ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-18745/2021 от 01.07.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

02 июля 2021 года                                                         Дело №А60-18745/2021

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 02 июля 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачёва   при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобернык В.В. рассмотрел в судебном заседании дело №А60-18745/2021по  заявлению индивидуального предпринимателя Юнязова Александра Ивановича (ИНН 666300655814, ОГРН 318665800152020; далее - предприниматель)

к Уральской электронной таможне (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271; далее – таможня, таможенный орган)

о признании недействительным решения от 23.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – ДТ) №10511010/230620/0104118.

При участии в судебном заседании

от заявителя: Бирюк О.В., паспорт, диплом, представитель по доверенности от 28.04.2021 г.,

от заинтересованного лица: Удовиченко С.С., удост., представитель по доверенности №60 от 17.12.2020; Пузик Н.А., удостоверение, доверенность от 13.04.2-21 № 11.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к таможне о признании недействительным решения от 23.09.2020 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10511010/230620/0104118.

Заинтересованным лицом представлен отзыв: считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Во исполнение внешнеторгового контракта от 30.07.2018 № YLC2018-1IU, заключенного между компанией "YIWU LEILUO COMMODITY PURCHASE CO.,LTD" (Китай), (поставщик) и Индивидуальным предпринимателем Юнязовым А.И. на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях FOB - NINGBO ввезены товары(инвойс № KIP-8640 от 18.05.2020).

В целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Декларантом с применением системы электронного декларирования на Уральский таможенной пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни 23.06.2020  подана декларация на товары, которой присвоен регистрационный номер № 10511010/230620/0104118.

Таможенная стоимость ввезенных товаров определена и заявлена Декларантом в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) с учетом расходов на транспортировку в размере 2 768 410,97 (гр. 12 ДТ).

При декларировании товара одновременно с декларацией на товары представлены следующие документы, подтверждающие таможенную стоимость товара:

контракт от 30.07.2018 № YLC2018-1TU (код 03011),

инвойс № К1Р-8640 от 18.05.2020 г. (код 04021),

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля: номер паспорта сделки (мер, присваиваемый уполномоченным банком при постановке контракта на учет для Российской Федерации) № 18080029/3292/0002/2/2 (код 03031),

счет за фрахт № 3056 от 02.06.2020 г. (код 09023).

При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товара, продекларированного по вышеуказанной ДТ, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными.

В целях устранения сомнений в достоверности заявленных Декларантом сведений Уральской   электронной   таможней   24.06.2020   направлен   запрос   о   предоставлении дополнительных документов. Одновременно Декларанту направлен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 380 422,3 рублей.

26.06.2020 товары по ДТ №10511010/230620/0104118 выпущены до завершения проверки документов под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно Таможенной расписке от 25.06.2020 сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме 380 422,3 руб.принята таможенным органом, реквизиты документа ДТ№ 10511010/230620/0104118 от 22.06.2020, код платежа 9090.

На основании запроса таможенного органа от 24.06.2020 Декларантом 19.08.2020 г. представлены дополнительные документы и пояснения по существу запроса.

Дополнительно предоставлены копии следующих документов:

контракт от 01.10.2018 № YXI2018-4IU,

инвойс № KIP-8652 от 20.05.2020 г.;

ведомость банковского контроля №18080029/3292/0002/2/2;

прайс-лист поставщика от 01.05.2020, заверенный ТПП Китая;

-        экспортная декларация, заверенная ТПП Китая № 292120200000137060 от 20.05.2020 с переводом;

договор транспортной экспедиции № 384/18/РШ от 07.08.2018;

акт выполненных работ № 3056 от 02.06.2020;

оплата за транспортировку № 583 от 05.06.2020;

распечатка с сайта «АНЬаЬа» с подтверждением стоимости аналогичного товара.

документы об оплате товара: заявление на перевод №56 от 05.06.2020 с приложением инвойсов, выписка с лицевого счета, SWIFT-сообщение, карточка счета 41, ведомость банковского контроля, калькуляция таможенного товара;

спецификация № КГР-8640 от 18.05.2020;

коносамент № MCPU 598415740 от 26.05.2020;

договоры поставки и УПД о продаже ввезенных товаров на территории ЕАЭС.

В результате анализа представленных Декларантом документов в ходе таможенного контроля и дополнительных документов по запросу таможенным органом установлено, что представленные документы не подтверждают соблюдение положений Таможенного кодекса ЕАЭС, в том числе достоверность и полноту проверяемых сведений.

В связи с чем таможенным органом на основании п. 17 ст.325 ТК ЕАЭС установлена необходимость принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10511010/230620/0104118, на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.

23.09.2020 Уральской электронной таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров №1, №3, №7, №8, №9, №10 заявленных в вышеназванной ДТ, и об её корректировке в отношении следующих номеров граф/подразделов граф в ДТ: 12,43,44,45, раздел В (коды 2010, 5010); графы 45, 46, 47, на основании информации, имеющейся в его распоряжении. Таможенная стоимость определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу (метод 6) на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.

Заявитель полагает, что оспариваемое Решение принято с нарушением норм таможенного законодательства, действующего в Российской Федерации, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на него обязанность по уплате дополнительных таможенных платежей, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив и оценив материалы дела, доводы и возражения сторон, суд признает требования заявителя обоснованными.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).

Из пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС следует, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов.

Исходя из положений пункта 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе  запросить   коммерческие,   бухгалтерские  документы,   сертификат  о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).

Обстоятельствами, послужившими причиной для признания таможенным органом сведений, указанных Декларантом в ДТ № 10511010/230620/0104118, недостоверными таможенный орган указал следующие:

1) В соответствии с условиями Контракта № YLC2018- 1IU от 30.07.2018, Поставщиком товаров выступает компания "YIWU LEILUO COMMODITY PURCHASE CO.,LTD", располагающаяся в Китайской Народной Республике, изготовителем товаров, согласно сведениям, указанным в ДТ №10511010/230620/0104118, являются компании: "ХУАНЪЯНЬ ВАНЬФЭН ПЛЭСТИК ФЭКТОРИ", "ИУ РУЙШЭН ДЕЙЛИ НЕСЕСИТИС ФЭКТОРИ", "ИУ МИНЬДА КОМОДИТИС КО., ЛТД", "ИУ ЦЗИНЪЦАЙ ХОМ ТЕКСТАЙЛ ФЭКТОРИ", "ЧЖУНШАНЬ ДЗИТАНЬ ЭЛЕКТРОНИК ТЕКНОЛОДЖИ КО., ЛТД", "ФУ цзянь ши ши ВЕН ХАО ДЙЕН ЦЗЫ СУ ДЗЯО КО., ЛТД", "ЮНКАН ЦЗИНЬЛИ СПОРТС ЕКВИПМЕНТ ФЭКТОРИ", "СИУСИУ ДЖЮЭЛРИ КО., ЛТД". Из вышеизложенного следует, что поставщик-товаров фирма "YIWU LEILUO COMMODITY PURCHASE CO.,LTD" не является изготовителем поставляемых в соответствии с Контрактом товаров и выступает в качестве посредника между ИП Юнязовым А.И. и указанными выше изготовителями. В связи с чем, возникают сомнения о включении в структуру таможенной стоимости всех затрат, фактически уплаченных за товар;

2) В соответствии с условиями Контракта № YLC2018-1IU от 30.07.2018 "Поставщик" принимает на себя обязательство передать в собственность, а "Покупатель" принять и оплатить непродовольственные товары народного потребления. Поставка товара по Контракту осуществляется партиями. Условия Контракта (наименование, количество, ассортимент Товара и прочие условия) согласовываются Сторонами в коммерческих инвойсах. Согласно пункту 3.2 Контракта установлено, что "Покупатель" оплачивает "Поставщику" товар одним из следующих способов: - отсрочка платежа: в размере 100% (Сто процентов) стоимости, указанной в инвойсе, не позднее 180 (Ста восьмидесяти) дней с даты, указанной в коносаменте; - рассрочка платежа: аванс составляет 30% (Тридцать процентов) от суммы, указанной в инвойсе-проформе; оставшиеся 70% (Семьдесят процентов) от стоимости, указанной в инвойсе в течение 90 (Девяноста) дней с даты поставки;

3) В целях подтверждения суммы, фактически уплаченной за товар, поступивший в соответствии с Инвойсом № KIP-8640 от 18.05.2020, декларантом представлены: заявление на перевод в иностранной валюте №56 от 05.06.2020 на сумму 124 967.17 долл. США, SWIFT - сообщение, выписка с лицевого счета от 05.06.2020. Согласно пояснениям декларанта установлено, что вышеуказанным заявлением на перевод в иностранной валюте произведена оплата следующих инвойсов: инвойс № KIP-8622 от 10.05.2020 (оплата баланса на сумму 58 344,22 USD), инвойс № KIP-8640 от 18.05.20 (оплата баланса на сумму 39 295,02 USD), инвойс № KIP-8662 от 22.05.20 (оплата баланса на сумму 27 327,93 USD). Таким образом, оплата вышеуказанных инвойсов произведена на условиях отсрочки платежа. Однако, согласно сведениям, указанным в заявлении на перевод в иностранной валюте № 56 от 05.06.2020, а также разделу II "Сведения о платежах" (запись № 87) ведомости банковского контроля установлено, что данным заявлением на перевод декларантом произведен авансовый платеж - данному виду платежа соответствует код вида операции 11100, а также информация об ожидаемом сроке репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации

02.12.2020, т.е. произведена оплата еще не поставленного товара. На основании вышеизложенного, таможенному органу не представляется возможным соотнести произведенную декларантом оплату с анализируемой поставкой в количественном и стоимостном выражении;

В целях подтверждения стоимости товаров за его единицу, декларантом представлен Прайс-лист компании Поставщика ("YIWU LEILUO COMMODITY PURCHASE CO.,LTD"). Представленный прайс-лист на товар содержит только сведения о товарах, продекларированных в рассматриваемой ДТ, что свидетельствует об их формировании для конкретной поставки. Согласно обычаям делового оборота данный документ представляет собой открытую оферту неограниченному кругу лиц, то есть является документом, исключающим влияние взаимосвязи продавца и покупателя на содержащиеся в нем сведения о товарах. Это документ, подтверждающий механизм выбора продавца товаров, а также формирования цены единицы отдельных наименований товаров, их ассортимента и количества по каждой отдельной поставке. Таким образом, представленный декларантом прайс - лист продавца - ("YIWU LEILUO COMMODITY PURCHASE CO.,LTD", представляет собой адресное предложение ИП Юнязову А.И. Учитывая вышеизложенное, адресные предложения, тем более содержащие более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза, не могут служить надлежащим подтверждением заявленной таможенной стоимости, поскольку не свидетельствуют об объективной цене предложения декларируемого (оцениваемого) товара (не представляют собой оферту неопределенному кругу лиц);

4) В целях подтверждения и уточнения сведений об условиях поставки, структуре таможенной стоимости, подтверждения сведений о достоверности количественно определяемых величинах (цена, вес, количество в натуральных единицах измерения), сведений о наименовании товара, его стоимости в стране отправления, таможенным органом при проведении проверки в рамках статьи 325 ТК ЕАЭС у декларанта запрашивалась экспортная декларация с переводом на русский язык. На основании анализа информации, содержащейся в предоставленной ИП Юнязовым А.И. экспортной декларации № 292120200000137060 Китайской Народной Республики с переводом на русский язык, было установлено, что в экспортной декларации: 1. Отсутствуют сведения об организации - получателе товаров. 2. Отсутствуют сведения о номере внешнеэкономического договора (контракта), на основании которого произведена поставка товара. 3. Веса нетто товара в экспортной декларации отличается от веса нетто, указанного в упаковочном листе. 4. Номере коносамента, указанной в экспортной декларации, не соответствует номеру коносамента, согласно которому была совершена перевозка товара. 5. Стоимости товара в экспортной декларации отличается от стоимости в инвойсе. Согласно пояснениям декларанта по расхождению стоимости товаров в экспортной декларации и инвойсе установлено, что в соответствии с китайским законодательством, товар декларируется без разделения на артикулы (общее количество штук) по средней цене за штуку, определенной методом округления. Таможенному органу была представлена экспортная декларация в том виде, в котором была получена от инопартнера. Таким образом, иные пояснения, в части, отсутствия или расхождения информации, содержащейся в экспортной декларации, декларантом не представлены. Декларантом не представлены документы, подтверждающие выполнение им действий, направленных на получение запрошенных сведений о выявленных в экспортной декларации расхождениях, например запрос, направленный в адрес поставщика, так как экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом, и заполняемым в соответствии с законодательством страны отправления. Поставка товара в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым сторонами сделки по обе стороны границы и оформляемым при этом соответствующими документами, то указанные документы должны соответствовать содержанию сделки и не противоречить документам, составленным с другой стороны. Сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе страны вывоза, должны соответствовать сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе РФ. Таким образом, единственный документ, содержащий сведения о стоимости ввезенных товаров, прошедший официальный контроль государственного контролирующего органа страны - экспортера не содержит необходимых сведений либо содержит противоречивые сведения, что исключает возможность таможенного органа всесторонне и в полной мере осуществить контроль таможенной стоимости;

5) Прайс-листы производителей ввозимых товаров, их коммерческие предложения или иная публичная оферта на весь ассортимент предлагаемого к реализации товара с переводом на русский язык декларантом не представлены, так как прайс-листы на товар у производителей не запрашивался в связи с отсутствием контактов производителей товаров и сайтов производителей.

Таможенным органом при вынесении оспариваемого решения не приняты во внимание следующие обстоятельства.

В форме заявления на перевод поле (графа) «Назначение платежа» имеет ограниченное количество символов, в связи с чем номера Инвойсов в нем не указываются. При этом к заявлению на перевод № 56 от 05.06.2020 приложены сканы непосредственно самих Инвойсов (КИП-8622, КИП-8640, КИП-8662) в целях осуществления банковского контроля. Более того, перечень номеров инвойсов, по которым произведена оплата, перечислен на второй странице Заявления на перевод в графе «Вложения».

Дополнительно представлено пояснение относительно распределения сумм по заявлению на перевод № 56 от 05.06.2020.

Таким образом, представленное заявление на перевод № 56 от 05.06.2020 позволяет совершенно определенно установить: реквизиты Контракта, в рамках которого производится оплата; номера Инвойсов, по которым производится оплата; товар, который поставляется по указанным инвойсам; стоимость товара за единицу каждого товара

Из указанного следует, что замечание таможенного органа о том, что в назначении платежа отсутствуют данные инвойсов безосновательно, ввиду наличия указанных документов в приложении к заявлению.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на уполномоченные банки возложены права и обязанности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Уполномоченные банки следят за операциями по внешнеторговым договорам в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция ЦБ РФ).

Согласно п.п. 1.2, 2.1 Инструкции ЦБ РФ Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций. Документы, связанные с проведением операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета либо без представления распоряжения о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета.

В случаях, установленных настоящей Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно данной нормы в перечень подтверждающих документов среди прочего входят документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, счета-фактуры; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию (п. 9, 11 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Ведомостью банковского контроля подтверждает факт произведенного платежа для оплаты задекларированного товара по ДТ №10511010/230620/0104118, факт поставки товара по указанному платежу.

Условия оплаты указаны в Спецификации № KIP-8569 от 20.03.2020 г.: Отсрочка платежа: в размере 100% (Сто процентов) стоимости, указанной в инвойсе, не позднее 180 (Ста восьмидесяти) дней с даты, указанной в коносаменте.

Согласно п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

Фактическое исполнение обязанностей продавца по отгрузке товара в адрес общества, и исполнение покупателем обязанностей по приемки товара и по его оплате, считается принятием условий сторон договора.

В пункте 10 запроса о предоставлении документов от 23.06.2020  таможенный орган просил представить: «Прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида.».

Согласно указанного пункта Декларантом представлен прайс-лист.

Прайс-лист - документ, составляемый продавцом товара. Он может быть составлен в произвольной форме согласно волеизъявлению продавца. Следовательно, у Декларанта отсутствует возможность влиять на содержание информации, отражаемой в прайс-листе.

Из смысла приведенного пункта 12 запроса следует, что Декларант вправе предоставить и коммерческое предложение.

Из п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ следует, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, оферта представляет собой коммерческое предложение, которое может быть адресовано конкретному лицу либо неопределённому кругу лиц.

Учитывая вышеизложенное, Декларант выполнил пункт 12 запроса таможенного органа в полном объеме. Толкование таможенным органом представленного документа как адресного предложения, не свидетельствующем об объективной цене, противоречит существу п. 12 запроса таможенного органа.

Судом также принято во внимание, что предприниматель предоставил экспортную таможенную декларацию КНР № 292120200000137060 от 20.05.2020, заверенную ТПП Китая, с переводом на русский язык.

В экспортной декларации в графе «Номер коносамента» указан номер заказа, так как декларирование в Китае производилось 20.05.2020, а коносамент оформлен 26.05.2020. На момент декларирования номер коносамента не был известен.

Заявитель представил пояснения по расхождениям в экспортной декларации в рамках дополнительного запроса таможенного органа от 04.09.2020: «По расхождению стоимости товаров в экспортной поясняю, что в соответствии с китайским законодательством товар декларируется без разделения на артикулы (общее количество штук) по средней цене за штуку, определенной методом округления».

Экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом и заполняемым в соответствии с законодательством страны отправления. Декларант не может каким-либо образом повлиять на содержание декларации страны-отправления, поскольку данный документ оформляется поставщиком или его представителем в порядке, предусмотренном китайским законодательством, в результате чего заявитель может предъявить таможенному органу экспортную декларацию только в том виде, как она предоставлена поставщиком.

В представленной экспортной декларации имеется ссылка на номер контейнера, в котором перемещался товар, количество мест, количество штук, стоимость и наименование товара соответствуют сведениям, заявленным в ДТ, что позволяет соотнести рассматриваемую экспортную декларацию с ДТ № 10511010/230620/0104118.

Аналогичные доводы по идентификации экспортной декларации КНР изложены в Решении УТУ от 26.08.2020 №10500000/260820/097-Р/2020 «Об отмене (изменений) в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела».

В оспариваемом решении таможенный орган вменил в качестве нарушений и как оснований корректировки таможенной стоимости, предоставление декларантом прайс-листа исключительно на ввезенные товары, указав что прайс-лист не может быть рассмотрен в качестве прайс-листа для неограниченного круга лиц (публичной оферты).

Однако данный довод не препятствует сопоставить содержащуюся в ней ценовую информацию с ценой спорной внешнеторговой сделки. Кроме того, законодательство не содержит законодательно установленных требований к прайс-листу.

Указанные выводы соответствуют п.8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, согласно которого при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) следующие документы и (или) введения, включая письменные пояснения:

а) прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

б) прайс-листы~ коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида.   

Из этого следует, что довод таможни о том, что прайс-лис фактически является копией Инвойса противоречит п. 8 Решения №42 от 27.03.2018 г., а также обычаям международного делового оборота и ЕАЭС.

Кроме того, таможенный орган не обосновал каким образом перечень иных товаров может подтвердить стоимость фактически ввезенных.

В соответствии с п. 1 Приложения N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров в качестве документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, буквально указаны Прайс-листы производителя ВВОЗИМЫХ (ВВЕЗЕННЫХ) товаров либо его коммерческое предложение.

Следовательно, законодательством обоснованно установлено требование о предоставлении прайс-листа либо коммерческого предложения производителя именно на ВВОЗИМЫЕ (ВВЕЗЕННЫЕ) товары, а доводы таможенного органа, которыми мотивировано обжалуемое решение, не основаны на законе.

Вывод таможенного органа о том, что представленный декларантом при таможенном декларировании в качестве прайс-листа продавца ввозимых товаров документ не является открытой офертой и не подтверждает сведений о стоимости товара, поскольку адресован непосредственно данные обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствие прайс-листа или его несоответствие каким-либо критериям не может быть приято само по себе в качестве основания для корректировки таможенной стоимости, а может являться дополнительным подтверждением таможенной стоимости товара.

Прайс-лист не является офертой и используется в маркетинговых целях для информации об ассортименте и цене. Информация прайс-листа является лишь справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, а не основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку не является основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки.

Кроме того, представленный обществом прайс-лист получен им от иностранного поставщика - китайской фирмы, следовательно, за его содержание общество ответственность не несет.

Доказательств недостоверности указанных документов, либо заявленных в них сведений, наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта таможенным органом в Решении не заявлено и не представлено.

Кроме того, условиями Контракта не предусмотрена обязанность Поставщика предоставлять покупателю прайс-лист. Существенные условия поставки партии товаров по спорной ДТ не подлежали согласованию в прайс-листе продавца или производителя товаров, поскольку не входят в обязательный перечень документов, обязательных к оформлению при согласовании конкретной партии товара в рамках рассматриваемой внешнеторговой сделки.

Непредставление декларантом прайс-листов производителей товаров, задекларированных по ДТ, а также предоставление прайс-листа продавца, выданного на конкретную поставку, не может являться самостоятельным основанием для изменения заявленных сведений о таможенной стоимости (Решение УТУ от 26.08.2020 №10500000/260820/097-Р/2020 «Об отмене (изменений) в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела).

Кроме того, термин «публичная оферта» принадлежит российскому законодательству, в то время как Коллегия Евразийской экономической комиссии в своих нормативных актах оперирует терминами международного права о таможенном деле.

Из этого следует, что довод таможни о том, что «представленный прайс-лист Поставщика не может быть рассмотрен в качестве прайс-листа для неограниченного круга лиц (публичная оферта)» противоречит п. 8 Решения №42 от 27.03.2018 г., а также обычаям международного делового оборота и ЕАЭС.

Факт того, что продавец товара не является изготовителем товара, не свидетельствует о том, что в структуру таможенной стоимости входят дополнительные платежи в пользу изготовителя товара.

Во-первых, между Декларантом и производителем товара отсутствуют какие-либо договорные, и, следовательно, финансово-денежные отношения.

Во-вторых, продавец по внешнеторговому контракту от 30.07.2018 № YLC2018-1IU является не посредником, как указал таможенный орган, а продавцом товара.

Согласно п. 5.1 Контракта он регулируется, толкуется и исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Из анализа данной нормы следует, что продавец должен иметь возможность передать право собственности на товар.

Из п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ следует, что только собственнику принадлежит право не только владения и пользования, но и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Согласно нормам российского законодательства, собственник товара не является посредником при отчуждении принадлежащего ему имущества, а договор купли-продажи к посредническим не относится.

Более того, пунктом 1 ст. 460 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по общему правилу продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В абз.2 ст. 3.1 Контракта указано, что цена включает в себя все расходы, которые несет Поставщик согласно своим обязательствам в рамках настоящего Контракта.

В заключенном внешнеторговом контракт отсутствует условие о согласии покупателя принимать товар, обремененный правами третьих лиц. Соответственно, товар поставляется свободным от любых прав третьих лиц, из чего следует отсутствие у Декларанта обязанности как у Покупателя товара по выплате каких-либо платежей в пользу изготовителя товара.

Цена реализации товара, указанной в Инвойсе, определена продавцом как собственником товара. Уплата покупателем иных платежей, кроме цены товара, условиями заключенного внешнеторгового контракта не предусмотрена.

В пп. 1 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе, расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относится

- вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров.

Согласно п. 3 Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 N 112, под посредником (агентом) понимается лицо, которое за вознаграждение совершает по поручению другого лица (доверителя, комитента, принципала и др.) юридические и иные действия по закупке или продаже товаров от имени этого другого лица либо от своего имени, но всегда за счет этого другого лица.

Посредниками (агентами) по закупке являются посредники, действующие в интересах покупателя.

Взаимоотношения между посредниками (агентами) и лицами, в чьих интересах они действуют, регулируются договорами, которые могут заключаться как в соответствии с гражданским законодательством государства - члена Таможенного союза, так и в соответствии с законодательством третьих государств.

Размер вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам устанавливается в посредническом договоре, как правило, в процентах от стоимости закупаемых (продаваемых) товаров (п. 2 Положения).

В пункте 6 Положения перечислены услуги, которые Посредник (агент) по закупке, действуя в интересах покупателя, оказывает покупателю: услуги по поиску продавцов товаров, формирование заказа на поставку товаров и представление его продавцу, получение образцов товаров и представление их покупателю, содействие покупателю в ведении переговоров о закупке товаров на выгодных для покупателя условиях и по выгодным ценам, представление интересов покупателя при заключении внешнеэкономического договора (контракта) и др.

Более того, согласно п. 10 Положения В случае если лицо осуществляет контроль сделки по закупке товаров, вследствие чего оно имеет возможность получить не столько вознаграждение за посреднические услуги, сколько прибыль от распоряжения данными товарами или может понести убытки, то такое лицо также не может рассматриваться в качестве посредника (агента) по закупке, даже если оно поименовано в посредническом договоре или внешнеэкономическом договоре (контракте) как посредник (агент) по закупке.

Из условий Контракта следует, что продавец является поставщиком товара, денежные средства по данному контракту в адрес поставщика перечисляются за товары, предметом контракта не является оказанием указанной инокомпанией посреднических услуг по закупке товара в интересах Покупателя.

Таким образом, в ходе таможенного декларирования и дальнейшего таможенного контроля Декларантом представлены все документы о структуре таможенной стоимости. Сведения, указанные в ДТ № 10511010/230620/0104118, соответствуют сведениям, содержащимся в представленных таможенному органу документах. Положения контракта, инвойс и иные документы в совокупности подтверждают заявленную таможенную стоимость.

Кроме того, согласно п. 15 ст.325 Таможенного кодекса ЕАЭС если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 настоящей статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указал следующее: При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Дополнительные документы или пояснения по фактам, изложенным в решении на внесение изменений от 03.08.2020, у декларанта не запрашивались.

Таким образом, в ходе таможенного декларирования и дальнейшего таможенного контроля Декларантом представлены все документы о структуре таможенной стоимости. Сведения, указанные в ДТ №10511010/230620/0104118, соответствуют сведениям, содержащимся в представленных таможенному органу документах. Положения контракта, инвойс и иные документы в совокупности подтверждают заявленную таможенную стоимость.

В силу пункта 33 Постановления ВС РФ от 26.11.2019 № 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать таможню возвратить индивидуальному предпринимателю излишне взысканные таможенные платежи по спорной декларации, окончательный размер которых таможне определить на стадии исполнения судебного решения.

Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб. относятся на заинтересованное лицо в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Уральской электронной таможни от 23.09.2020 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10511010/230620/0104118.

Обязать Уральскую электронную таможню возвратить индивидуальному предпринимателю Юнязову Александру Ивановичу (ИНН 666300655814, ОГРН 305667300129783) излишне взысканные таможенные платежи, исчисленные по ДТ, окончательный расчет которых определить на стадии исполнения решения суда (пункт 33 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49).

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Уральской электронной таможни (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271)в пользу индивидуального предпринимателя Юнязова Александра Ивановича (ИНН 666300655814, ОГРН 305667300129783) 600 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        И.В. Хачёв