ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-16000/18 от 20.08.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 августа 2018 года Дело №А60-16000/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Семеновых, рассмотрел делоА60-16000/2018

по заявлению Администрации Камышловского городского округа (ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо – ФИО1

о признании недействительным решения от 28.02.2018 №14/18.1-2018 и постановления №41 АП/218 от 19.04.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представить не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 08.08.2018 №136;

третьи лица – представить не явился, извещен надлежащим образом;

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено (ст. 41 АПК РФ).

Администрация Камышловского городского округа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28.02.2018 №14/18.1-2018.

Определением от 11 июля 2018 года арбитражный суд объединил дело №А60-26902/2018 (о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности № 41ап/2018 от 19.04.2018), и А60-16000/2018, присвоив делу №А60-16000/2018.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении отзыва и материалов проверки, в удовлетворении требований просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В антимонопольный орган обратился гр. ФИО1 с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов в лице Администрации Камышловского городского округа в рамках деятельности Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами, совершенные при организации торгов, а именно, опубликовании извещения (№ 170118/0088393/02 на официальном сайте torgi.gov.ru) о сборе заявок на предоставление земельного участка (индивидуальное жилищное строительство), расположенного по адресу: Свердловская обл., Камышлов г. Полевая ул., 20.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 28.02.2018 №14/18.1-2018, которым жалоба признана обоснованной, в действиях Администрации установлено нарушение п.п. 2 и п.п. 4 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, что выразилось в сокращении срока подачи заявлений на участие в аукционе заинтересованных лиц.

19.04.2018 на основании вышеназванного решения антимонопольным органом вынесено Постановление о привлечении к административной ответственности № 41ап/2018, которым Администрация привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Не согласившись с решением и постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд.

В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Согласно п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее -w Земельные участки) установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления Земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления Земельного участка.

В соответствии с пп. 2 и пп. 4 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, а также дата окончания приема заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.

Как следует из материалов дела, Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе было опубликовано в газете «Камышловские известия» от 11.01.2018, на официальном сайте Камышловского ГО (http://gorod-kamyshlov.ru) 11.01.2018, а также на официальном сайте торгов РФ в сети Интернет - torgi.gov.ru 17.01.2018 (№ 170118/0088393/02).

Извещением № 170118/0088393/02 установлены дата и время приема заявок с 08 час. 00 мин. 11.01.2018 до 16 час. 00 мин. 09.02.2018, в то время как на сайте - torgi.gov.ru Извещение опубликовано 17.01.2018.

В соответствии с извещением о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (№ 170118/0088393/02 на официальном сайте torgi.gov.ru) о сборе заявок на предоставление земельного участка (индивидуальное жилищное строительство), расположенного по адресу: Свердловская обл., Камышлов г. Полевая ул., 20 в разделе Контактная информация указано: организатор торгов - Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации Камышловского ГО, адрес - 624860, <...> этаж (приемная), e-mail: KamGO@mail.ru.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции (далее - уполномоченный орган).

Организатором аукциона согласно п. 11 ст. 39.11 ЗК РФ вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В силу п.4 ч.1 ст.44 вышеуказанного закона уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

Частью 1 ст. 20 Устава Камышловского городского округа (принят Решением Камышловской городской Думы от 26.05.2005 N 257) (ред. от 07.12.2017) определена структура и наименования органов местного самоуправления, а именно указано, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) Дума Камышловского городского округа (далее - Дума городского округа);

2) глава Камышловского городского округа (далее - глава городского округа);

3) администрация (исполнительно-распорядительный орган местного

самоуправления) Камышловского городского округа (далее - администрация городского округа);

4) Контрольный орган Камышловского городского округа (далее - Контрольный орган городского округа).

Иных органов местного самоуправления ч.1 ст.20 Устав Камышловского городского округа не содержит.

В силу ст.29 Устава Камышловского городского округа Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Структура администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава Камышловского городского округа Комитет является структурным подразделением администрации городского округа и не является отдельным органом местного самоуправления. Также Комитет не является специализированной организацией действующей с Администрацией на основании договора.

Поскольку в соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления, то именно Администрация Камышловского ГО как орган местного самоуправления наделённое соответствующими полномочиями (через свое структурное подразделение в лице Комитета) является организатором торгов.

Таким образом, довод Администрации о том, что она не является организатором торгов, судом отклоняется.

Из материалов дела также следует, что после опубликования извещениям о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (№ 170118/0088393/02 на официальном сайте torgi.gov.ru) было подано 2 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка: Листиков И.С, ФИО3

ФИО1 обжаловал действия (бездействие) организатора торгов, связанные с информационным обеспечением организации торгов, а также с препятствием в подаче заявки на участие в торгах.

Так, Извещением № 170118/0088393/02 установлены дата и время приема заявок с 08 час. 00 мин. 11.01.2018 до 16 час. 00 мин. 09.02.2018, в то время как на сайте - torgi.gov.ru Извещение опубликовано 17.01.2018, то есть нарушен тридцатидневный срок подачи заявок с момента опубликования Извещения.

В соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а именно пп. «а» п. 1 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Как следует из оспариваемого решения и не опровергнуто заявителем, организатор торгов в лице Администрации Камышловского ГО пояснил, что в связи с отсутствием технической возможности у отдела архитектуры и градостроительства Администрации Камышловского ГО по размещению Извещения на сайте torgi.gov.ru данное извещение было размещено от имени Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации Камышловского ГО только 17.01.2018.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции (далее - уполномоченный орган).

Организатором аукциона согласно п. 11 ст. 39.11 ЗК РФ вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Положением об отделе архитектуры и градостроительства Администрации Камышловского ГО (утв. Постановлением Главы Камышловского городского округа от 28.08.2014 № 1430) установлено, что Отдел подготавливает информационные сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и размещения объектов на территории Камышловского ГО для опубликования в средствах массовой информации.

Организатор торгов в лице Администрации Камышловского ГО пояснил, что отдел архитектуры и градостроительства Администрации Камышловского ГО наделен полномочиями по организации предварительного согласования предоставления земельных участков, а Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации Камышловского ГО является уполномоченным органом по проведению торгов; Отдел и Комитет являются структурными подразделениями Администрации.

Таким образом, антимонопольным органом обоснованно сделан вывод о том, что в действиях организатора торгов в лице Администрации Камышловского ГО имеется нарушение пп. 2 и пп. 4 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, что выразилось в сокращении срока подачи заявлений на участие в аукционе заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным решения антимонопольного органа у суда не имеется.

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества образует событие предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ административного правонарушения.

Событие административного правонарушения (нарушение процедуры и порядка организации торгов, что выразилось в сокращении срока подачи заявлений на участие в аукционе заинтересованных лиц) подтверждается материалами дела; обратного заявителем не доказано.

Поскольку организатором торгов является Администрация (Комитет является структурным подразделением Администрации Камышловского ГО, а не самостоятельным органом местного самоуправления, хотя и зарегистрирован как отдельное юридическое лицо) субъектом административной ответственности является Заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя антимонопольным органом доказана; заявитель имел возможность выполнить требования законодательства по организации торгов, однако всех зависящих мер по соблюдению требований Закона не принял. Вопрос вины был предметом исследования административным органом, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Л.В. Колосова