ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-18808/08 от 25.08.2008 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 августа 2008 года Дело №А60-18808/2008-С 9

Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2008.

Полный текст решения изготовлен 27.08.2008.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Уральского управления государственного автодорожного надзора

к ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий»

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Ю.И. Петкина, по доверенности от 11.01.2008 года № 1-15/39,

от заинтересованного лица: Д.В. Южаков, представитель по доверенности от 29.12.2007 года, Д.А. Зекунов, представитель по доверенности от 29.12.2007 года № 788/к-01.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Уральское управление государственного автодорожного надзора (Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (далее – ЕМУП «МОАП», предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Представители ЕМУП «МОАП» требования не признали, оспаривая часть выводов заявителя о нарушениях условий осуществления данной деятельности и ссылаясь на незначительность остальных нарушений.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» осуществляет деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 человек на основании лицензии АСС-60-106973 со сроком действия с 01.01.2004 по 01.01.2009 года.

Уральским управлением Государственного автодорожного надзора в связи со случаями дорожно-транспортных происшествий проведена внеплановая проверка предприятия в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении этой деятельности, которой установлен ряд нарушений, зафиксированных в акте проверки от 31.07.2008 года.

Усмотрев в действиях предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением составлен протокол от 31.07.2008 года № 122-08 о совершении ЕМУП «МОАП» данного правонарушения и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлено в суд заявление о привлечении предприятия к административной ответственности.

Пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 данного Федерального закона перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат лицензированию.

В подпунктах «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 31.07.2008 года и заявления о привлечении к ответственности, действия ЕМУП «МОАП», квалифицированные Управлением по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразились в том, что предприятие не обеспечено проведение стажировки при приеме водителей на работу и допуск их к самостоятельным работам; не обеспечен контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха; не обеспечено ведение документации по контролю за временем выхода и возврата автотранспортных средств и проверка технического состояния автотранспортного средства, осуществление соответствующего контроля по выходу и возврату автобусов; не обеспечен учет выдачи, движения и правильности оформления путевой документации.

Вместе с тем данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки и отраженным в акте проверки от 31.07.2008 года.

Так, при проверке организации приема на работу водители Рахимкулова Р.А. и Мироновского Т.В., совершивших дорожно-транспортные происшествия, которые послужили поводом для проведения внеплановой проверки, установлено, что данные лица трудоустроены должным образом, действующие медицинские справки у них имеются.

В пункте 3.1 акта также указано, что на предприятии имеется положение о порядке и сроках стажировки водителей; водители – наставники указанным работникам назначены, вместе с тем стажировка организована с нарушениями: указанные водители совершили дорожно-транспортные происшествия на маршрутах, на которых стажировались по 6 – 8 часов при минимуме 20 часов; в заключении о допуске к самостоятельной работе у водителя Рахимкулова Р.А. не указаны маршруты регулярных пассажирских перевозок, а у водителя Мироновского Т.В. – дата начала самостоятельной работы; водитель Мироновский Т.В. допущен к работе по 9 маршрутам, в связи с чем необходима стажировка не менее 180 часов практических мероприятий, тогда как отработано лишь 124 часа; водитель Рахимкулов Р.А. стажировался на 7 маршрутах, поэтому ему необходимо минимум 140 часов занятий, тогда как отработано 137 часов, причем 35 часов на маршрутах №№ 56, 20 и 45, на которых стажировка не запланирована; в стажировочных листах имеются и/или отсутствуют подписи водителей-наставников, заявленных на стажировку.

Из этого следует, что предприятие обеспечивает проведение стажировки при приеме водителей на работу и допуск их к самостоятельным работам, т.е. вменяемого нарушения не имеется.

Не может быть признан обоснованным и вывод о нарушениях сроков прохождении стажировки водителями Рахимкуловым Р.А. и Мироновским Т.В.

В соответствии с пунктом 3.2.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27, #G0организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, претендующих на работу в качестве водителя, при этом продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей, а после завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки (пункты 3.2.3. и 3.2.4. названного Положения).

Вместе с тем указанные пункты Положение об обеспечении безопасности дорожного движения, нарушения которых вменяются ЕМУП «МОАП», не устанавливают продолжительность стажировки водителей, а содержат отсылки на иные нормативные документы.

Порядок и сроки стажировки водителей установлены Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей – Руководящим документом Министерства автомобильного транспорта РСФСР РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденным 20.01.1986 года, которым предусмотрены сроки стажировки водителей в зависимости от категорий лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобусов, и типов маршрутов, а также предусмотрено, что водитель одновременно может стажироваться по нескольким маршрутам в зависимости от категории водителя; пунктом 3.6. данного Положения обязанность по учету работы стажера и заполнения карточки (листка) учета стажировки возлагается на наставника.

Управлением при проверке с учетом данных условий не была установлена обязательная продолжительность стажировки водителей Рахимкулова Р.А. и Мироновского Т.В., в связи с чем доводы Управления о нарушениях пункта 3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения являются неправомерными.

Фактически же при проверке установлено не отсутствие на предприятии стажировки водителей, которая в ЕМУП «МОАП» организована, а отдельные недостатки в оформлении результатов стажировки водителей Рахимкулова Р.А. и Мироновского Т.В., в том числе и со стороны их наставников, что не может быть признано существенным нарушением организацией порядка осуществления деятельности по перевозки пассажиров.

В пункте 3.6. акта проверки отмечено, что на предприятии не соблюдается режим труда и отдыха водителей, у водителя Мироновского в мае выявлена переработка более чем на 20 часов и многочисленные нарушения продолжительности рабочей смены более 12 часов; по табелям учета рабочего времени выявлены переработки у водителей Неволина Н.В. (май), Назимова К.В. (июнь), нарушение норм продолжительности рабочего времени у Пономарева А.В. (12 – 13 час.) и др., что было отражено в протоколе как нарушение п. 3.3.2. Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 года № 27 и приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.

В соответствии с пунктом 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей отражены в Положении, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, которым работодателю предоставлено право устанавливать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников

Согласно пункта 8 этого Положения, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, при этом продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В случаях и порядке, предусмотренных #M12293 5 901807664 1265885411 26775 3683009880 938 789048492 4076204861 3798058596 1064954796статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации, для водителей автомобилей допускается применение сверхурочных работ#S; кроме того, в случаях, предусмотренных статьями 112 и 113 ТК РФ, может производиться привлечение водителя к работе в выходной день #M12293 0 901807664 1265885411 7616149 1103877573 1570175347 4294967294 1837#и в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных #M12293 0 901807664 1265885411 7616148 3918616821 1399038419 2830 2085037340 1211401576 281296904статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации#S.

Статьей 99 ТК РФ определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, в том числе, и при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей.

Из пункта 23 Положения следует, что при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа не включается в норму рабочего времени учетного периода.

Как пояснил представитель ЕМУП «МОАП», на предприятии установлен суммированный учет рабочего времени, при этом превышение месячной нормы рабочего времени у отдельных водителей объясняется их привлечением в установленном порядке к сверхурочным работам и работам в выходные дни; превышение в ряде случаев ежедневной нормы рабочего времени связано с невозможностью своевременного возвращения автобусов к месту дислокации в связи с загруженностью городских дорог.

Этот довод не противоречит обстоятельствам дела и в целом подтверждается имеющимися в деле копиями листов табелей учета рабочего времени, из которых также следует, что на предприятии соблюдается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов (пункт 23 Положения).

Эти обстоятельства при проверке административным органом не устанавливались и не исследовались.

С учетом того, что в пункте 3.6 акта проверки указано, что графики работы и табеля учета рабочего времени на предприятии имеются и контроль за организацией труда и отдыха организован, указание в протоколе на то, что ЕМУП «МОАП» данный контроль не обеспечен, противоречит установленным при проверке фактам, в связи с чем вменение данного нарушения является необоснованным.#M12293 6 901807664 77 1088328 2440337613 565808390 3641477383 2225 921587881 3941585009

В соответствии с протоколом от 31.07.2008 года предприятием не обеспечено ведение документации по контролю за временем выхода и возврата автотранспортных средств и проверка технического состояния АТС, осуществление соответствующего контроля по выходу и возврату автобусов, а также не обеспечен учет выдачи, движения и правильности оформления путевой документации, что является нарушением пунктов 3.4.3. и 4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения.

Вместе с тем и этот вывод противоречит установленным проверкой фактам.

Так, в соответствии с пунктом 3.9. акта от 31.07.2008 года на предприятии ведутся журналы учета путевых листов и путевые листы установленной формы имеются, однако отмечены недостатки оформления документации – в журналах учета в ряде случаев отсутствуют подписи водителей в получении путевых листов; в отдельных путевых листах не указаны реквизиты лицевых карточек, номера водительских удостоверений; в путевом листе от 04.06.2008 года № 3142 не заполнена графа «учет работы».

В пункте 4.3. акта указано, что контроль за выходом и возвратом АТС, проверка технического состояния при выпуске и возврате АТС осуществляется штатными механиками, выход фиксируется в ведомостях «Выходы» и «Возвраты», однако также отмечены недостатки: имеют место случаи выпуска транспортных средств в заведомо неисправном состоянии (не работают спидометры); фактические показания спидометров на выходе и при возвращении АТС одни и те же (отсутствует ежедневный пробег); согласно ведомости одномоментно выходят и заходят несколько АТС (нет интервала времени, необходимого на контроль технического состояния); качество осмотра транспортного средства при наличии одной работоспособной смотровой канавы; в ведомостях «выхода» и «возврата» нет отметок (росписей) конкретных лиц, проводящих контроль технического состояния; на случай утраты путевых листов нет документов, подтверждающих выполнение требований.

Из этого следует, что вменяемые предприятию нарушения в виде не обеспечения ведения документации по контролю и учета выдачи и движения путевых листов проверкой не установлены; фактически имеют место отдельные нарушения порядка ведения учетной документации, что представителями предприятия не оспаривается. Отдельные факты выпуска транспортных средств с неисправными спидометрами предприятие не оспаривает, объясняя это изношенностью муниципального парка автобусов, вместе с тем данные действия образует самостоятельный состав административного правонарушения, что предприятию не вменяется.

Таким образом, при осуществлении перевозок пассажиров ЕМУП «МОАП» в целом соблюдаются установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также основные требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Отдельные недостатки в организации проведения этих мероприятий, связанные в основном с фиксацией и оформлением проводимых мероприятий, формально образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вместе с тем носят устранимый и несущественных характер.

ЕМУП «МОАП» является крупнейшим муниципальным перевозчиком пассажиров, имеет автобусный парк в количестве 477 автобусов (пункт 1.2 акта проверки) и осуществляет ежедневные перевозки по многочисленным маршрутам, в связи с чем в организация работы данного предприятия могут быть отдельные недостатки и нарушения.

Вместе с тем проверкой установлено, что предприятием выполняются лицензионные требования и условия в части выполнения необходимых мероприятий, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами, поэтому недостатки в организации выполнения этих мероприятий не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, т.е. нарушение, допущенное предприятием, является малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, предприятие подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования о привлечении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Муниципальное объединение автобусных предприятий» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отказать в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья С. П. Воронин