021, тогда как рассматриваемые в настоящем деле спорные отношения по кадастровой оценке имели место в периоде 2020 года. А соответственно, положения Приказа от 13.01.2021 №22, установившие дополнительные требования к отчету, к спорным отношениям применению не подлежали.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что

В соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона № 237-ФЗ федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки для оценки бюджетным учреждением требований Федерального закона осуществляется органом регистрации прав.

При выявлении в ходе наблюдения за соблюдением уполномоченным    органом    субъекта    Российской    Федерации,   бюджетным учреждениемобязательных требований нарушения  обязательных требованийорган регистрации прав направляет соответственно в адрес уполномоченного органасубъектаРоссийскойФедерации,бюджетного учрежденияуведомлениеонеобходимостиустранениявыявленногонарушения.

Каких-либоУведомленийвотношениирезультатовопределениякадастровойстоимостиобъектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона №237-ФЗ ни в адрес Министерства, ни в адрес Учреждения от органа регистрации правне поступало.

Иного судом не установлено, а Министерством не доказано.

Напротив, как следует из письма Управления Федерльно службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 01.04.2021  №29-09978/21 Управление подтвердило количество направленных  в орган регистрации прав и принятых Управлением документов, подготовленных Учреждением за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в количестве 312541 решений об изменении кадастровой стоимости. При этом, направленные в орган регистрации прав документы в электроном виде соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и правилам предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532.

  Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

  2. Признать незаконными  действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по непринятию выполнения в части работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в бумажном и электронном виде в отношении 154 775 объектов по каждому виду работы.

 3. Признать незаконным требование Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 04.03.2021 № 17-01-82/4128 о возврате средств в сумме 6128899 руб. 02 коп.

4.Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ч.3 ст.201 АПК РФ) принять Работы, выполненные Государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки".

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        С.О. Иванова