ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-16286/09 от 08.06.2009 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 июня 2009 года Дело № А60-16286/2009-С10

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – главный государственный инспектор, доверенность № 1-15/1544 от 30.04.2009, предъявлен паспорт.

Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство, о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство от 2705.2009 изложено в письменном виде и приобщено к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заинтересованного лица.

Рассмотрение дела, назначенное на 21.05.2009, было отложено на 08.06.2009 в связи с неявкой заинтересованного лица, сведений, о надлежащем извещении которого в материалах дела не имелось.

Объявлен состав суда, заявителю разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Заявлений и ходатайств от лиц участвующих в деле не поступило.

Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заинтересованное лицо отзыв не представило, по существу заявленных требований не высказалось.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

УСТАНОВИЛ:

27.04.2009 Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения временно исполняющего обязанности зам. начальника управления ФИО3 от 17.04.2009 № 949 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 условий лицензии АСС-66 № 002979, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации со сроком действия с 19.10.2007 по 18.10.2012, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 человек), в ходе которой выявлены факты нарушения хозяйствующим субъектом условий специального разрешения (лицензии).

По результатам проверки составлены акт № 949 от 27.04.2009 и протокол об административном правонарушении № 052-09 от 27.04.2009.

Как следует из названных акта и протокола, заинтересованным лицом при осуществлении пассажирских перевозок, на принадлежащем индивидуальному предпринимателю автомобильном транспорте, нарушены условия лицензии, а именно: отсутствует должностная инструкция ответственного по БДД; отсутствует планирование мероприятий по предупреждению ДТП; нарушается порядок ведения документации по учету технического обслуживания и ремонта автомобилей; не обеспечено в соответствии с действующими требованиями заполнение путевой документации; нарушается порядок ведения документации по учёту рабочего времени и времени отдыха водителей, что является, по мнению административного органа, нарушением абз. 1, 5 пункта 2.2, п.4.4, 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта России № 27 от 09.03.1995; Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15; а также Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 152 от 18.09.2008.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, получить лицензию и выполнять её условия предусмотрена Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон № 128-ФЗ).

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ответственность хозяйствующих субъектов за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа на должностных лиц, к которым, в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.07.2007 (свидетельство о внесении записи в ЕГРИП серии 66 № 005466237) и осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров на основании лицензии серии АСС-66 № 002979, выданной Министерством транспорта Российской Федерации со сроком действия с 19.10.2007 по 18.10.2012 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 человек).

В соответствии с п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта России от 09.03.1995 № 27, среди основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, можно отметить: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.

Согласно п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении правил учёта дорожно-транспортных происшествий» владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Нарушение указанных положений зафиксировано в пунктах 2.2, 2.3 акта проверки № 949 от 27.04.2009 – отсутствует закрепление за должностным лицом обязанностей – не разработана должностная инструкция ответственного по БДД; отсутствует планирование мероприятий по предупреждению ДТП (не составлен план на 2009 год).

Кроме того, в ходе проверки заявителем было установлено, что заинтересованным лицом нарушался порядок ведения документации по учёту технического обслуживания и ремонта автомобилей.

На основании пункта 4.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Пунктом 4.3 отмеченного Положения установлено, что упомянутые лица обеспечивают ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

В соответствии с пунктом 4.4 названного Положения организации и водители-предприниматели обеспечивают учет неисправностей транспортных средств и их устранения.

Нарушение данных норм зафиксировано в п. 4.4.6 акта проверки № 949 от 27.04.2009 – учёт проведения технического обслуживания ведётся по лицевым карточкам. Проконтролировать соблюдение норм пробега между ТО-1, ТО-2 не представляется возможным, так как информация в лицевых карточках не совпадает с данными путевых листов: при проведении ТО-2 26.03.2009 автомобиля ГАЗ-322132 ВХ 684 66 в лицевой карточке пробег автомобиля – 640,402 км, а в путевом листе № 20 от 26.03.2009 показания спидометра при выезде автомобиля – 10,112 км; при проведении ТО-1 10.04.2009 автомобиля ГАЗ-322132 ВХ 685 66 в лицевой карточке пробег автомобиля – 665,502 км, а в путевом листе № 58 от 11.04.2009 показания спидометра при выезде автомобиля – 615,652 км. Отсутствует информация о проведении текущих ремонтов автомобилей. Данный факт подтверждается материалами дела (в том числе лицевыми карточками по учёту технического обслуживания и ремонта автомобиля и путевыми листами № 20 от 26.03.2009 и № 58 от 11.04.2009) и заинтересованным лицом не оспаривается.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утверждены для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей формы путевых листов и форма журнала «Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя» и «Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями». Пункт 2 указанной нормы устанавливает, что предприниматели обязаны применять документы, приведенные в пункте 1 настоящего Приказа, при осуществлении перевозок: автобусами - с 1 октября 2000 года; грузовыми и легковыми автомобилями - с 1 января 2001 года.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 были утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Раздел II указанного Порядка регламентирует обязательные реквизиты путевого листа:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

При этом сведения о транспортном средстве включают в себя:

тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);

дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Нарушение указанной нормы зафиксировано в акте проверки от № 949 от 27.04.2009 в пункте 5 акта проверки – журнал регистрации путевых листов не ведется. Путевая документация оформляется с нарушениями требований: отсутствует заполнение раздела II «Результаты использования автобуса», отсутствует время возврата автобуса и показания спидометра при возврате автомобиля. Данное нарушение подтверждается представленными в материалы дела копиями путевых листов № 70 от 04.04.2009, № 42 от 03.04.2009, № 11 от 25.03.2009, № 29 от 24.03.2009, № 120 от 24.03.2009, № 106 от 25.03.2009 и заинтересованным лицом не оспорено.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта России от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Согласно п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Пункт 25 указанного Положения устанавливает, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Нарушение указанных положений зафиксировано в п. 3.6 акта проверки: табель учета рабочего времени ведется формально. Данные табеля учета рабочего времени не совпадают с данными путевых листов. Так, согласно табелю учета рабочего времени за март 2009 года у водителя ФИО4 24.03.2009 и 25.03.2009 были выходные дни, однако, из представленных путевых листов № 11 а от 25.03.2009 и № 29 от 24.03.2009 следует, что ФИО4 24.03.2009 и 25.03.2009 работал на линии; согласно табелю учета рабочего времени за март 2009 года у водителя ФИО5 24.03.2009 и 25.03.2009 были выходные дни, однако, представленные путевые листы № 106 от 25.03.2009 и № 120 от 24.03.2009 свидетельствуют о его работе на линии; согласно табеля учета рабочего времени за апрель 2009 года у водителя ФИО6 03.04.2009 и 04.04.2009 были выходные дни, однако, из представленных путевых листов № 70 от 04.04.2009 и № 42 от 03.04.2009 следует, что ФИО6 работал на линии. Кроме того, при проведении проверки с 23.04.2009 административному органу был представлен табель учета рабочего времени за апрель месяц 2009 года, заполненный по 30.04.2009. Таким образом проконтролировать соблюдение норм труда и отдыха не представляется возможным. Данные нарушения подтверждаются материалами дела (путевыми листами, табелями учёта использования рабочего времени) и заинтересованным лицом не оспариваются.

Таким образом, факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела: актом проверки № 949 от 27.04.2009 года и протоколом об административном правонарушении № 052-09 от 27.04.2009 и заинтересованным лицом не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица.

Из материалов дела видно, что правонарушение совершено заинтересованным лицом виновно: индивидуальным предпринимателем не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции и не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании. Названное обстоятельство индивидуальным предпринимателем ФИО1 также не оспаривается.

Таким образом, материалами дела подтверждается как событие вменяемого заинтересованному лицу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и вина индивидуального предпринимателя в совершении данного правонарушения.

Нарушений процессуального порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности со стороны заявителя судом не установлено.

Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения и наличие вины в действиях индивидуального предпринимателя подтверждается материалами дела, а также, принимая во внимание то, что к административной ответственности указанное лицо привлекается впервые (доказательств обратного заявителем не представлено), суд считает, что индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения штрафа в размере 3000 рублей, то есть в пределах минимального размера санкции.

Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по малозначительности, судом не усмотрено.

Руководствуясь ст. ст. 167-176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающую по адресу: 622000, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 руб.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Уральское управление Госавтонадзора)

ИНН <***>

КПП 667201001

Р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

БИК 046577001 код по БК 10611690040040000140

ОКАТО 65401000000.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.

При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Судья О.Э. Шавейникова