ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-17772/16 от 20.06.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

20 июня 2016 года                                                     Дело №А60-17772/2016

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО1  

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Свердловской области

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Индивидуальный предприниматель ФИО1  обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Свердловской области по делу об административном правонарушении № 397568 от 06.04.2016 года, № 397569 от 06.04.2016 года.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановлений.

Рассмотрев материалы дела,  суд

УСТАНОВИЛ:

 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 26 по Свердловской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) ИП ФИО1 за период с 01.01.2016 по 21.03.2016.

В ходе проверки установлено, что  21.03.2016 года при эксплуатации платежного терминала №17827, используемого ИП ФИО1, установленного в торговом центре «Центральный гастроном», расположенного по адресу: <...> не была применена контрольно-кассовая техника в составе данного платежного терминала.

Кроме того,  административным органом установлено, что в рамках осуществления деятельности по переводу электронных денежных средств ИП ФИО1 допущено не использование специального банковского счета банковского платежного агента (субагента), в связи с его отсутствием.

По результатам проверки составлены  акт № 9 проверки полноты учета выручки денежных средств  от 29.03.2016, акт № 9 проверки использования специальных банковских счетов от 29.03.2016.

29.03.2016 в отношении ИП ФИО1 составлены протокол № 331394 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, протокол № 331393 по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

 06.04.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 26 по Свердловской области вынесены постановления по делу об административном правонарушении № 397568,  которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа  в размере 5000 руб., № 397569, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде  штрафа в размере 5000 руб.

Полагая, что данные постановления являются незаконными, ИП ФИО1  обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде ИП ФИО1 осуществляет деятельность по адресу: <...> в ТЦ «Центральный гастроном» в салоне сотовой связи «Телефон.ру». В данном объекте осуществляется прием платежей за сотовую связь.

Проверка проведена в соответствии с ч.1 ст.7 Закона РФ от 22.03.2005г. № 54 ФЗ «О применении ККТ...»,  а также в соответствии с изданием Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее -Указание № 3210-У) признано утратившим силу с 01.06.2014 года Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Кроме этого, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2013 № 3076-У признано утратившим силу с 01.06.2014 года Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», а также издано Указание Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У).

Таким образом, с 01.06.2014 года Указание № 3210-У определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определяет, а Указание № 3073-У устанавливает правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1,4.6 Указаниями ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» любая организация, независимо от применяемой системы налогообложения, которая получает или расходует наличные деньги, обязана вести кассовую книгу.

21.03.2016г. по результатам проверки выполнения требований Федеральных законов №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов...», 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц...», № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» при эксплуатации платежного терминала №17827, используемого ИП ФИО1, установленного в торговом центре «Центральный гастроном» расположенного по адресу: <...> выявлено неприменение контрольно-кассовой техники, в составе данного платежного терминала.

21.03.2016г. в 16 час.51 мин. в результате осмотра торгового центра «Центральный      гастроном»      предоставления      государственных и муниципальных услуг» по адресу: <...> установлен факт пополнения платежному агенту (субагенту) денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. В рамках проверки был проведен осмотр платежного терминала № 27812, принадлежащего ИП ФИО1, с фотофиксацией окна платежных операций, осуществляемых с применением электронных денежных средств, в т.ч. с использованием «электронного кошелька», позволяющих управлять электронными денежными средствами. Кроме того, физическим лицом, в присутствии проверяющих, с использованием вышеназванного платежного терминала был произведен платеж в сумме 10 рублей с целью пополнения «электронного кошелька» на счет 41001384031834. В момент оплаты кассовый чек из терминала № 27812 не выдан, выдана квитанция об оплате №01315 2781216, которая не является чеком от ККТ, так как не содержит обязательных реквизитов, которые должен содержать чек от ККТ, согласно законодательству. Перевод денежных средств был произведен на счет платежного сервиса «Яндекс.Деньги».

В соответствии с выпиской из федеральной базы регистрации ККТ, в терминале № 27812, установленном по адресу: <...> в торговом центре «Центральный гастроном» в салоне сотовой связи «Телефон.ру» контрольно-кассовая техника не зарегистрирована.

Вышеописанное свидетельствует о том, что в проверяемом платежном терминале контрольно-кассовая техника отсутствует.

Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций должны быть организованы в соответствии с Указанием о порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства № 3210-У от 11.03.2014г.

В соответствии с п.2 Указаний ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Согласно  п.4 Указаний ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического   лица,   индивидуальным   предпринимателем   или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир).

В соответствии с п. 4.1 Указаний ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.

В соответствии с п. 4.6 поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В соответствии с п.5.2 Приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на общую сумму наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), в порядке, предусмотренном в абзаце первом настоящего подпункта, оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.

Согласно п.3 Указаний ЦБ РФ № 3073-У от 07.10.2013г. «Об осуществлении наличных расчетов», № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» банковские платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Платежные агенты (субагенты) не вправе расходовать наличные деньги в валюте Российской Федерации, принятые при осуществлении операций в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"

ИП ФИО1 в налоговый орган не явился, запрашиваемые документы не представил, вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ИП ФИО1 в проверяемом периоде не вел учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности, не оформлял приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных расходных кассовых ордеров, кассовые книги не вел.

В результате чего ИП ФИО1 были нарушены: Указания ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», Указания ЦБ РФ № 3073-У от 07.10.2013г. «Об осуществлении наличных расчетов», за что ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В рамках осуществления деятельности по переводу электронных денежных средств допущено не использование специального банковского счета банковского платежного агента (субагента), в связи с его отсутствием,  а именно: в период с 21.03.2016г. по 29.03.2016 г. на основании поручения И.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 26 по Свердловской области ФИО2 от 21.03.2016 года № 72 проведена проверка по вопросу использования ИП ФИО1 ИНН <***> за период с 01.01.2016 по 21.03.2016 года специального банковского счета (счетов).

В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ электронными денежными средствами являются денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Согласно статье 3 Закона № 161-ФЗ перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета осуществляют операторы по переводу электронных денежных средств, которыми в соответствии со статьей 12 Закона - 161-ФЗ являются кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

В силу подп. 2 части 1 статьи 14 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств.

Частью 3 статьи 14 Закона № 161-ФЗ определено, что привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении, в частности, следующих требований:

использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 данной статьи;

применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом, денежные средства, которые приняты через платежный терминал или банкомат в целях пополнения «электронного кошелька», в соответствии с требованиями Закона № 161-ФЗ должны быть приняты с применением контрольно-кассовой техники и зачислены в полном объеме на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента), который применяет такой платежный терминал или банкомат.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

Нормы Закона № 103-ФЗ и Закона от 26.07.2011 N 161-ФЗ не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Законом № 103-ФЗ и Законом № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).

При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Закона № 103-ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Закона № 161-ФЗ).

При проведении проверки использования специального банковского счета (счетов) ИП ФИО1 установлено следующее:

В рамках проверки был проведен осмотр платежного терминала № 27812, принадлежащего ИП ФИО1 установленного по адресу: <...> ТЦ «Центральный гастроном» салон сотовой связи «Телефон.ру» с фотофиксацией окна платежных операций, осуществляемых с применением электронных денежных средств, в т.ч. с использованием «электронного кошелька», позволяющих управлять электронными денежными средствами. Кроме того, физическим лицом, в присутствии проверяющих, с использованием вышеназванного платежного терминала был произведен платеж в сумме 10 рублей с целью пополнения «электронного кошелька» и выдана квитанция об оплате №01315 2781216 с информацией о зачислении средств на счет физического лица. Перевод денежных средств был произведен на счет 41001384031834 платежного сервиса «Яндекс-Деньги».

Данная деятельность регулируется Федеральным законом № 161-ФЗ.

В процессе проверки установлено, согласно выписке из лицевого счета № <***> ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие" за период с 01.01.2016 по 21.03.2016г ИП ФИО1 совершались следующие операции:

12.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг.

13.01.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

15.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг.

18.01.2016г. Перевод между счетами организации.

18.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг.

19.01.2016г. Перевод между счетами организации.

19.01.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

20.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг 22.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг

25.01.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

26.01.2016г. Перевод между счетами организации 27.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг

27.01.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

27.01.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г. 29.01.2016г. Поступления от реализации платных услуг

01.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

01.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г. 02.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

02.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

03.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

09.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

09.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г.

10.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

10.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г.

12.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

12.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

12.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г.

16.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

16.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г

16.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

17.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

17.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

20.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

20.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г

26.02.2016г. Поступления от реализации платных услуг

26.02.2016г. Перечисление денежных средств по соглашению №177-ПС от 19.12.2014 принятые платежи от физических лиц.

26.02.2016г. Оплата по договору о приеме платежей №08-16 от 25.01.2016г

01.03.2016г. Поступления от реализации платных услуг 18.03.2016г. Поступления от реализации платных услуг

Согласно приложению №1а Соглашение о присоединении к Правилам ПС№177-ПС от 19.12.2014г., заключенному между ИП ФИО1 и ООО «МГП-Екб», ИП ФИО1 является платежным субагентом, осуществляющим деятельность в соответствии с положениями Закона № 103-ФЗ.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 является платежным агентом - платежным субагентом, осуществляя деятельность по приему наличных платежей физических лиц, регулируемую Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а также  банковским  платежным  агентом,  осуществляя  деятельность по переводу денежных средств, в т.ч. электронных денежных средств без открытия банковского счета, по предоставлению клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа, регулируемую Федеральным законом № 161-ФЗ, о чем свидетельствуют материалы проверки.

Для зачисления полученных от физических лиц наличных платежей ИП ФИО1 используется отдельный специальный банковский счет -<***>, открытый в банке ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие".

Специальный банковский счет по приему и списанию денежных средств у ИП ФИО1 открыт  26.01.2015г., но движение денежных средств по нему не осуществляется.

ИП ФИО1, совмещающим деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), используется один специальный банковский счет <***>, открытый в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие".

Отдельный специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) ИП ФИО1 не используется, что является нарушением части 4 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ. а также частей 16. 17 статьи 4 Федеральною закона № 103-ФЗ. т.к. производимые операции по зачислению и списанию денежных средств могут осуществляться только с использованием специальных банковских счетов с соответствующим режимом (части 16. 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, части 5, 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ).

Установленные при проверке нарушения свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не обеспечено использование в установленном порядке специальных банковских счетов при осуществлении деятельности платежного агента и деятельности банковского платежного агента, в результате чего были нарушены требования части 4 статьи 14 Федерального икона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", частей 16. 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В результате чего индивидуальным предпринимателем ФИО1 были нарушены: ч.4 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе», ч. 16. 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»,  за что ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Факты правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и  ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заявителем.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оснований полагать, что неисполнение требований законодательства о порядке  работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций, а также требований законодательства об использовании специальных банковских счетов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями,  находящимися вне  контроля заявителя,  при  соблюдении  им той степени заботливости и осмотрительности,  какая  требовалась  от  него  в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона,  не имеется.

Таким образом, в действиях заявителя имеются составы административных правонарушений, ответственность за которые установлена  ч.1 и ч. 2 ст. 15.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

ИП ФИО1 в заявлении указывает на неполучение требований на предоставление необходимых для проведения проверки документов, также на не вручение протокола, акта и иных имеющих значение для проведения в административной ответственности документов.

Однако указанные довод опровергается материалами дела. 23.03.2016 г. на электронный адрес ИП ФИО1 направлено требование о предоставлении информации, документов о договоре приема платежей с оператором платежной системы, договор об открытии специальных банковских счетов платежного агента и специального банковского счета банковского платежного агента (субагента), договор аренды площади для установки платежного терминала по данным проверкам. 24.03.2016 г. в адрес Инспекции через электронную почту поступили документы в ответ на требование, а именно: договор аренды нежилого помещения, акт приема - передачи части нежилого помещения, соглашение о присоединении к Правилам ПС № 177-ПС, письмо об остатках по расчетному счету. Таким образом, запрашиваемые документы были направлены в адрес Инспекции и исполнены в срок по требования о предоставлении документов.

25.03.2016г. в адрес ИП ФИО1 отправлены телеграммы для составления протоколов об административном правонарушении на 29.03.2016г. и ознакомления с материалами проверки по ч.1,2 ст. 15.1 КоАП РФ, однако в инспекцию индивидуальный предприниматель не явился.

29.03.2016 г. в адрес предпринимателя направлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1,2 ст. 15.1 КоАП РФ, акт проверки № 9 от 29.03.206 г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.03.2016 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении на 06.04.2016 г., а именно:  <...> по месту регистрации предпринимателя и на электронный адрес, привлекаемое лицо в назначенный день не явилось, ходатайств о переносе, отложении рассмотрения дела не заявило.

Согласно подп. «д» п.1 ст. 5 Федерального закона от 20 июля 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре физических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) индивидуального предпринимателя.

Обязанность обеспечивать получение почтовой корреспонденции лежит на налогоплательщике, и, не выполнив этой обязанности, налогоплательщик не вправе ссылаться на ее неполучение, как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса индивидуального предпринимателя» индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а так же риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Таким образом, оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

 Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.В. Гнездилова