АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
23 июня 2022 года Дело №А60-18881/2022
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.А. Малышкиной рассмотрел дело по исковому заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АСТ СЕРВИС-ТЮМЕНЬ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Судом 14.06.2022 путем подписания резолютивной части вынесено решение.
17.06.2022 ответчик обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.
ОАО "РЖД" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО «АСТ СЕРВИС-ТЮМЕНЬ» с требованием о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 155 974, 80 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10587,07 руб. за период с 16.04.2021 по 08.04.2022 с продолжением начисления.
Ответчик представил отзыв на заявленные требования дополнениями, истец – возражения на отзыв.
В удовлетворении ходатайства ответчика об оставлении иска без рассмотрения отказано за отсутствием оснований: намерения урегулировать спор мирным путем (именно в этих целях введен досудебный порядок) ответчик не выразил, заявил возражения на весь объем исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «АСТ Сервис-Тюмень» (Владелец, ответчик) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №3/35 от 29.01.2020, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования Владельца, примыкающего на продолжении пути № 51 станции Войновка Свердловской железной дороги за стрелочным переводом № 125, обслуживаемого локомотивом Владельца (далее -Договор на эксплуатацию).
П. 7 Договора на эксплуатацию установлено, что сдаваемые на железнодорожные пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути № 1а за предельный столбик стрелочного перевода № 251 или № 3 за предельный столбик стрелочного перевода № 5. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца.
П. 5 Договора на эксплуатацию пути установлено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлениям.
П. 8 Договора на эксплуатацию установлено количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой на железнодорожный путь необщего пользования -65 вагонов, по весу - 6000 тонн.
В соответствии с п. 13 Договора на эксплуатацию устанавливаются технологические сроки оборота вагонов для вагонов с одной и двумя грузовыми операциями из состава разборных передач - 5 часов.
Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования Владельца исчисляется с момента фактической подачи их на выставочный путь Перевозчиком до момента их возврата на выставочный путь Владельцем.
Перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования Владельца по основным видам грузов установлена пунктом 10 Договора на эксплуатацию установлена и составляет:
-по выгрузке строительных грузов - 65 вагонов в сутки;
-по выгрузке машин и оборудования - 8 вагонов в сутки;
-по погрузке или выгрузке остальных и сборных грузов - 8 вагонов в сутки.
В соответствии с пп. «б» п. 17 Договора на эксплуатацию Владелец оплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в соответствии со ст. 39 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 года «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее - Устав) по ставкам, установленным приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1 с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.
В период с 5 по 10 апреля 2021 г. на станцию назначения Войновка Свердловской железной дороги в адрес ответчика по железнодорожным накладным прибыли 82 собственных порожних вагона, являющихся «грузом на своих осях».
В соответствии со ст. 34 Устава Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах и о времени их подачи. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
О прибывших вагонах и готовности их подачи на подъездной путь представитель ООО «АСТ Сервис-Тюмень» был уведомлен, в соответствии с п. 6 Договора на эксплуатацию, за 2 часа до фактической подачи вагонов, что подтверждается выписками из Книги уведомлений формы ГУ-2ВЦ о готовности подачи вагонов и времени их предстоящей подачи.
В соответствии со ст. 36 Устава и п. 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ 18.06.2003 № 29 по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз грузополучателю, а грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз.
Указанные вагоны простаивали на путях общего пользования станции Войновка в ожидании подачи на путь необщего пользования ООО «АСТ Сервис-Тюмень» по причине его занятости вагонами, поданными ранее.
Руководствуясь требованиям раздела III «Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения», утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила перевозок грузов), п. 4.6 «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденных приказом МПС РФ 18.06.2003 № 26 Перевозчиком составлены акты общей формы на начало простоя (№№3638 от 06.04.2021, 3642 от 07.04.2021, 3645 от 07.04.2021, 3647 от 07.04.2021, 3650 от 07.04.2021, 3639 от 08.04.2021, 3655 от 08.04.2021, 3656 от 08.04.2021, 3657 от 08.04.2021, 3678 от 08.04.2021, 3660 от 09.04.2021, 3662 от 09.04.2021, 3672 от 09.04.2021, 3674 от 09.04.2021, 3680 от 09.04.2021, 3682 от 09.04.2021, 3640 от 10.04.2021, 3653 от 10.04.2021, 3654 от 10.04.2021, 3664 от 10.04.2021, 3667 от 10.04.2021, 3670 от 10.04.2021, 3676 от 10.04.2021, 3637 от 11.04.2021, удостоверяющие факт, обстоятельства (причины) и сроки простоя вагонов на путях станции Войновка в ожидании подачи на путь необщего пользования ООО «АСТ Сервис-Тюмень» по причинам, зависящим от грузополучателя (занятость пути необщего пользования ранее поданными вагонами). Представитель ответчика ФИО1 (доверенность №2/АСТ/21/100 от 01.01.2021) от подписания указанных актов общей формы отказалась, о чем составлены акты общей формы на отказ от подписи.
Согласно анализу памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов на подъездой путь ООО «АСТ Сервис-Тюмень», в спорный период времени, ответчиком систематически нарушались технологический срок оборота вагонов, установленный п. 13 Договора на эксплуатацию, фактически технологический срок оборота вагонов в несколько раз превышает согласованный сторонами срок.
Согласно ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее -расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (ст.39 Устава).
Исходя из содержания вышеуказанной правовой нормы, для начисления соответствующей платы подлежат установлению факт задержки вагонов в ожидании их приема и наличие вины названных лиц в такой задержке.
Размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе определяются в Тарифном руководстве.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 35/12» утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в перевозочном процессе.
По ставкам таблицы № 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется при ожидании погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления ОАО «РЖД» в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче.
Согласно расчету, представленному в ведомости расчета платы за нахождение на путях общего пользования станции Войновка в ожидании подачи на путь необщего пользования ООО «АСТ Сервис-Тюмень» (Приложение №9), общая сумма платы, начисленная за нахождение вагонов на путях общего пользования, составляет 155 974,80 руб. (с учетом НДС).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.03.2022 по делу №. А60-1907/2022 удовлетворены исковые требования ОАО «РЖД» к ООО «АСТ Сервис-Тюмень» о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за январь 2021 г.
Возражения ответчика следует отклонить.
Так, ответчик указал, что пунктом 6 договора №3/35 от 29.01.2020 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества с ограниченной ответственностью «Аст Сервис-Тюмень» при станции Войновка Свердловской железной дороги (деле по тексту Договор №3/35 от 29.01.2020 г.) заключенным между Истцом и Ответчиком предусмотрено, что «Уведомление о времени подачи вагонов передается круглосуточно приемосдатчиком станции Войновка ответственному представителю Владельца (Ответчик) по телефону №<***> не позднее, чем за два часа до подачи вагонов с записью в книге уведомлений формы ГУ-2 ВЦ.».
Представленные Ответчиком в «книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку» сведения о дате и времени уведомления о подаче вагонов не соответствуют действительности по следующим основаниям:
Во-первых, на номер <***> не поступали звонки представителей (сотрудников) ОАО «РЖД» с информацией о подаче вагонов на путь необщего пользования ООО «Аст Сервис-Тюмень», что подтверждается выпиской лицевого счета <***> ООО «Аст Сервис-Тюмень» (к отзыву прилагается).
Следовательно, Истец все записи вел в одностороннем порядке, нарушив обязательства по договору № 3/35 от 29.01.2020 г. об уведомлении времени и даты подачи вагонов (пункт 6).
Согласно ст. 34 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Впоследствии Истец предоставил Ответчику Акты общей формы о начале простоя вагонов, от подписи которых Ответчик отказался по основаниям нарушения условий договора об уведомлении подаче вагонов, т.е. ОАО «РЖД» не уведомляя Ответчика о подаче вагонов, оформило акты общей формы на начало простоя.
Во-вторых, в «книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку» указано, что Истец уведомил Ответчика:
- 06.04.2021 22:11 о подаче 8 вагонов: 50334440, 51466688, 55514269, 55798375, 57313488, 57038473, 51746410, 51242105;
- 06.04.2021 08:15 о подаче 33 вагонов: 50584408, 51250892, 54047808, 50466838, 53917738, 57318255, 51791069, 54663638, 50565480, 51268977, 57605990, 51130433, 54050265, 51073955, 51085629, 75117648, 73099210, 73782484, 51361244, 51361475, 50339118, 51029387, 51725323, 51755064, 50259936, 55797062, 50048156, 54761291, 53917191, 58141664, 57969966, 51029684, 50565480;
- 07.04.2021 07:52 о подаче 3 вагонов: 51562544, 50567866, 56150287;
- 08.04.2021 14:53 о подаче 13 вагонов: 51755031, 51753770, 55265045, 55987325, 51761039, 58293564, 53891081, 57018160, 53899829, 51257913, 51445864, 51755148, 57928061;
- 08.04.2021 14:53 о подаче 7 вагонов: 57011009, 54259437, 58293564, 50636026, 51477859, 51466845, 51761039;
- 09.04.2021 17:30 о подаче 4 вагонов: 51724912, 55045710, 62242847, 63041875;
- 10.04.2021 05:20 о подаче 7 вагонов: 63946644, 51215101, 52026374, 57647398, 51028793, 50087055, 50129873;
- 10.04.2021 17:21 о подаче 16 вагонов: 54096672, 51110500, 51468767, 58701624, 54050273, 57943227, 53916409, 58290164, 51082253, 51028967, 53891164, 50066547, 50345164, 54069836, 54757471, 51395069;
- 10.04.2021 21:00 о подаче 6 вагонов: 50101799, 50118207, 50452846, 52029915, 53863262, 51118743.
1. Истец в «книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку» указал, что Истец 06.04.2021 10:15 уведомил Ответчика о подаче 33 (тридцати трёх) вагонов, а именно:
50584408, 51250892, 54047808, 50466838, 53917738, 57318255, 51791069, 54663638, 50565480, 51268977, 57605990, 51130433, 54050265, 51073955, 51085629, 75117648, 73099210, 73782484, 51361244, 51361475, 50339118, 51029387, 51725323, 51755064, 50259936, 55797062, 50048156, 54761291, 53917191, 58141664, 57969966, 51029684, 50565480;
Как указано в представленном Истцом «Анализе занятости пути необщего пользования ООО «Аст Сервис-Тюмень» по станции Войновка» норма состояния фронта вагонов на железнодорожных путях ООО «Аст Сервис-Тюмень», (вместимость путей) Ответчика составляет 252 (двести пятьдесят два) вагона.
Обращаю внимание суда, что в представленном анализе занятости прослеживается отклонение от нормы состояния фронта вагонов Ответчика, а именно Истец подавал на пути необщего пользования Ответчика меньше вагонов, чем предусмотрено пунктом 10 договора №3/35 от 29.01.2020 заключенного между сторонами, а именно 65 вагонов в сутки. Истец подтверждает, что отклонился от нормы, а именно недоподал вагоны:
05.04.2021 г. - минус 23 вагона – не подал 23 вагона;
06.04.2021 г. минус 43 вагона - не подал 43 вагона;
07.04.2021 г. минус 12 вагонов – не подал 12 вагонов;
08.04.2021 г. минус 12 вагонов – не подал 12 вагонов;
09.04.2021 г. минус 26 вагонов – не подал 26 вагонов;
10.04.2021 г. минус 40 вагонов – не подал 40 вагонов;
11.04.2021 г. минус 25 вагонов – не подал 25 вагонов;
12.04.2021 г. минус 62 вагона – не подал 62 вагона;
13.04.2021 г. минус 17 вагонов – не подал 17 вагонов;
14.04.2021 г. минус 10 вагонов – не подал 10 вагонов;
15.04.2021 г. минус 6 вагонов – не подал 6 вагонов;
17.04.2021 г. минус 23 вагона – не подал 23 вагона;
18.04.2021 г. минус 40 вагонов – не подал 40 вагонов;
20.04.2021 г. минус 63 вагона – не подал 63 вагона.
Данные факты подтверждают, что у грузополучателя имелась техническая возможность принимать вновь прибывшие вагоны. Соответственно, ОАО «РЖД» умышлено задерживало вагоны на путях общего пользования, создавая занятость соответствующих путей общего пользования с целью отнесения данных вагонов на ответственность простоя Грузополучателя и получения для себя дополнительной выгоды в виде начисления платы за нахождение вагонов.
Кроме того, сам факт простоя вагонов, зафиксированный актами общей формы на станции Войновка, не является безусловным основанием для взыскания с грузополучателя, Ответчика по делу, начисленной ОАО «РЖД» за простой вагонов платы и не доказывает занятость путей Ответчика, а также фактической невозможности приема Ответчиком вагонов.
Истец не предоставил доказательства, подтверждающие «отказ от принятия вагонов Ответчиком», нет документов подтверждающих полную занятость путей Ответчика. Анализ занятости путей Ответчика доказывает, что у грузополучателя была возможность принимать вагоны.
Доводы Истца документально не подтверждены.
Вместимость путей необщего пользования Ответчика позволяло принять 06.04.2021 года при отклонении нормы – «минус 43 вагона», вагоны в количестве 43, в том числе вагоны в количестве 33 (тридцать три) шт. по уведомлению о подаче 10:15 от 06.04.2021: 50584408, 51250892, 54047808, 50466838, 53917738, 57318255, 51791069, 54663638, 50565480, 51268977, 57605990, 51130433, 54050265, 51073955, 51085629, 75117648, 73099210, 73782484, 51361244, 51361475, 50339118, 51029387, 51725323, 51755064, 50259936, 55797062, 50048156, 54761291, 53917191, 58141664, 57969966, 51029684, 50565480.
Следовательно, у Истца не было оснований для составления акта общей формы на начало простоя №3638 от 06.04.2021 г. Ответчик от подписи актов отказался. Кроме того, 06.04.2021 г. Истец подачу вагонов не осуществлял, в одностороннем порядке принял решение вагоны 50584408, 51250892, 54047808, 50466838, 53917738, 57318255, 51791069, 54663638, 50565480, 51268977, 57605990, 51130433, 54050265, 51073955, 51085629, 75117648, 73099210, 73782484, 51361244, 51361475, 50339118, 51029387, 51725323, 51755064, 50259936, 55797062, 50048156, 54761291, 53917191, 58141664, 57969966, 51029684, 50565480 не подавать на пути ООО «Аст Сервис-Тюмень».
26.08.2021 г. Истец в автоматизированной системе «Этран» выгрузил на подпись Ответчику накопительную ведомость № 260836 на сумму 75 535,20 руб. (за простой вагонов по акту №3638 от 06.04.2021 г.). Ответчик от подписи накопительной ведомости №260836 от 06.04.2021 г. отказался по причине «необоснованного начисления сбора/штрафа» о чем имеется отметка.
Начисленную сумму в размере 75 535, 20 руб. с НДС по накопительной ведомости №260836 от 26.08.2021 г. за вагоны 50584408, 51250892, 54047808, 50466838, 53917738, 57318255, 51791069, 54663638, 50565480, 51268977, 57605990, 51130433, 54050265, 51073955, 51085629, 75117648, 73099210, 73782484, 51361244, 51361475, 50339118, 51029387, 51725323, 51755064, 50259936, 55797062, 50048156, 54761291, 53917191, 58141664, 57969966, 51029684, 50565480 считаю не обоснованной, оснований для взыскания у Истца отсутствуют.
08.04.2021 г. вместимость путей необщего пользования Ответчика позволяло принять при отклонении нормы – «минус 12 вагонов», вагоны в количестве 12, в том числе вагоны в количестве 12 (двенадцать) шт. по уведомлению о подаче 16:53 от 08.04.2021: 51755031, 51753770, 55265045, 55987325, 51761039, 58293564, 53891081, 57018160, 53899829, 51257913, 51445864, 51755148, 5792806.
Следовательно, у Истца не было оснований для составления актов общей формы на начало простоя №№ 3639, 3655, 3656, 3657, 3678 от 08.04.2021 г. Истец в одностороннем порядке принял решение вагоны 51755031, 51753770, 55265045, 55987325, 51761039, 58293564, 53891081, 57018160, 53899829, 51257913, 51445864, 51755148, 57928061 не подавать. Отказ Ответчика от принятия вагонов 51755031, 51753770, 55265045, 55987325, 51761039, 58293564, 53891081, 57018160, 53899829, 51257913, 51445864, 51755148, 57928061 Истец не подтверждает.
От подписи накопительных ведомостей №260853, 260848, 260843, 260845, 260847, 260831 от 26.08.2021 г. по вагонам №№ 51755031, 51753770, 55265045, 55987325, 51761039, 58293564, 53891081, 57018160, 53899829, 51257913, 51445864, 51755148, 57928061 Ответчик отказался по причине «необоснованного начисления сбора/штрафа» о чем имеется отметка.
Начисленную сумму платы за простой вагонов по накопительным ведомостям №260853 – в размере 20 781,60 руб, №260848 – 2 204,40 руб., №260843 – 1 652, 40 руб., №260845 – 1 652,40 руб., №260847 – 1 652,40 руб., №260831 – 817,20 руб., считаю не обоснованной, основания для взыскания у Истца отсутствуют.
Акты общей формы на начало простоя №№ 3647, 3645, 3642, 3650 от 07.04.2021 г., № 3638 от 06.04.2021 г., №№ 3639, 3655, 3656, 3657, 3678 от 08.04.2021 г., №№ 3682, 3680, 3674, 3672, 3662, 3660 от 09.04.2021 г., №№ 3670, 3667, 3664, 3676, 3653, 3640, 3637, 3654 от 10.04.2021 г. и Акты общей формы на окончание простоя №№ 3679, 3683, 3681, 3675, 3671, 3668, 3665, 3673, 3663, 3661, 3677, от 11.04.2021 г., №№ 3718, 3717, 3716, 3715, 3719, 3791, 3720, 3721, 3722, 3793, 3792, 3714, 3794 от 13.04.2021 г., №3873 от 15.04.2021 г. Ответчику не предоставлены. Ответчик данными актами не располагает и не подписывал.
Накопительные ведомости не согласованы грузополучателем, что свидетельствует о несогласии с начисленной ему платой за нахождение вагонов по не зависящим от грузополучателя причинам.
Фактически сложившиеся обстоятельства не доказывают вину ООО «Аст Сервис-Тюмень», в связи с чем, начисление платы за простой вагонов в указанной ситуации неправомерно.
Кроме того, Истец действовал недобросовестно по отношению к Ответчику.
В соответствии с п.1. ст. 10 ГК РФ Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Обращаю внимание суда, что поведение стороны в споре может быть признано недобросовестным не только по обоснованному заявлению другой стороны, но и по инициативе суда, который вправе вынести на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном поведении (абзац 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25).
Истец злоупотребил своим правом желая достичь своих целей за счет Ответчика с полным игнорированием его прав и законных интересов.
В книге уведомлений о времени подачи вагонов указано, вагон 58293564 - дата, время подачи: 08.04.2021 24:00 (полагается, что Истец имел в виду 00:00 часов), при этом Ответчик указывает в представленной суду ведомости расчета платы за нахождение вагонов другую информацию: дата, время – 08.04.2021 20:55, следовательно, время простоя должно составлять – 114 часов.
Данный довод противоречит материалам дела : время подачи названного вагона – 22:00.
Отношения истца и ответчика по эксплуатации подъездного пути необщего пользования ООО «АСТ Сервис-Тюмень», в том числе и по подаче и уборке вагонов на это путь регулируется договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №3/35 от 29.01.2020 (далее - Договор на эксплуатацию), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 Х° 26 (далее -Правила), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ), Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее-ФЗ К» 17-ФЗ).
В соответствии с Правилами на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
Так, пунктом 1.9.2. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Аст Сервис-
Тюмень» станции Войновка Свердловской железной дороги,
утвержденной генеральным директором ответчика ФИО2 02.10,2019 (далее - инструкция Лет Сервис-Тюмень), установлено, что уведомление о предстоящей подаче вагонов на выставочный путь производится круглосуточно за 2 часа до подачи по телефону <***> диспетчеру предприятия, в ночное время дежурному составителю поездов по телефону <***>.
Книга уведомлений формы ГУ-2ВЦ, в которой указывается время, количество вагонов, груженые или порожние вагоны, должность и фамилия передавшего и принявшего уведомление, находится в служебном помещении диспетчера предприятия в здании депо на втором этаже, после 17-00 часов местного времени находится в служебном помещении составителя поездов предприятия в здании депо. При этом ответчик не предоставляет указанную книгу, в подтверждение отсутствия уведомлений о подаче спорных вагонов.
При изменении служебных телефонов главный инженер предприятия для обеспечения своевременной информации о подаче вагонов, обязан своевременно проинформировать маневрового диспетчера станции Войновка по телефону <***>, дежурного по парку маневровой вышки №4 по телефону <***> и письменно уведомить начальника станции Войновка.
Пунктом 1.9.3 инструкций Аст Сервис-Тюмень установлено, что об окончании грузовых операций и готовности вагонов к уборке с выставочного пути, диспетчер предприятия передает электронное уведомление формы ГУ-26 ВЦ/Э и уведомляет преимосдатчика груза и багажа станции Войновка по телефону <***>.
Пунктом 1.10 инструкции Аст Сервис-Тюмень установлено, что ответственным работникам железнодорожного пути необщего пользования за обеспечение безопасности и взаимодействие со станцией по вопросам движения является главный инженер предприятия телефон <***>.
Персональный список ответственных работников предприятия устанавливается приказом руководителя и должен быть представлен начальнику станции Войновка. Приказ ежегодно обновляется по состоянию на 01 января.
Для оперативности взаимных оповещений, между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по взаимной передаче информации по телефонам, указанным не только в Договоре, но и в инструкции Аст Сервис-Тюмень (указанные выше), а именно по телефону главного инженера, указанного в инструкции; <***> (в книге уведомлений о подаче вагонов формы ГУ-2 указан как 89323211984), телефону генерального директора <***>, 8(932)321-04-16.
В адрес ответчика ежедневно прибывают вагоны, стороны совершают множество других операций в целях исполнения Договора, представители постоянно созваниваются.
При этом, представленная ответчиком выписка из лицевого счета:<***> не содержит сведений о звонках, ни входящих, ни исходящих на вышеуказанные номера телефонов перевозчика, из чего следует вывод, что детализация по лицевому счету предоставлено выборочно, что не отражает объективную ситуацию. Представлены сведения лишь о 27 звонках за апрель 2021 г. Из чего следует, что стороны в апреле 2021 г. не осуществляли друг другу телефонные звонки, что не соответствует действительности.
В связи с чем, истец, ставит под сомнение достоверность содержащихся в указанной выписки сведений. Более того, предоставляя указанную выписку, ответчик при этом не отрицает тот факт, что от истца поступали уведомления о подачи спорных вагонов, а также факт их простоя в ожидание подачи на подъездной путь необщего пользования.
Сам факт прибытия спорных вагонов в адрес грузополучателей подтверждается договорами перевозки, т.е. транспортными железнодорожными накладными и дорожными ведомостями, в которых отражено время прибытия вагонов па станцию Войновка и время уведомления грузополучателя о прибытии груза (на оборотной стороне транспортной накладной и дорожной ведомости).
Указанные документы составлены Истцом в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 Jf» 18), Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 (далее - Правила составления актов № 45 от 18.06.2003), Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1.
Акты общей формы об уведомлении о подаче вагонов, начале задержки и окончании задержки составлены в соответствии с разделом 3 Правил составления актов № 45 от 18.06.2003. В связи с отказом от их подписания Ответчиком перевозчиком составлены соответствующие акты общей формы (п.3.1. Правил).
В свою очередь, в нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов № 45 от 18.06.2003, представители Ответчика отказались от подписания актов общей формы.
Действия по оформлению обстоятельств послуживших основанием для начисления платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава выполнены Истцом в порядке установленном законодателем.
Доводы ответчика относительно неправомерности неподачи вагонов при отклонении нормы «на минус» судом отклонены.
Так, ответчик не учитывает, что им, согласно анализу занятости путей необщего пользования в исковой период допущены существенные отклонения от нормы простоя вагонов под грузовыми операциями, что и явилось причиной нахождения спорных вагонов на путях общего пользования.
Иными словами, в результате действия ответчика допущена неритмичность как разгрузки, так и, как следствие, подачи вагонов: из анализа занятости путей следует, что состояние фронта отклонялось от нормы не только «в минус», но и « в плюс», при таком нарушении сроков простоя вагонов под грузовыми операциями, перевозчик, имеющий необходимость в планировании своих действий, не имел и не мог иметь возможности не допустить отклонения от нормы « в минус», при этом даже при минимальном количества вагонов на путях необщего пользования ответчиком существенно нарушался срок простоя.
При изложенных обстоятельствах возражения ответчика отклонены.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7) проценты по ст. 395 ГК РФ, возникшие из договора денежных обязательств, начисляются со дня просрочки исполнения.
С 16.04.2021 у Ответчика возникли обязательства по оплате платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
С указанного выше момента, на каждый день неуплаты платы за нахождение вагонов на путях общего пользования истцом начислены проценты за период с 16.04.2021 по 08.04.2022 (на дату предъявления искового заявления) составляет 10 587,07 руб. (в соответствии с приложенным расчетом процентов).
На основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В данной части требования удовлетворены частично – по состоянию на 31.03.2022 (с сохранением ставок, приименных истцом в расчете, в частности – 8,5 в период с 14.02.2022 по 31.03.2022, поскольку суд не вправе выйти за пределы заявленных требований).
Вместе с тем, с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, применяемый в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников - застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на 01.04.2022 (постановление Правительства РФ от 28.03.2022 №497).
Согласно п. 1, 3 (подп. 2) ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
С учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, требование истца о взыскании процентов за период с 01.04.2022 по день фактическом оплаты долга является преждевременным, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины отнесены на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Отказать в удовлетворении ходатайства ООО "АСТ СЕРВИС-ТЮМЕНЬ" об оставлении иска без рассмотрения.
2.Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "АСТ СЕРВИС-ТЮМЕНЬ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 155 974, 80 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8 625,63 руб. за период с 16.04.2021 по 31.03.2022, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 926,37 руб.
В остальной части иска отказать.
3.По заявлению лица, участвующего в данном деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
4. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено или не изменено, оно вступает в законную силу со дня принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист выдается взыскателю только по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы (абзац 2 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
Судья И.А. Малышкина