620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
07 июля 2014 года Дело № А60-14674/2014
Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЛЭС" (ИНН <***>) к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН <***>) об оспаривании решения об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 14.03.2014 г.,
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 06-01-82/2 от 13.01.2014 г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью «ГЛЭС» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН <***>) об оспаривании решения об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Обществу с ограниченной ответственностью «ГЛЭС» была выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области регистрационный номер 66РПА0002262 со сроком действия до 22 февраля 2014 года.
В связи с истечением срока действия лицензии общество обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области с заявлением о продлении действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукциив обособленном подразделении магазин «Домашний», расположенной по адресу: <...>, литер Б (складское помещение расположено по адресу: <...> 6).
Решением Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 06 февраля 2014г. обществу с ограниченной ответственностью «ГЛЭС» было отказано в продлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на основании подп.1, подп. 6 п.9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 года 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица, обществообратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.05.11 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пунктов 1, 2 и 10 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, при этом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 17 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
В соответствии с пп. 1, 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона №171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:
- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации (пп. 1)
- несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона (пп. 6).
Как следует из материалов дела, отказом в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции послужил вывод заинтересованного лица о наличии в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации, несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ,согласно которым:
- в области оборота алкогольной продукции запрещается искажение и (или) не предоставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе экспертизы представленных документов, по мнению Министерства было установлено, что обществом нарушены аб. 13 п. 1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ, порядок заполнения декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация №11), утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012г. № 231, а именно в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013г. в графе 13 «перемещение внутри одной организации» отсутствует информация об объеме продукции, перемещенном обособленному подразделению от другого обособленного подразделения организации; в графе 18 «перемещение внутри организации» отсутствует информация об объеме продукции, перемещенном обособленным подразделением другому обособленному подразделению организации; графы раздела 1 заполнены по организации в целом без учета обособленных подразделений (поставка алкогольной продукции на юридический адрес).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Правила предоставления деклараций и их формы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2012 г. № 815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Пунктом 15 Правил установлены сроки предоставления деклараций в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п. 16. Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
Пунктом 21 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок заполнения деклараций, утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231.
Абзацем 10 п. 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с п. 17 ст. 19 Федерального закона №171-ФЗ к заявлению о продлении лицензии были приложены следующие документы: платежное поручение №1569 от 20.12.2013г., оригинал ранее выданной лицензии серия 66РПА регистрационный номер 0002262. Иных документов, в том числе деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013г. в момент подачи заявления заявителем не предоставлялось.
В процессе осуществления лицензируемого вида деятельности ООО «ГЛЭС» направляло в форме электронного документа, в том числе декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за4 квартал 2013г.,что подтверждается протоколом обработки от 18.01.2014г.
Действительно согласно разделу I декларации № п.п. 1-156 в графе 13 «перемещение внутри одной организации» и в графе 18 «перемещение внутри организации» не имеется информации об объеме продукции, перемещенном внутри организации.
Вместе с тем судом установлено и подтверждается материалами дела, что складское помещение, расположенное по адресу: <...> 6 не является обособленным подразделением организации, поставленным на учет в налоговом органе в связи, с чем в декларации ООО «ГЛЭС» указывало только адрес местонахождения организации.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, склад заявителем используется, в случаи, когда не хватает торговых площадей для размещения имеющейся в наличии алкогольной продукции и соответствующие перемещения обществом в декларации отражены начиная с пункта 57.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 16 названного Федерального закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещенияобщей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
Согласно п. п. 4, 7 статьи 2 Федерального закона № 381-Ф3 «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации»:
1) под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
2) площадь торгового объекта представляет собой помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Следовательно, организации, осуществляющие деятельность розничной продажи алкогольной продукции необходимо иметь в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения площадью не менее 50 кв. м, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже исключительно алкогольной продукции.
Таким образом, у заявителя имеются для целей розничной продажи алкогольной продукции торговые объекты и складские помещения, которые соответствуют всем требованиям Федерального закона № 171-ФЗ, данный факт не оспаривается заинтересованным лицом. Данные обстоятельства подтверждались, в том числе и при принятии решения о выдаче лицензии и заинтересованным лицом не делался вывод о том, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям.
Довод заинтересованного лица об отсутствии информации в разделе I декларации в графе 13 и графе 18 об объеме продукции, перемещенном внутри организации в п.п. 1-156 судом отклоняется, поскольку необходимая информация в полном объеме была отражена заявителем в п.п. 157-312 декларации.
Отсутствие указанной информации в п.п. 1-156, при наличии её в полном объеме в других пунктах декларации, по мнению суда, не может свидетельствовать о наличии оснований делать вывод о предоставлении недостоверной, искаженной или неполной информации.
Не продление (лишение) лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Согласно требованиям, изложенным в ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что законных оснований для отказа в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции у министерства не имелось, решение от 06.02.2014г. вынесено неправомерно.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ГЛЭС" требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны. Вопросы распределения судебных расходов, в том числе и судебных издержек, разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 АПК РФ).
Заявитель при подаче заявления уплатил государственную пошлину по платежному поручению от 17.03.2014 № 12 в сумме 2000 руб. 00 коп. Таким образом, в порядке распределения судебных расходов уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ГЛЭС" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 06.02.14 об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Обязать Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Д 266984, регистрационный номер 66РПА0002262.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ГЛЭС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2000 (две тысячи) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья П.ФИО3