ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-18528/14 от 07.08.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 августа 2014 года Дело №А60-  18528/2014

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2014 года

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2014 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О.Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-18528/2014

по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 14 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 21.04.2014, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности № 29-04-17-25 от 19.12.2013, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Жилищно-строительный кооператив № 14 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области:

- о назначении административного наказания № 21 от 26.03.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей;

- о назначении административного наказания № 22 от 26.03.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Определением суда от 05.05.2014 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 05.05.2014 требование Жилищно-строительного кооператива № 14 о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области № 22 от 26.03.2014 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, выделено судом в отдельное производство.

Определением от 06.05.2014 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

29.05.2014 от заинтересованного лица поступил отзыв, материалы административного дела.

Определением от 19.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства и назначил судебное заседание на 07.08.2014 на 11 час. 30 мин.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

17.02.2014 – 19.02.2014 специалистами отдела контроля по Южному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей в сфере надлежащего предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории г. Асбест Свердловской области по адресу: ул. Ладыженского, 9.

Установлено, что проверяемый жилой дом находится в управлении Жилищно-строительного кооператива № 14 (далее – ЖСК № 14).

В ходе проверки выявлено: <...> - 19.02.2014 с 10-09 по 11-00 прибор учета на вводе в жилой дом по ул. Ладыженского 9 (подвальное помещение) составила 61,2 град. С (норматив – 60 град. С). Кран горячей воды на кухне квартиры 40 указанного дома составила 35 град. С (норматив – 60 град. С). С учетом допустимого отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, в дневное время – не более, чем на 3 град. С, температура горячей воды в кранах квартиры ниже нормативной на 25 град. С, что является нарушением требований пп. «д» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), п. 5 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг; п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», п. 2.4 СанПиН 2.1.

По факту выявленного нарушения составлены акт от 19.02.2014 № 29-10-10-58 и протокол № 29-10-08-17 от 04.03.2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26.03.2014 Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в отношении заявителя вынесено постановление № 22, которым Жилищно-строительный кооператив № 14 привлечен к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.

К числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3 Правил «коммунальные услуги» - это деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», пп. «в», «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В ходе проверки административный орган пришел к выводу, что при предоставлении услуги горячего водоснабжения ЖСК № 14 не было обеспечено соблюдение установленных правил, а именно: в нарушение вышеназванных норм, ЖСК № 14 не обеспечило соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации в вышеуказанном жилом помещении.

Вместе с тем, как пояснил представитель заявителя, несоблюдение температурного режима горячего водоснабжения обусловлено тем, что жители соседних квартир после произведения в них ремонта, самовольно подключились к сети горячего водоснабжения дома, ни с кем не согласовав данное подключение, что и привело к отклонению от установленных норм предоставления коммунальных услуг.

Данное обстоятельство также следует из сопроводительного письма от 23.03.2014, представленного ЖСК № 14, согласно которому слесарем ЖСК № 14 проводились работы по восстановлению горячего водоснабжения и в ходе осмотра квартир третьего подъезда было обнаружено неправильное подключение водонагревателя в квартире № 37-38. В результате чего происходило подмешивание холодной воды. В связи с этим температура горячего водоснабжения не соответствовала норме.

Кроме того, жители квартиры № 40 с жалобами в ЖСК № 14 по поводу горячего водоснабжения ранее не обращались, кооператив о нарушениях не информировали.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Исходя из смысла и содержания указанных норм следует, что принимая постановление о привлечении к административной ответственности, административный орган должен был доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину заявителя в его совершении.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.

Исследовав представленные в дело документы, оценив их по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в данном случае административным органом не доказано, что выявленное нарушение произошло по вине заявителя, то есть явилось результатом конкретных неправомерных действий (бездействия) со стороны именно Жилищно-строительного кооператива № 14, в нарушение ст. 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств не представлено.

Таким образом, вина как необходимый элемент состава правонарушения, по мнению суда, материалами дела не подтверждается.

Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление – признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области о назначении административного наказания № 22 от 26.03.2014  о привлечении Жилищно-строительного кооператива № 14 к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.И.Ремезова