АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
26 августа 2019 года Дело №А60-16399/2019
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Абабковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Шкиль Алексея Николаевича (ИНН 662401581745, ОГРН 308661502400011) далее ИП Шкиль А. Н., заявитель
к Администрации Нижнетуринского городского округа (ИНН 6624002144) далее Администрация, заинтересованное лицо
о признании незаконным решения от 15.03.2019 № 2,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Колесников В.В., представитель по доверенности от 23.04.2019г.,
от заинтересованного лица: Атливанова М.Р., представитель по доверенности №107/12от 17.12.2018г.,
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным решение Комиссии по разработке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории Нижнетуринского городского округа Администрации Нижнетуринского городского округа от 15.03.2019 №2.
Администрация возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
21.02.2019 в Администрацию Нижнетуринского городского округа поступило заявление ИП Шкиль А.Н. на включение нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа с видом объекта – контейнерная автозаправочная станция (далее КАЗС).
На заседании комиссии от 15.03.2019, созданной постановлением от 19.10.2018 №851 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов торговли, питания и услуг на территории Нижнетуринского городского округа», вынесено решение о не включении места размещения заявленного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа.
При этом, основанием для отказа во включении заявленного объекта в схему явился факт того, что КАЗС не относится к нестационарным торговым объектам, а также факт отсутствия согласования проекта КАЗС в установленном порядке.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд.
При принятии решения суд пришел к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8 указал, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) и ненормативных правовых актов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) и ненормативных правовых актов нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.
Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Порядок разработки схем размещения нестационарных объектов) утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов.
На территории Нижнетуринского городского округа такой порядок установлен Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 N 1002.
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в Схему осуществляется по мере необходимости по основаниям, установленным главой 3 Постановления Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области".
Заявление от жителей, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему новых мест для размещения нестационарных торговых объектов оформляются по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению и направляются в администрацию Нижнетуринского городского округа.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
При этом, с учетом предоставленных органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления полномочий, конкретный перечень нестационарных торговых объектов, подлежащих включению в Схему размещения, установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП, а равно постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 N 1002.
Указанный перечень является закрытым и не содержит таких нестационарных объектов, подлежащих включению в схему, как КАЗС.
С учетом изложенного, ссылки заявителя на отнесение КАЗС к нестационарным торговым объектам, подлежащим включению в схему применительно к общему понятию нестационарного торгового объекта, не могут быть признаны обоснованными.
При этом, суд учитывает следующее:
Согласно п.5.6. Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221, контейнерная автозаправочная станция является автозаправочной станцией, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Также, согласно п.3.1.8 ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", утв. и введенный в действие Приказом Росстандарта от 25.04.2019 N 167-ст, под контейнернойАЗС понимается инженерное сооружение, предназначенное для приема, размещения товарных запасов и отпуска нефтепродуктов, смонтированное в отдельные функциональные блоки или единый блок в заводских условиях в соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно п.п.11.1, 11.2, 11.3, 11.6 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, устройство автозаправочных станций, в которых технологическое оборудование, предназначенное для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, смонтировано в заводских условиях в отдельные функциональные блоки или единый блок (далее - КАЗС), должно соответствовать требованиям действующей нормативной технической документации и настоящим Правилам.
КАЗС изготавливаются в заводских условиях, в строгом соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Проекты привязки КАЗС на местности согласовываются в порядке, действующем для размещения АЗС.
КАЗС устанавливаются на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров.
При этом, согласно п.1.3. указанных Правил требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Кроме того, такие требования к КАЗС предусмотрены и ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", утв. и введенный в действие Приказом Росстандарта от 25.04.2019 N 167-ст.
Так, п.7.8.2 ГОСТ предусмотрено, что размещение КАЗС осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Пунктом 7.8.3 ГОСТ предусмотрено, что КАЗС устанавливают на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров. Устройство и размещение КАЗС осуществляется в соответствии с СП 156.13130.2014, то есть с учетом требований пожарной безопасности.
Кроме того, с учетом положений п.13 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АЗС, а следовательно и КАЗС, являются объектом дорожного сервиса.
В силу положений ч.1 ст.22 указанного закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что поскольку к такому объекту как КАЗС предъявляются специальные требования к размещению, в то числе на основании проектной документации, постольку в силу своей специфики контейнерная автозаправочная станция не может быть отнесена к нестационарным торговым объектам в смысле, придаваемом понятию таких объектов Федеральным законом №381-ФЗ.
В связи с чем, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имеется. Соответственно, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.О. Иванова