ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-1803/09 от 23.04.2009 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 апреля 2009 года Дело № А60-  1803/2009-  С 1

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е. А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А.Мезриной рассмотрел в судебном заседании дело №А60-1803/2009-С 1 

по иску Открытого акционерного общества «Свердловская энергосервисная компания»

к Муниципальному учреждению Артемовского городского округа «Жилкомстрой»

о взыскании 399234руб. 42коп.

при участии в судебном заседании:

от истца Л.Л.Салтыкова - представитель по доверенности № 3 от 30.12.2008г.,

от ответчика Т.В.Устьянцева- представитель по доверенности № 7 от 12.01.2009г.

Истец обратился в арбитражный суд Свердловской области и просит взыскать с ответчика 399234руб. 42коп. – задолженность по удорожанию материалов в рамках муниципального контракта № 91/42-356 от 07.03.2007г.

Исковые требования мотивированы ссылкой на ст. 709, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 05.03.2009г. дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

Ответчик в предварительном судебном заседании представил письменный отзыв на иск, в котором указал следующее. 07 марта 2007 года между ОАО «Свердловская энергосервисная компания» и МУ АГО «Жилкомстрой» заключен муниципальный контракт № 91/43-356 на выполнение работ по газификации жилых домов потребительского кооператива «Северный».

При заключении данного муниципального контракта МУ АГО «Жилкомстрой» руководствовалось Федеральным законом Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе и ст.9 п.4.1. « цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом (часть четвертая. 1 введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)». Исключения указанные выше не распространяются на данный муниципальный контракт.

Согласно п.2.4. муниципального контракта «Оплата за выполненные работы производится в соответствии с графиком (Приложение 2) с учётом индексов инфляции».

Таким образом, при предъявлении актов выполненных работ ОАО «Свердловская энергосервисная компания» учитывала индекс инфляции, в который в том числе входит и удорожание материалов.

Согласно п.7.2. настоящего контракта все изменения и дополнения к нему оформляются сторонами письменно дополнительными соглашениями сторон.

Кроме вышеперечисленного, 27.02.2009г. со стороны МУ АГО «Жилкомстрой» в Арбитражный суд Свердловской области было направлено исковое заявление об обязании ОАО «Свердловская энергосервисная компания» выполнить в полном объеме работы по газификации Потребительского кооператива «Северный» т.к. на сегодняшний день они выполнены только на 50 процентов, хотя со стороны МУ АГО «Жилкомсервис» оплачены полностью.

Истец в ответ на отзыв ответчика представил возражения.

В частности пояснил, что Ответчик ссылается на Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», полагая, что «цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения».

Согласно п. 2. ст. 3 Гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Следовательно, к спорным правоотношениям (обязательствам сторон по выполнению подрядных работ для государственных нужд) подлежат применению только те нормы специального закона (в данном случае - Закона о государственных заказах), которые не урегулированы положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, к отношениям по контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд применяются нормы параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (о строительном подряде). В силу пункта 3 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего Кодекса пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. В этом пункте названо специальное основание для пересмотра сметы по требованию подрядчика - удорожание строительства, когда по причинам, не зависящим от него, стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Названное специальное основание для пересмотра цены работ (сметы) является особенностью строительного подряда. Оно подлежит применению к спорным правоотношениям в тех случаях, когда удорожание строительства вызвано увеличением стоимости подрядных работ вследствие общего повышения рыночных цен на материалы, ресурсы, услуги и т.п.

Статьей 745 ГК РФ установлено, что обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. В этом случае подрядчик самостоятельно приобретает строительные материалы, конструкции, оборудование и использует их при производстве работ. Стоимость материалов включается в акты приемки выполненных работ (форма N КС-2) в соответствии со сметой на строительство. Пунктом 3.1.1. контракта на подрядчика возложена обязанность по обеспечению строительства материалами.

Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Как следует из п. 6 ст. 709 ГК РФ, "при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование -расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса".

Пунктом 2.4 контракта предусмотрена оплата за выполненные работы с учетом индексов инфляции, разработанных Региональным центром экономики и ценообразования» на момент выполнения работ. Индекс инфляции, примененный в актах выполненных работ, не в полном объеме учитывает повышение рыночных цен на материалы (трубы).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен пересмотр цен. Вместе с тем, определенный порядок, а именно сроки пересмотра цен, не определяются гражданским законодательством. Условие о сроках пересмотра цен может быть установлено в договоре подряда. В случае отсутствия такого условия стороны могут пересмотреть цены (увеличение цен на материалы) в добровольном порядке и при взаимном согласии, подписать дополнительные акты на сумму удорожания материалов.

Расчет удорожания стоимости материалов выполнен по инициативе Ответчика, проверен его работниками и согласован его руководителем. На основании этого расчета составлена справка по форме КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат от 24.12.2007 г. № 2, подписанная представителями Истца и Ответчика. Следовательно, стороны в добровольном порядке и при взаимном согласии пересмотрели цены и подписали соответствующий документ на удорожание стоимости материалов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд, установил, что 07.03.2007г. между истцом и ответчиком заключен муниципальный контракт № 91/43-356 согласно которому заказчик (ответчик) поручил, а подрядчик (истец) обязался в соответствии с проектно-сметной документации выполнить работы по газификации жилых домов потребительского кооператива «Северный», расположенных по адресу: поселок Буланаш, в сроки, предусмотренные в графике выполнения работ (приложение 2), сдать выполнение работы заказчику (ответчику). Объем работ, выполняемых подрядчиком, определяется сметой и графиком (приложение 1,2) (п.п.1.1., 1.2. контракта).

Срок действия данного контракта до 31.12.2007г. (п. 7.1. контракта).

Согласно п.2.1. контракта стоимость работ в текущих ценах на 01.12.2006г.составляет 10995934 руб. 00 коп. (в т.ч. НДС). Объем финансирования в 2007 году составляет 5980295 руб. 57 коп., в том числе: 5783251 руб. 23 коп. – из областного фонда муниципального развития, 197044руб. 34 коп. – из местного бюджета.

Дополнительным соглашением от 24.12.2007г. к муниципальному контракту № 91/43-356 от 07.03.2007г. стороны увеличили стоимость работ до суммы 11667809 руб. 92 коп.

В соответствии с п.п. 2.2., 2.4.,2.5. контракта заказчик после подписания контракта производит предоплату в размере 30 % от стоимости 1 этапа работ, что составляет 1794088 руб. 67 коп.

Окончательный расчет за выполненные работы производится после подписания актов сдачи-приемки выполненных работ заказчиком.

Оплата производится в соответствии с графиком (приложение 2) с учетом индексов инфляции, разработанных «Региональным центром экономики и ценообразования» на момент выполнения этих работ. Оплата за выполненные работы, определенные графиком (приложение 2), производится в течение 15 дней с момента подписания актов выполненных работ при наличии финансирования.

Письмом № 07/409 от 28.04.2008г. истец известил ответчика о том, что в ходе исполнения данного контракта произошло удорожание материалов на сумму 399234 руб. 42 коп. Ответчику была предъявлена счет-фактура № 91/80/3206А от 29.12.2007г. на сумму 399234 руб. 42 коп. с требованием оплатить указанную сумму в 10-дневный срок.

Поскольку указанное письмо оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на абз.2 п.6 ст. 709 ГК РФ, согласно которому при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Как следует из смысла указанной нормы увеличение стоимости договора возможно только в период действия самого договора. Доказательств невозможности включения в период действия муниципального контракта возможного удорожания материалов суду не представлено.

Поскольку муниципальный контракт от 07.03.2007г. заключен в целях удовлетворения нужд муниципального образования «г.Артемовский», подлежат применению положения Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Принимая во внимание доводы ответчика, требование истца о взыскании суммы 399234 руб. 42 коп. не подлежит удовлетворению.

Исходя из п.4.1 ст. 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии с условиями муниципального контракта стоимость работ составляла в текущих ценах на 2001г. первоначально 10995934руб., впоследствии была увеличена до 11667809руб. 92коп.

Оплата работ производится с учетом индексов инфляции, разработанных «Региональным центром экономики и ценообразования» на момент выполнения работ.

Таким образом, стоимость работ определенная в контракте является твердой и включает в себя все затраты, необходимые для выполнения подрядчиком (истцом) работ по газификации жилых домов.

В силу п. 7.2. статьи 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

Подрядчик в силу заключенного договора обязался выполнить работу из своих материалов, своими силами и средствами.

Таким образом, муниципальным контрактом установлено, что увеличение стоимости контракта в виде неуплаты стоимости удорожания материалов влечет последствия исключительно для подрядчика (истца).

Представленный в материалы дела расчет удорожания стоимости материалов (по утверждению истца индекс инфляции примененный в актах выполненных работ, не в полном объеме учитывает повышение рыночных цен на материалы), Уральским региональным центром экономики и ценообразования в строительстве не утвержден, кроме того, расчет не подтвержден первичными документами.

Доводы истца о том, что расчет подписан со стороны ответчика, судом не принимаются.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая, что стоимость работ, подлежащих выполнению была согласована, соглашение о возможности удорожания строительных материалов между истцом и ответчиком не заключалось, к тому же стороны подписали дополнительное соглашение в соответствии с которым стоимость работ была увеличена до суммы 11667809 руб. 92 коп., а из представленных документов невозможно определить увеличение стоимости материалов, требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

При отказе в удовлетворении иска расходы по оплате госпошлины относятся на истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В иске отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Е. А. Мезрина