www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
11 августа 2023 года Дело № А60-17463/2023
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2023 года
Полный текст решения изготовлен 11 августа 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Зверевой, при ведении протокола помощником судьи Г.А. Захаровой – до перерыва, секретарем Н.С. Валовой – после перерыва, рассмотрев заявление ООО "УК "АКТИВ" (ИНН <***>) к Администрации Березовского ГО (ИНН <***>) о признании недействительным постановления от 17.03.2023 № 298-1,
При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Березовская жилищно-эксплуатационная организация" (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Аллион» (ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Жилкомплекс» (ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, управляющий,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "УК "АКТИВ" (ИНН <***>) обратилось к Администрации Березовского ГО (ИНН <***>) о признании недействительным постановления от 17.03.2023 № 298-1.
Определением суда от 10.04.2023 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 15.05.2023.
Заявитель требования поддерживает в полном объеме.
Заинтересованное лицо представило отзыв, против удовлетворения требования возражает.
Согласно ч.1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В связи с тем, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права и охраняемые законом интересы общества с ограниченной ответственностью "Березовская жилищно-эксплуатационная организация" (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Аллион» (ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Жилкомплекс» (ОГРН <***>), суд считает необходимым привлечь указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 15.05.2023 дело назначено к судебному разбирательству на 19.06.2023.
ООО "УК "АКТИВ" заявлено ходатайство о замене основания заявления о признании незаконным постановления администрации Березовского городского округа от 17.03.2023г. №298-1 «Об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Березовского городского округа».
Ходатайство принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определением суда от 19.06.2023 судебное заседание отложено до 31.07.2023.
В судебном заседании 31.07.2023 объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 04.08.2023.
В судебном заседании 04.08.2023 заявлено ходатайство об уточнении требований, заявитель просит: признать недействительным постановление Администрации Березовского городского округа от 17.03.2023 № 298-1 только в части передачи в управление ООО «УК Актив» домов по адресу: <...> д.2,16,17; <...> 4,5,6,7,12.
Ходатайство принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу частью 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение, факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности - на заявителя.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Администрация Березовского городского округа постановлением № 298-1 от 17.03.2023 включила ООО «УК Актив» в перечень управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Администрация постановлением от 25.06.2020 № 864 (с учетом изменений, внесенных постановлениями от 26.01.2021 № 50 и от 17.09.2021 № 1409) передала общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Актив» во временное обслуживание многоквартирные дома по адресу: <...> 2, 16, 17; <...>, 12.
В отношении дома по адресу <...> постановление не оспаривается.
ООО «УК Актив», полагает, что переданные ему в обслуживание дома, расположенные по адресу: г.Березовский, Кировский 2, 16, 17; <...>, 6, 7, 12 не отвечают признакам многоквартирных домов и имеют признаки домов блокированной застройки, в связи с чем в отношении них не должна определяться управляющая компания.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Законом № 476-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.03.2022, статья 1 Градостроительного кодекса дополнена пунктом 40, предусматривающим, что дом блокированной застройки – это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
При этом в части 1 статьи 16 Закона № 476-ФЗ предусмотрено, что блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса, со дня вступления в силу данного Закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
Многоквартирному дому присущи совокупность двух и более квартир и нежилых помещений, а также наличие в доме общего имущества, предназначенного для их обслуживания. Основополагающими признаками дома блокированной застройки являются наличие общих боковых стен без проемов с объектами того же вида, отдельного выхода на земельный участок, отсутствие общего имущества (техническая и функциональная автономность) и наличие отдельного земельного участка под каждым домом.
Жилой блок имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 данного Кодекса. Многоквартирный дом может также включать принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 36 ЖК РФ общее имущество собственников дома включает:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, для отнесения жилого здания к многоквартирному жилому дому необходимо не только наличие в нем более двух квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, но и наличие в доме общего имущества, которое предполагает множественность субъектов права собственности на один и тот же объект.
В силу пункта 2 части 3 статьи 16 Жилищного кодекса квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для 6 удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пункта 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
При отсутствии у многоквартирного дома управляющей организации ее определение производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с техническими паспортами дома, переданные в управление ООО «УК Актив», являются домами блокированной застройки: пер. Кировский 2, пер. Кировский 16, пер. Кировский 17, ул. Парковая 4, ул. Парковая 5 (разделен), ул. Парковая 6, ул. Парковая 7, ул. Парковая 12.
В соответствии с Постановлением Администрации БГО от 13.09.2010г. №371-4 «Об утверждении схемы расположения земельного участка в г. Березовском Свердловской области по ул. Парковая, 5а» дом Парковая 5 разделен на 2 индивидуальных жилых дома: ул. Парковая, 5 и Парковая 5а, дому Парковая 5а присвоен соответствующий милицейский адрес и выделен земельный участок.
Таким образом, дом по адресу: ул. Парковая 5 не соответствует признаку многоквартирного дома, как здание, состоящее из двух и более квартир.Все переданные дома являются идентичными.
Довод заинтересованного лица о том, что спорные дома являются МКД, поскольку являются таковыми исходя из выписки из ЕГРН отклоняется, поскольку в соответствии с техническими паспортами обладают признаками домов блокированной застройки.
Таким образом, дома по адресу: г.Березовский, Кировский 2, 16, 17; <...>, 6, 7, 12 не являются многоквартирными, управляющая компания в них определяться не должна, поскольку указанные объекты капитального строительства являются домами блокированной застройки.
Кроме того, оспариваемым постановлением на заявителя возложены обязанности, которые невозможно осуществлять.
В соответствии с приложениями №1,3,4,5 к Постановлению Администрации БГО от 17.03.2023 № 298-1 «Об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Березовского городского округа» определены состав обязательных работ, услуг и размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества спорных домов с указанием видов работ в отношении имущества, которое в домах отсутствует.
Пунктом 1.2 приложений - работы, выполняемые в зданиях с техническими подпольями и подвалами - данные помещения отсутствуют во всех домах,
Пунктом 1.7. приложений - работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц - лестницы отсутствуют во всех домах,
Пунктом 1.8. приложений - выявление нарушений отделки фасадов, контроль состояния, восстановление и замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание и подвалы - входы в здание отсутствуют, входы осуществляются в отдельное помещение,
Пунктом 1.9. - работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перегородок - перегородки отсутствуют, кроме стен без проемов между блоками. В спорных жилых домах нет общедомовой системы теплоснабжения, коллективных приборов учета, не могут проводиться работы по уборке общих помещений ввиду их отсутствия. Электроснабжение домов осуществляется на основании прямых договоров собственников с ПАО «ЭнергосбыТ Плюс»
Пунктом 6 приложения №3, пунктом 3 приложения №4 и 5 - работы по вывозу твердых бытовых отходов управляющая компания не производит с 01.01.2017г., с момента начала функционирования Регионального оператора по вывозу отходов.
Таким образом, выполнение работ в отношении общего имущества, указанного в оспариваемом постановлении, либо невозможно ввиду отсутствия такового, либо незаконно, так как услуга по вывозу ТБО является коммунальной и не осуществляется управляющей компанией.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном данным Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до 7 заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного данной частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации. Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе принять решение о передаче в обслуживание управляющей организации только многоквартирные дома в целях содержания и обслуживания общего имущества собственников расположенных в таких домах жилых и нежилых помещений. Передача указанным органом в управление домов блокированной застройки или индивидуальных жилых домов, в которых помещения принадлежат разным лицам, противоречит нормам жилищного законодательства и приведет к нарушению прав и законных интересов, как собственников таких домов, так и управляющей компании.
При этом в силу части 2 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ в случае оспаривания решения органа местного самоуправления о включении в перечень многоквартирных домов, переданных на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса в управление управляющей компании, именно данный орган должен доказать законность принятия им такого решения.
Между тем в нарушение требований указанных норм Администрацией не представили доказательства и документы подтверждающих, что спорные дома являются многоквартирными в смысле, предаваемом данному термину согласно ЖК РФ и могут быть по правилам Жилищного кодекса РФ переданы во временное обслуживание управляющей компании.
Также не опровергнут довод ООО «УК Актив» о том, что дома по адресу: г.Березовский, Кировский 2, 16, 17; <...>, 6, 7, 12 имеют признаки домов блокированной застройки и в них отсутствует общее имущество.
Принимая во внимание изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным постановление Администрации Березовского городского округа от 17.03.2023 № 298-1 в части передачи в управление ООО «УК Актив» домов по адресу: <...> д.2,16,17; <...> 4,5,6,7,12.
Обязать Администрацию Березовского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья И.В. Зверева