ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-18656/20 от 17.07.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

21 июля 2020 года Дело №А60-18656/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Абабковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества "Калиновский химический завод" (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заявитель, АО "КХЗ"

к Уральскому управлению Ростехнадзора (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заинтересованное лицо, Управление

о признании незаконным постановления.

При участии в судебном заседании:

От заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 21.05.2020

Управление в судебное заседание не явилось, в деле имеются доказательства его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.

Отводов суду не заявлено. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Уральского управления Ростехнадзора №15-00-16/09 от 24.03.2020г. о признании АО «Калиновский химический завод» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в части п.п.1,2, а также в части размера штрафа, превышающего 100000 рублей 00 копеек.

Управление возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от 23.01.2020 № РП-332-79-о «О проведении внеплановой выездной проверки Акционерного общества «Калиновский химический завод» проведена внеплановая выездная проверка Акционерного общества «Калиновский химический завод» Результаты вышеуказанной проверки зафиксированы в акте проверки № РП-332-79-о/а от 16.03.2020.

В ходе внеплановой, выездной проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:

- Не проведена перерегистрация ОПО Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов, per. № А54-00634-0001 с присвоением I класса опасности как объекта спецхимии в нарушение пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 19 Приложения 1 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495; пункта 2 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», поручения Правительства РФ от № 11.05.2017 №РД-П7-303с.

- Не обеспечена идентификация опасного производственного объекта химической промышленности с присвоением именного кода объекта, а именно: - не идентифицирована площадка участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ» (код объекта 7), Здание № 14 в нарушение части 1 статьи 9, статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495;

- Не обеспечена безопасность при приготовлении растворов окислителей при изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ», а именно: не обеспечен постоянный автоматическим контролем уровня и сигнализацией о возникшем нарушении их работы в нарушение части 1 статьи 9, статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.657 Федеральных нормы и правил в области промышленной без-опасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвер­ждённых Приказом Федеральной службы по экологическому, техно­логическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 года № 605;

- Не обеспечена подготовка и аттестация работников предприятия в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств, а именно: отсутствует аттестация в области промышленной безопасности у ответственных должностных лиц, ответственных за организацию и осуществление ремонтных работ (Б. 1.17.) на площадке участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ»; отсутствует аттестация в области промышленной безопасности (Б. 1.1.) -эксплуатация химически опасных производственных объектов у ответственных должностных лиц, ответственных за организацию и осуществление работ с опасными веществами на площадке участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ». в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365;

Не обеспечено безопасное производство огневых работ на ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов», а именно: к выполнению сварочных работ допускаются лица, не имеющего действующего аттестационного удостоверения по соответствующему способу сварки на опасном производственном объекте; производство сварочных работ осуществляется без разработанной производственно-технологической документации по сварке, включающей производственные инструкции и технологические карты по сварке, подписанные аттестованным специалистом и утверждённой техническим руководителем юридического лица, осуществляющими сварочные работы; при производстве сварочных работ используются неаттестованные технологии сварки; у АО «КХЗ» отсутствует Свидетельство о готовности организации к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при ремонте на опасных производственных объектах в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г.116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Пункты 8, 13 Федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. Приказом Ростехнадзора от 14 марта 2014 года № 102; пункты 1.5.; 5.2. Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 года № 103;

- Не обеспечена правильность проведенной идентификации, а именно: в сведениях, характеризующих ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов» не указаны сооружения, технические устройства, не учтены количественные и качественные характеристики опасных веществ, указанных в Таблице №1 и Таблице №2 Приложения №2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ технологические трубопроводы, здание 14; ёмкости под горючие жидкости, здание 14; насосы, перекачивающие горючие жидкости, растворы окислителей, здание 14; горючие жидкости, токсичные вещества, здание 14; окисляющие вещества, токсичные вещества, здание 208; окисляющие вещества, здание 207 в нарушение ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495;

- Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности: - здания № 208, в котором обращаются опасные вещества, указанные в Таблице №1 и Таблице №2 Приложения №2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ в нарушение части 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (ФНП-538), утверждённых приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538;

- Не обеспечена безопасная эксплуатация здания № 19 с галереей, инв. № 01-114,а именно: суммарная загрузка здания, в котором производятся или подготавливаются взрывчатые вещества, с учетом взрывчатых веществ, находящихся в вагоне, или другом транспортном средстве и накопительных емкостях, превышает 60 т. и составляет 118,82 тонн в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.650 Федеральных нормы и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утверждённых Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 года № 605;

- Не обеспечен пересмотр Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий АО «КХЗ», утверждённого техническим директором АО «КХЗ» 04.02.2016 в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730;

- Не обеспечена защита зданий и сооружений, наружных установок от прямых ударов молнии и вторичных еепроявлений, а именно: - к зданиям №№ 202/13, 14, 14/1, 14/2, 203/1 выполнено подключение воздушных линий ( провода, подвешенные кабели) в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 620 Федеральных норм и правил «Правила безопасности при взрывных работах» утвержденных Приказом Ростехнадзора от16.12.2013 № 605;

В должностных инструкциях лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля на ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов» не определены их права и обязанности в части производственного контроля в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Пункт 10 Правил об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требованийпромышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N263;

- Не обеспечены меры защиты от статического электричества, а именно: металлические воздуховоды вентиляции в зданиях 203, 203/1 не заземлены через каждые 20 м с помощью проводников из алюминиевых сплавов диаметром не менее 5 мм, ленты сечением не менее 24 мм в нарушение части 1 статьи 9, Федерального за-кона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 732 Федеральных норм и правил «Правила безопасности при взрывных работах» утвержденных Приказом Ростехнадзора от16.12.2013 № 605;

- Не обеспечена переработка технологических регламентов в соответствии с действующим законодательством в области промышленной безопасности: - технологический регламент изготовления порошкового аммонита №6ЖВ утверждённый 27.08.2014 не соответствует по содержанию ФНП от 31.12.2014 № 631; - технологический регламент изготовления детонаторов промежуточных утверждённый 01.04.2013 не соответствует по содержанию ФНП от 31.12.2014 № 631; технологический регламент изготовления аммонита утверждённый 10.03.2015 не соответствует по содержанию ФНП от 31.12.2014 № 631 в нарушение часть 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2014 года № 631.

По результатам проверки в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2020 по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление от 24.03.2020 №15-00-16/09-20 о признании АО «Калиновский химический завод» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей 00 копеек.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд.

В судебном заседании заявитель уточнил требования и просит признать оспариваемое постановление незаконным в части п.п.1,2 и в части размера примененного штрафа, просит уменьшить размер наложенного штрафа.

В части нарушений, указанных в п.п.3-13 постановление не оспаривается.

Оценивая правомерность пунктов 1,2 оспариваемого постановления, суд пришел к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из пункта 1 постановления, заявителем не проведена перерегистрация ОПО Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов, per. № А54-00634-0001 с присвоением I класса опасности как объекта спецхимии в нарушение пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 19 Приложения 1 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495; пункта 2 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», поручения Правительства РФ от № 11.05.2017 №РД-П7-303с.

Пунктом 2 постановления установлено, что заявителем не обеспечена идентификация опасного производственного объекта химической промышленности с присвоением именного кода объекта, а именно: - не идентифицирована площадка участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ» (код объекта 7), Здание № 14 в нарушение части 1 статьи 9, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к этому Закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности; присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

В соответствии с п. 1 Приложения 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории ОПО относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 количествах опасные вещества следующих видов: г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Согласно п. 1 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п. 1 Приложения 1 (за исключением объектов, указанных в пунктах 2,3 и 4), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения.

Пунктом 6 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. №495 (далее - Требования) установлено, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.

В соответствии с п. 12 Требования, правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности ОПО проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

На основании п. 15 Требований при осуществлении регистрации ОПО в государственном реестре Ростехнадзор:

- проверяет полноту и правильность проведенной идентификации ОПО, наличие признаков опасности у ОПО, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к ФЗ «О промышленной безопасности»;

- вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих ОПО.

В соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 495, АО «КХЗ» были выявлены все признаки опасности на объектах, учтены их количественные и качественные характеристики, учтены все осуществляемые на объектах технологические процессы и применяемые технические устройства. По результатам полученных в ходе идентификации ОПО данных и проведенного анализа ОПО, эксплуатируемым АО «КХЗ» были присвоены соответствующие классы опасности.

АО «КХЗ» в установленном порядке осуществил регистрацию ОПО, что подтверждается, Свидетельством о регистрации № А54-00634 от 22.07.2016 г., в котором ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов» (per. № А 54-00634-0001), эксплуатируемый заводом, зарегистрирован как ОПО II класса опасности. В государственном реестре ОПО также зарегистрирован объект «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов», эксплуатируемый АО «КХЗ» с присвоенным II классом опасности

При этом, АО «КХЗ» включен в сводный перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, ведение которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004г. № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).

В соответствии с п. 3 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 г. № 96, реестр ведется Минпромторгом России на основании документированной информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации, включаемые в реестр.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004г. № 96 «Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса» Минпромторг России приказом от 03.07.2015 г. № 1828 утвердил перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Основным видом деятельности АО «КХЗ», согласно выписке из ЕГРЮЛ является «Производство взрывчатых веществ» (код ОКВЭД 20.51). Общество включено в указанный перечень в раздел «Промышленность боеприпасов и спецхимии (акционерные общества (открытые/публичные) как общество, относящееся к промышленности боеприпасов.

В судебном заседании установлено, что в связи с изданием Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору распоряжения от 26.06.2017 г. № 245-рп «Об усилении контроля за объектами предприятий спецхимии» АО «КХЗ» было включено в Приложение 1 и отнесено к предприятиям спецхимии, эксплуатирующим ОПО I класса опасности.

Однако, согласно письму Уральского управления Ростехнадзора № 15-00-10/8663 от 23.08.2017 г. «Об идентификации объектов спецхимии», АО «КХЗ» было рекомендовано провести идентификацию ОПО предприятиям спецхимии, на которых осуществляется производство взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, с присвоением объекту I класса опасности и внесением соответствующих изменений в государственный реестр ОПО.

22.08.2017 г. из Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России поступил запрос №54742/16 о целесообразности присвоения ОПО I класса опасности. О данном запросе и Распоряжении Ростехнадзора АО «КХЗ» проинформировал головную организацию - Акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Научно-исследовательский институт прикладной химии» (далее - «ННИПХ») и направил необходимый пакет документов в Минпромторг России.

18.10.2017 г. на АО «КХЗ» поступило письмо Минпромторга России, адресованное Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -Ростехнадзор). В соответствии с письмом Минпромторгом России была проведена работа по выявлению предприятий, ОПО которых присвоен I класс опасности. В связи с чем, в Ростехнадзор направлен актуализированный перечень предприятий (организаций) спецхимии, ОПО которых присвоен I класс опасности, для внесения изменений в Прило­жение 1 к Распоряжению от 26.06.2017 г. № 245-рп «Список предприятий спецхимии».

Согласно вышеуказанному письму АО «КХЗ» было исключено из списка предприятий спецхимии в связи с отсутствием на предприятии ОПО, которым присвоен I класс опасности, а также нецелесообразности и невозможности идентификации объекта спецхимии.

При этом, суд отмечает, что Закон № 116-ФЗ не содержит определение понятия «опасный производственный объект спецхимии».

В письме Ростехнадзора от 27.06.2017 г. № 08-00-15/265 «Об объектах спецхимии» указано, что составление и ведение перечня предприятий (организаций) спецхимии осуществляется Минпромторгом России, которое в установленном порядке, по отдельным запросам, может при надлежащих обоснованиях информировать в части, касающихся объектов конкретных предприятий (в сфере ведения и в рамках возможных ограничений).

На основании указанной информации формируются подходы и определяются решения, обеспечивающие условия промышленной безопасности объектов и контроль их соответствия законодательным и нормативным актам, в касающейся части.

Однако, Уральским управлением Ростехнадзора при привлечении Общества к административной ответственности не учтена информация, полученная из Минпромторга России, о том, что АО «КХЗ» не является объектом спецхимии, а также не сопоставлены виды деятельности Общества с Перечнем организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. В результате чего Уральское управление Ростехнадзора неверно идентифицировало опасные производственный объект, эксплуатируемый Обществом, как относящийся к I классу опасности.

При таких обстоятельствах требование о проведении перерегистрации ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов», эксплуатируемого АО «КХЗ», с присвоением ему I класса опасности как объекта спецхимии являются неправомерными и необоснованными.

Также, согласно Постановлению Уральского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания № 15-00-16/09-20 от 24.03.2020г. выявлено нарушение в виде не обеспечения идентификации ОПО химической промышленности с присвоением именного кода объекта, а именно: не идентифицирована площадка участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ», здание №14.

В судебном заседании заявитель пояснил, что площадка участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ» (код объекта 7), здание № 14 входит в состав объекта, идентифицированного в качестве ОПО «Цех изготовления (подготовки) взрывчатых материалов», в подтверждение чего Ростенадзором выдано Свидетельство о регистрации А54-00634 от 14.09.2017 г. с присвоением ему II класса опасности.

Согласно разделу 19 приложения N 1 Требований регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, к опасным производственным объектам спецхимии относится площадка (участок) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования. Данные объекты идентифицируются по признаку получения, использования, испытания, применения, переработки, образования, хранения, транспортирования, утилизации и уничтожения взрывчатых веществ и материалов, других опасных веществ, в количествах и границах объекта согласно проектной документации.

В то же время в разделе 3 приложения N 1 Требований указано, что к опасным производственным объектам относятся те, на которых хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества.

Управление Ростехнадзора не мотивировало, почему площадка участка изготовления эмульсионной матрицы «Яра-СЗМ», на которой осуществляются технологические процессы, связанные со взрывчатыми веществами, относится к объектам, указанным в разделе 19 приложения N 1 Требований, а не к указанным в разделе 3 приложения N 1.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в данном случае событие и состав административного правонарушения ответственность, за которое установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в действиях заявителя не доказано.

В части нарушений, указанных в пунктах 3-13 оспариваемого постановления, суд отмечает, что поскольку указанные в них нарушения подтверждаются материалами дела и заявителем не оспариваются и признаются, что отражено в аудиопротоколе судебного заседания от 17.07.2020, постольку, по мнению суда, событие административного правонарушения, отраженного в пунктах 3-13 оспариваемого постановления в действиях заявителя имеется.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех необходимых мер для соблюдения установленных требований, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, отраженного в п.п.3-13 оспариваемого постановления, установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.

Таким образом, в действиях заявителя, указанных в п.п.3-13 постановления, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Вместе с тем, при принятии решения суд исходит из следующего:

В силу положений п.п.3.2,3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По мнению суда, в рассматриваемом случае сумма наложенных санкций - 200000 рублей 00 копеек - по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности.

Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, что факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.

Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей 00 копеек к заявителю будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.

С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, учитывая принятие заявителем мер к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, до 100000 рублей.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить частично: надлежит признать незаконным и отменить постановление Уральского управления Ростехнадзора №15-00-16/09 от 24.03.2020г. о признании АО «Калиновский химический завод» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания

в части наложения штрафа, превышающего 100000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Уральского управления Ростехнадзора №15-00-16/09 от 24.03.2020г. о признании АО «Калиновский химический завод» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в части наложения штрафа, превышающего 100000 рублей 00 копеек.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяС.О. Иванова