ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-18271/2021 от 22.07.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 июля 2021 года                                     Дело №А60-18271/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2021 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.Р. Хасановой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Клевер» (ИНН 6670495102, ОГРН 1206600042912, 620092, Свердловская область, город Екатеринбург, улица  Сыромолотова, Стр. 16а) к Отделу по вопросам миграции Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу об оспаривании решения административного органа по делу №1821854993 от 19.01.2021,

при участии в судебном заседании

от заявителя: представители по доверенности  66 АА 6617609 от 23.06.2021 М.Д. Шакирзянов и А.Н. Стадников, директор Н.А. Григорьева, предъявлено решение №1 от 03.08.2020;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Клевер» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу по вопросам миграции Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу о признании незаконным и определения об отказе в восстановлении сроков обжалования 12-ти постановлений о назначении административных наказаний №№ 18210854999, 18210854997, 18210854994, 18210854995, 18210854996, 18210854992, 18210854990, 18210854988, 18210854989, 18210854993, 18210854998, 18210854991, о признании ю/л ООО «Клевер», в лице его директора Григорьевой Н.А., виновным в совершении 12-ти административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ и оставления без рассмотрения жалобы на указанные постановления, от 20.03.2021, вынесенное начальником ОВМ УМВД России по г.Екатеринбургу Яндышевой O.K. и направленное 09.04.2021 на электронную почту;

- восстановлении срока обжалования постановлений о назначении административных наказаний №№ 18210854999,18210854997,18210854994, 18210854995, 18210854996, 18210854992, 18210854990, 18210854988, 18210854989, 18210854993, 18210854998, 18210854991, о признании ю/л ООО «Клевер», в лице его директора Григорьевой Н.А., виновным в совершении 12-ти административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ и административному взысканию в виде штрафа в размере 400000 рублей за каждое, на общую сумму 4 800 000 рублей, вынесенные начальником ОВМ ОП №3 УМВД России по г.Екатеринбургу Волковой Л.В. 19.01.2021, в связи с тем, что обжаловались они в срок, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ и Григорьева Н.А. не несет ответственности за незаконные действия сотрудников ОП №3 УМВД России по г.Екатеринбургу;

-        отмене постановления о назначении административного наказания № 18210854993 от 19.01.2021, о признании ю/л ООО «Клевер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ и назначению административного взыскания в виде штрафа в размере 400000 рублей.

 Определением суда от 19.05.2021 вышеуказанное заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 24.06.2021 в 10 часов 45 минут.

В судебном заседании 24.06.2021 представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать незаконным и необоснованным определение об отказе в восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания №18210854993 и  восстановить срок обжалования постановления о назначении административного наказания №18210854993, которым ООО «Клевер» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд удовлетворил ходатайство на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 24.06.2021 судебное разбирательство отложено на 22.07.2021 в 16 часов 30 минут.

В судебном заседании 22.07.2021 заявитель уточнил предмет заявленных требований, просит восстановить срок обжалования постановления о назначении административного наказания по делу №1821854993 по ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ и административному взысканию в виде штрафа в размере 400000 рублей, признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания №1821854993 от 19.01.2021 о признании ООО «Клевер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ и назначении административного взыскания в виде штрафа в размере 400000 рублей.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении заявленных требований судом принято. Срок на обжалование судом восстановлен.

Заинтересованным лицом не представлены в материалы дела отзыв на заявленные требования, материалы дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

         Постановлением от 19.01.2021 по делу об административном правонарушении № 1821854993 общество «Клевер» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 400 000 руб.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужил вывод о невыполнении обществом обязанностей принимающей стороны, связанных с соблюдением порядка и правил миграционного учета иностранных граждан, в связи с тем, что в установленный законом срок не было подано уведомление о снятии с регистрации гражданина Республики Таджикистан Кудратова А.М.

Частью 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

В ст. 2 указанного Закона определено, что местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 настоящего Федерального закона

На основании ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Судом установлено, что иностранный гражданин Кудратов А.М. разместился в хостеле общества «Клевер» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 16А на основании договора оказания услуг по размещению на временное проживание.

Продление срока пребывания указанного иностранного гражданина на территории Российской Федерации, обществом «Клевер» производились на основании ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о   неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ч.         1 Приказа МВД России от 18.12.2017 № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или липа без гражданства в Российской Федерации», продление срока временного пребывания в случаях, установленных п. 2 и 5 ст. 5 Федерального закона, осуществляется посредством фиксации сотрудником в учетных документах подразделений по вопросам миграции факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона, либо факта выдачи иностранному гражданину или продления срока действия документов, предусмотренных п. 5 ст. 5 Федерального закона. Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на продление срока временного пребывания иностранного гражданина, получившего или переоформившего патент и продлившего срок его действия на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае в соответствии с п. 5 и 13 ст. 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Директор общества «Клевер» Григорьева Н.А., являющаяся ответственным лицом за выполнение обязанностей принимающей стороны, связанных с соблюдением порядка и правил миграционного учета иностранных граждан, не подала в установленный законом срок уведомление о снятии с регистрации гражданина Республики Таджикистан Кудратова А.М.

Общество «Клевер» в обоснование своих требований ссылается на то, что по состоянию  на 19.01.2021 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, разъяснениями МВД России о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, по просьбе иностранного гражданина, продолжало числить данного гражданина пребывающим в месте пребывания по адресу хостела общества «Клевер» в г. Екатеринбурге, ул. Сыромолотова, 16А и не планировало его снятие с миграционного учета по указанному месту пребывания 19.01.2021.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, разъяснениями МВД России о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791 иностранным гражданам и принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на учет по месту пребывания, сроков временного и постоянного проживания, сроков действия свидетельства о временном убежище, удостоверений беженца, в случае если такие сроки истекают в период с 15.03.2020 по 15.06.2021.

Таким образом, по окончании срока пребывания иностранный гражданин  Кудратов А.М. мог находиться в месте пребывания, не продлевая его срок.

В силу положений ч. 4, 6, 7 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Следовательно, на заинтересованном лице лежит обязанность по  доказыванию факта совершения ООО «Клевер» вменяемого административного правонарушения, вины общества в его совершении, а также соблюдения процедуры привлечения заявителя к ответственности.

Во исполнение указанной обязанности определением о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания от 19.05.2021, определением  об отложении судебного разбирательства от  24.06.2021, суд предложил административному органу представить мотивированный отзыв и материалы административного производства. Определения суда получены административным органом.

Вместе с тем, отзыв, материалы административного дела в суд не представлены.

Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Учитывая непредставление материалов административного дела, недоказанным является соблюдение процедуры привлечения ООО «Клевер» к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу от 19.01.2021о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №1821854993.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          В.В. Окулова