АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
21 июня 2019 года Дело №А60-17217/2019
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело №А60-17217/2019 по заявлению Исполняющего обязанности прокурора Свердловской области
к Администрации Невьянского городского округа (ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, прокурор Свердловской области, удостоверение;
от заинтересованного лица: не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда;
Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В судебном заседании, начавшемся 11.06.2019, объявлялся перерыв до 19.06.2019 до 11 час. 30 мин. После перерыва заседание возобновлено. О перерыве стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
После перерыва от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исполняющий обязанности прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением и просит признать незаконным бездействие Администрации Невьянского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, а также обязать Администрацию Невьянского городского округа разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо представило пояснения, согласно которым в настоящее время обращения граждан по вопросам муниципального лесного контроля не поступают, соответственно, необходимость в разработке нормативного акта у Администрации Невьянского городского округа отсутствует. Администрация также ссылается на то, что в случае поступления таких обращений они будут рассматриваться в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
При проведении анализа законности на поднадзорной территории в сфере лесопользования Невьянской городской прокуратурой установлено, что Администрацией Невьянского городского округане разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации.
Полагая бездействие Администрации Невьянского городского округа незаконным, Исполняющий обязанности прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд считает, что требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 30, 31, 31.1 Устава Невьянского городского округа, принятого решением Невьянской районной Думы от 25.05.2005 № 85, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области. К полномочиям администрации городского округа относится осуществление муниципального контроля, разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений установлены ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
На основании ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации и с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пунктом 66 ст. 31 Устава Невьянского городского округа определено, что осуществление муниципального лесного контроля на территории Невьянского городского округа отнесено к полномочиям администрации городского округа.
Из материалов дела следует, что Администрацией Невьянского городского округа не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем, отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии необходимости в разработке нормативного акта в связи с отсутствием обращений граждан по вопросам муниципального лесного контроля в Администрацию Невьянского городского округа, судом не принимается, поскольку положения ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации не связывают обязанность по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, с обязательным наличием заявлений и обращений.
При данных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Бездействие Администрации носит длящийся характер, предусмотренные законодательством действия по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, Администрацией не совершены.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Соответственно, исходя из обстоятельств данного дела надлежит признать незаконным бездействие Администрации Невьянского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации и обязать Администрацию Невьянского городского округа разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Администрации Невьянского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию Невьянского городского округа разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст.ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Н.И. Ремезова