ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-17900/17 от 30.05.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

06 июня 2017 года                                                                 Дело №А60-17900/2017

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2017 года

Полный текст решения изготовлен 06 июня 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-17900/2017по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районах

к обществу с ограниченной ответственностью «Апогей»                              (ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 21.11.2016,

от заинтересованного лица: О.С. Данкония, доверенность от 02.03.2017.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районе обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Апогей» к административной ответственности по ст. 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, кроме того ходатайствует о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, в силу которого дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, в том числе по ст. 19.33 КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Вопреки доводам заявителя, рассмотрение заявления о привлечении юридического лица - ООО «Апогей» к административной ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ подведомственно арбитражному суду.

Нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства обществу не вменяется, что следует из представленного заявления о привлечении к административной ответственности и материалов дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд     

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела на основании распоряжения № 01-01-01-03-05/1280 от 25.01.2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Апогей»,  магазин «Красное и Белое» (623400 <...>) проведена внеплановая документарная проверка.

В рамках проведения проверки в адрес юридического липа ООО «Апогей» был направлен запрос о предоставлении сведений (исх. № 01.05.14.09.04/708 от 02.02.2017): в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса представить в Территориальный отдел  Управления следующие документы:

- программу производственного контроля, утвержденную руководителем предприятия;

- график проведения производственного контроля;

- результаты проведения производственного-лабораторного контроля в виде протоколов лабораторных исследований и испытаний, выполненных в аккредитованном ИЛЦ.

Управлением установлено, что указанный запрос о предоставлении сведений получен юридическим лицом 10.02.2017, документы необходимо представить в срок до 20.02.2017. До 03.03.2017 ООО «Апогей» не представлены запрошенные документы необходимые для осуществления государственного надзора.

Составлен акт проверки № 312/2017-62 от 03.03.2017.

Заявителем сделан вывод о том, что непредставление обществом  запрошенных документов является невыполнением требований о предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственного надзора, квалифицируемым по ст. 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении общества с ограниченной ответственностью «Апогей» составлен протокол об административном правонарушении от 31.03.2017.

Протокол об административном правонарушении с материалами проверки и  заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Апогей» к административной ответственности по ст. 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Свердловской области.

Статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии юридического лица, индивидуального предпринимателя, обязанного представить определенную информацию в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Пунктом 1 ст.  34 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора) вправе, в частности, требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Согласно положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.

Согласно ст. 10 Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы се производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящем техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что  юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью «Апогей» допущено невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования:

в рамках проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения № 01-01-01-03-05/1280 от 25.01.2017, в адрес юридического липа ООО «Апогей» был направлен запрос № 01.05.14.09.04/708 от 02.02.2017 о предоставлении сведений: обществу необходимо в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (до 20.02.2017) представить в Территориальный отдел  Управления следующие документы:

- программу производственного контроля, утвержденную руководителем предприятия;

- график проведения производственного контроля;

- результаты проведения производственного-лабораторного контроля в виде протоколов лабораторных исследований и испытаний, выполненных в аккредитованном ИЛЦ.

До 03.03.2017 ООО «Апогей» не представлены запрошенные документы необходимые для осуществления государственного надзора, что является невыполнением требований о предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственного надзора.

Частью 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе и данные, свидетельствующие о событии административного правонарушения, а также обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности.

Для установления в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом каждый факт должен быть установлен при помощи достоверных, документально подтвержденных доказательств.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки с 04.05.2016 по 01.06.2016 в отношении общества, магазин «Красное и Белое» (623400 <...>) (акт проверки от 01.06.2016) обществу с ограниченной ответственностью «Апогей» было выдано предписание № 511/2016-62 от 01.06.2016, обществу предписано в срок до 01.08.2016 обеспечить разработку программы производственного контроля в соответствии с требованиями нормативных документов. Представить программу производственного контроля. График проведения производственного контроля. Подтверждение проведения лабораторных исследований и испытаний. 

Предписание направлено по юридическому адресу общества: 620142, <...>, получено 06.06.2016 согласно отметке на почтовом уведомлении.

Настоящая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Апогей» проведена на основании распоряжения № 01-01-01-03-05/1280 от 25.01.2017 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица с целью проверки исполнения ранее выданного предписания № 511/2016-62 от 01.06.2016.

В рамках внеплановой документарной проверки по юридическому адресу общества был направлен запрос № 01.05.14.09.04/708 от 02.02.2017:

с целью подтверждения выполнения требований, установленных предписанием об устранении выявленных нарушений №511/2016-62 от 01.06.2016 обществу предложено в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего запроса представить в адрес территориального отдела  Управления Роспотребнадзора но Свердловской области в г. Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах:          программу производственного контроля, утвержденную руководителем предприятия торговли в магазине «Красное и Белое» по адресу: <...>,

график проведения производственного контроля,

результаты производственно-лабораторного контроля в виде лабораторных исследований и испытаний, выполненных в аккредитованном ИЛЦ.

В материалы дела представлено уведомление с отметкой о вручении запроса 10.02.2017.

Общество ссылается на то, что проверяемый магазин под коммерческим обозначением «Красное и Белое» (<...>) закрыт с 31.01.2017, что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды нежилого помещения и актом приема-передачи нежилого помещения от 31.01.2017, в связи с чем общество не могло представить истребуемую  информацию, поскольку магазин на момент проведения проверки был закрыт, хозяйственная деятельность фактически была прекращена, кроме того по ранее выданному предписанию  № 511/2016-62 от 01.06.2016 обществом 11.05.2016 была представлена в Роспотребнадзор программа производственного контроля, представлены пояснения относительно исследования и лабораторного испытания товара, соответствующее сопроводительное письмо с отметкой в получении представлено в материалы дела.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что факт непредставления запрашиваемых документов по запросу  № 01.05.14.09.04/708 от 02.02.2017 свидетельствует о неисполнении предписания № 511/2016-62 от 01.06.2016, квалифицируемое по ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не об уклонении от выполнения требований о предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственного надзора. Суд пришел к выводу о недоказанности заявителем в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомиться с протоколом (постановлением прокурора) об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении (постановления прокурора) должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол: предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения; разъяснить права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, предусмотренные КоАП РФ; после составления протокола лицу, в отношении которого протокол составлен, должна быть направлена копия протокола.

В материалы дела не представлены доказательства надлежащего извещения заинтересованного лица  о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, административным органом в адрес заявителя было направлено извещение от 09.03.2017 о необходимости явиться для составления административного протокола и дачи объяснений 31.03.2017 в 10:30.

Согласно отчету об отслеживании отправления на 13.03.2017 отправление ожидает адресата в месте верчения, иных сведений о вручении либо невручении корреспонденции обществу не имеется.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении заявитель не располагал сведениями о надлежащем извещении заинтересованного лица о времени и месте   составления протокола об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что заявителем достоверно не подтвержден факт извещения заинтересованного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Неизвещение лица о дате и времени составления протокола об административном правонарушении в силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004  №10 является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, что, в свою очередь является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 167-170,  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районе о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Апогей» к административной ответственности по ст. 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                   С.Н. Водолазская