ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-14436/2021 от 17.06.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

24 июня 2021 года                                                       Дело № А60-14436/2021

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.Е. Яковлевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                              А.А. Теслицкой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Бородулинское» (ИНН 6658141844, ОГРН 1026602321668)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)

о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить публикацию извещения о предоставлении для ведения сельского хозяйства земельного участка,

от заявителя: И.Ю. Фионина, представитель по доверенности  от 12.08.2020, диплом.

от заинтересованного лица: К.С. Веретенникова, представитель по доверенности ото 24.12.2020, диплом,

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду не заявлено.

30 марта 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Бородулинское» обратилось с заявлением к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить публикацию извещения о предоставлении для ведения сельского хозяйства земельного участка.

11 мая 2021 г. от заинтересованного лица поступил отзыв, согласно которому с заявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении требований отказать.

14 мая 2021 г. в судебном заседании заявитель требования поддержал. Заинтересованное лицо явку не обеспечило.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение  всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, которое назначено на 17 июня 2021 г.

Заявитель заявил ходатайство о приобщении дополнений, письма. Документы приобщены.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении письма, протокола, информации, публикации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

УСТАНОВИЛ:

Как поясняет заявитель, ООО «Бородулинское» является сельсхозтоваропроизводителем, нуждается в дополнительных земельных участках категории сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности, предусмотренной уставом заявителя.

Заявитель 01.12.2020 г. обратился в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о предоставлении в аренду для ведения сельского хозяйства на срок 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1 (предыдущий номер 66:13:0000000:0001) площадью 132 673 720 кв.м., расположенного по адресу Свердловская область, р-н Камышловский, ГУСХП птицесовхоз Камышловский.

Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.

Заявитель является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Заявлению от 01.12.2020 г. заинтересованным лицом 07.12.2020 г. присвоен вх. № 66-25370. Заявление от 01.12.2020 г. соответствует требованиям, установленным ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В срок до 01.01.2021 г. заинтересованное лицо обязано было обеспечить размещение и публикацию извещения о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Публикация извещения о предоставлении земельного участка заинтересованным лицом не осуществлена. Ссылаясь на то, что указанное бездействие нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд.

Рассмотрев материалы дела, суд удовлетворяет требования на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду на торгах и без торгов.

В силу пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации: в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу п. 6 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

На основании п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Как предусмотрено п. 7  ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

ТУ Росимущества в Свердловской области в силу п. 5.2. и п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, осуществляет полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области.

Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок    с    кадастровым    номером    66:13:0000000:0001     из    земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 132 673 720 кв. м.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований. Указывает, что ТУ Росимущества в Свердловской области в соответствии с со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с целью вовлечения в хозяйственный оборот земельного участка находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером: 66:13:0000000:1, местоположение: Свердловская область, район Камышловский, ГУСХП птицесовхоз Камышловский, провело совещание, назначенное на 16 февраля 2021 в 16.00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 52, каб. 312.

Уведомление о проведении совещания датировано 11.02.2021.

По итогам совещания были приняты следующие выводы:

1.      Предоставление земельного участка для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций не может быть осуществлено без публикации извещения о приеме заявок в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

2.      Извещение от 21.12.2020 размещено с нарушением процедуры, по причине не размещения органами местного самоуправления публикации в местном печатном издании.

3.      Необходимо разместить повторно публикацию о приеме заявок на предоставление земельного участка в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

4.      После приема заявок с учетом финансовых возможностей и временных затрат на проведение кадастровых работ, ТУ Росимущества в Свердловской области будет принято решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1, площадью 13 000 га либо о проведении аукциона по продаже права аренды части земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1, площадью 1 200 га.

25.02.2021 № 22 в печатном издании «Камышловские известия» опубликовано извещение о предоставлении земельного участка. Информация так же размещена на информационном портале.

Заинтересованное лицо поясняет, что всю площадь земельного участка предоставить в аренду не представляется возможным в связи с тем, что на спорном земельном участке имеются водные объекты, а также объекты недвижимого имущества находящееся в собственности юридических лиц.

Однако, извещение о предоставлении земельного участка, опубликованное 25.02.2021, содержит информацию о том, что территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, информирует о возможности предоставления земельного участка общей площадью 1200 га для сельскохозяйственного, использования, категория земель - земли, сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Свердловская область, Камышловский. район, ГУСХП «Птицесовхоз «Камышловский». Земельный участок подлежит образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:13:1602001:10, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, являющийся частью единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1.

Ввиду расхождения номеров и площади земельных участков, указанных в заявлении заявителя от 01.12.2020 и в извещении, суд полагает, что указанное извещение не соответствует требованиям пп. 1. п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку сделано в отношении участка площадью 1200 га, а не 132 673 720 кв. м. Кроме того, извещение опубликовано с нарушением тридцатидневного срока, установленного названной нормой.

От заинтересованного лица поступило в адрес заявителя письмо от 06.04.2021 г. № 66-07/3937, согласно которому заинтересованное лицо сообщает об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1 заявителю на праве аренды. В качестве основания для отказа заинтересованное лицо указывает на поступление в уполномоченный орган другого заявления – о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:10, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1, испрашиваемого заявителем.

По данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 66:13:0000000:1 является ранее учтенным, то есть его границы подлежат установлению в соответствии с требованиями законодательства РФ о кадастровой деятельности.

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 66:13:0000000:10 на публичной кадастровой карте отсутствует.

В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам публикации извещения о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения, может быть принято одно из двух решений:         о предоставлении земельного участка без торгов (п. 5), об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона (п. 7). При принятии любого из указанныхрешений при необходимости образования или уточнения границ земельного участка обеспечивается образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона может быть принято в связи с поступлением заявлений других лиц о намерении участвовать в аукционе на право аренды испрашиваемого земельного участка.

Однако, как следует из письма заинтересованного лица от 06.04.2021, в уполномоченный орган поступило другое заявление – о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:10.

Как указано в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая решение об отказе уполномоченный орган одновременно принимает решение о проведении аукциона данного земельного участка или права аренды на него.

Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо в нарушение ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не осуществило публикацию извещения о  предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1, тем самым не выявив круг заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка, кроме заявителя; приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка без торгов в отсутствие заявлений других лиц о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1; приняло решение о проведении аукциона на право аренды другого земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:10.

Таким образом, бездействие заинтересованного лица подтверждается материалами дела, доказательств в опровержение им не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Требования удовлетворяются.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с тем, что требования удовлетворяются в полном объеме,  судебные расходы в сумме 3 000 руб. 00 коп. относятся на заинтересованное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Бородулинское» (ИНН 6658141844, ОГРН 1026602321668) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества по Свердловской области, выразившееся в необеспечении публикации извещения о предоставлении для ведения сельского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1 (предыдущий номер 66:13:0000000:0001) площадью 132 673 720 кв.м., расположенного по адресу Свердловская область, р-н Камышловский, ГУСХП птицесовхоз Камышловский категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для иных видов сельскохозяйственного использования в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Обязать Территориальное управление Росимущества по Свердловской области, обеспечить публикацию извещения о предоставлении для ведения сельского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:1 (предыдущий номер 66:13:0000000:0001) площадью 132 673 720 кв.м., расположенного по адресу Свердловская область, р-н Камышловский, ГУСХП птицесовхоз Камышловский категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для иных видов сельскохозяйственного использования в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Взыскать с территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бородулинское» (ИНН 6658141844, ОГРН 1026602321668) госпошлину в сумме 3 000 руб. 00 коп.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».  

Судья                                                                Ю.Е. Яковлева