ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-19282/2018 от 31.05.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 июня 2018 года                                                              Дело №А60-19282/2018

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 07 июня 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-19282/2018по заявлениям Муниципального унитарного предприятия «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест»  (ИНН 6603002457)

к Управлению Федеральной службы  войск  национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области

о признании недействительными предписаний от 19.01.2018 об устранении выявленных нарушений,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 19.01.2018,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 14.12.2017.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

МУП «Горэнерго» МО город Асбест обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области от 19.01.2018 об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности объекта топливо-энергетического комплекса – районной котельной № 2, расположенной по адресу: <...>.

Определением суда от 26.04.2018 с настоящим делом объединены дело №А60-19283/2018 по заявлению МУП «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест»   о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области от 19.01.2018 об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности объекта топливо-энергетического комплексарайонной котельной районной котельной № 3, расположенной по адресу: <...>,  и дело №А60-19281/2018 по заявлению МУП «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест»   о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области от 19.01.2018 об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности объекта топливо-энергетического комплекса - районной котельной № 1, расположенной по адресу: <...>.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматриваются требования МУП «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест»   о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы  войск  национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области от 19.01.2018 об устранении выявленных нарушений, выданных в отношении объектов топливо-энергетического комплекса – районной котельной № 1, расположенной по адресу: <...>,  районной котельной № 2, расположенной по адресу: <...>,  районной котельной № 3, расположенной по адресу: <...>.  

Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, оспариваемые предписания считает законными.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства,  выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с планом проведения  проверок объектов топливно-энергетического  комплекса на 2018 год Управлением Росгвардии по Свердловской области  в период с 15.01.2018 по 19.01.2018 проведена плановая проверка объектов топливо-энергетического комплекса МУП «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест», а именно: районной котельной № 1, расположенной по адресу: <...>,  районной котельной № 2, расположенной по адресу: <...>,  районной котельной № 3, расположенной по адресу: <...>.

По результатам проведенной проверки составлены акты  от 19.01.2018 №3, №4, №5.

19.01.2018 Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест» выданы предписания, согласно которым в целях приведения  состояния безопасности  объектов  топливно-энергетического комплекса в соответствие с установленными требованиями  предприятию предписано в срок до 30.11.2018 (по части пунктов – до 19.01.2019) выполнить следующие мероприятия:

1. В соответствии с подп. «а» п. 12 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 (далее – Положение №459) при категорировании котельной установить участки потенциальной опасности объекта.

2. В соответствии с подп. «б» п. 12 Положения №459 при категорировании котельной установить критические элементы объекта и наличие уязвимых мест, защита которых может предотвратить совершения акта незаконного вмешательства.

3.В соответствии с подп. «в» п. 12 Положения №459 при категорировании котельной установить возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

4. В соответствии с п. 17 Положения №459 при категорировании котельной провести оценку социально-экономических последствий совершения террористического акта на котельной, как для каждого критического элемента котельной, так и объекта в целом.

5. В соответствии с п. 9, 11 Положения №459 при категорировании котельной, изучить исходные данные при проведении анализа уязвимости производственно-технологического процесса, дать оценку антитеррористической защищенности объекта.

6. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» (далее – Федеральный закон №256-ФЗ) составить и утвердить паспорт безопасности объекта ТЭК (котельная).

7. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №256-ФЗ включить в систему физической защиты котельной совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

8. В соответствии с п. 28, 29, 31, 33, 35 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458 (далее – Правила) разработать техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны котельной.

9. В соответствии с подп. «д» п. 2 Приложения №1, п.  104, 105 Правил на основном ограждении, установить предупредительные знаки с надписями «Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)».

10. В соответствии с подп. «г» п. 2 Приложения № 1, п. 103 Правил оконные проемы 1 этажа  здания  котельной, расположенные с левой стороны от центрального  входа, оборудовать  защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и пр.).

11. В соответствии с подп. «б» п. 1 Приложения № 1, п. 82 Правил на основном ограждении котельной установить верхнее дополнительное ограждение выполненноена основе спиральной или плоской армированной колючей ленты диаметром не менее 0,5 метра.

12. В соответствии с подп. «в» п.  1  приложения № 1, п. 83, 84 Правил периметр основного ограждения котельной оборудовать нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа заглубленным в грунт на глубину не менее 0,5 метра, выполненным в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 см.

13. В соответствии с подп. «а», «б» п. 3 Приложения № 1,п.  109  Правил   периметр   котельной   оборудовать контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда       автотранспорта,       предназначенными       для осуществления    пропускного    режима    на    охраняемой территории.

14. В соответствии с подп. «а» п. 4 Приложения №  1,  п. 177,  183  Правил периметр ограждения котельной    оборудовать    периметральными    средствами обнаружения.

15. В соответствии с подп. «г» п. 7 Приложения № 1 Правил оборудовать котельную тревожной сигнализацией с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.

16. В соответствии с п. 3 Приложения № 1, п. 204, 205, 206 Правил оборудовать котельную системой контроля и управления доступом с идентификацией по одному признаку.

17. В соответствии с подп. «д» п. 8 Приложения № 1, п. 227, 230, 231, 232 Правил оборудовать котельную  и  периметр  территории  котельной  охранной телевизионной  системой,  с  видеозаписью  по  отдельным кадрам.

18. В соответствии с п. 13 Приложения № 1, п. 247, 250,   251,  253,   255,   257  Правил   периметр  котельной оборудовать    основным    и   дополнительным    охранным освещением.

19. В соответствии с подп. «б» п. 2 Приложения № 1, п. 71 Правил по периметру основного ограждения оборудовать запретную зону.

Не согласившись с выданными предписаниями,  заявитель  обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона № 256-ФЗ одной из задач обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2  Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение в том числе федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

В силу  ст. 2 Закона № 256-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; обеспечение антитеррористической защищенности объектов ТЭК - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов ТЭК; паспорт безопасности объекта ТЭК - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта ТЭК и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона №256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: высокой, средней и низкой категории опасности (ч. 2 ст. 5 ФЗ № 256).

Из материалов дела следует, что объекты топливно-энергетического комплекса МУП «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест» районная котельная № 1, расположенная по адресу: <...>,  районная котельная № 2, расположенная по адресу: <...>,  районная котельная № 3, расположенная по адресу: <...>  включены в Перечень  объектов ТЭК,подлежащих категорированию на территории Свердловской области, утвержденный распоряжением Губернатора Свердловской области от 23.08.2016 № 2-РГ/ДСП.

29.09.2016 указанные объекты были категорированы, в подтверждение чего в материалы дела представлены приказ МУП «Горэнерго» от 29.09.2016  № 104-п «О создании комиссии для проведения категорирования котельных МУП «Горэнерго»,  акты категорирования, утвержденные директором предприятия 29.09.2016.

По результатам категорирования районные котельные № 1, 2, 3 включены в федеральный Реестр категорированных объектов топливно-энергетического комплекса (реестровые номера АТ-Т-66-0002521, АТ-Т-66-0002522, АТ-Т-66-0002523), им присвоена категория опасности «низкая».

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядка его проведения и критериях категорирования. Согласно данному Положению к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ  обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила № 458), которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с пунктом 3 Правил №458 обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.

Организационные, административные и правовые мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта включают в себя комплекс мер, осуществляемых персоналом физической защиты, а также совокупность регламентирующих эти меры организационно-распорядительных документов (пункт 16 Правил №458).

При этом пункт 17 Правил №458 по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса устанавливает, что субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает:

а)      проведение (при необходимости с привлечением специализированных организаций) анализа уязвимости объекта;

б)      разработку и утверждение в установленном порядке организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы создания (модернизации) и функционирования системы физической защиты объекта;

в)      создание и функционирование системы физической защиты объекта.

С учетом изложенного отклоняются как несостоятельные доводы заявителя о незаконности  предписания в части  требования включения в систему физической защиты котельной совокупности направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Доводы заявителя о необоснованности внесения в предписание требований об исполнении положений Правил №458, в связи с не опубликованием его официально отклоняются судом.

Как следует из  пояснений заинтересованного лица и материалов дела, Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458 присвоен гриф «Для служебного пользования» и оборот его ограничен. Министерством энергетики Российской Федерации в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо, в котором указанным органам предлагалось разослать субъектам ТЭК названные Правила.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Частью 2 статьи 12 вышеназванного Федерального закона установлено, что доступ к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, обеспечивается уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законном тайны и с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 № 80 «Об утверждении положения о порядке доступа информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» доступ к содержащейся в информационной системе информации, доступ к которой ограничен Федеральными законами, обеспечивается пользователями, подтвердившими наличие у них права доступа к соответствующей информации путем предоставления оператору информационной системы документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой законом тайне.

Таким образом, субъект топливно-энергетического комплекса имеет возможность и обязан получить всю необходимую информацию для выполнения требований Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458.

По данным Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области копия постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г.                  № 458дсп направлена в администрации муниципальных образований Свердловской области, в  том числе и в Асбестовский городской округ.

Отклоняются доводы заявителя о неправомерности пункта 6 предписания в части обеспечения в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ проведения мероприятий по составлению и утверждению паспорта безопасности объекта ТЭК.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ).

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.  Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (ч. 3, 4 ст. 8 Закона №256-ФЗ).

Принимая во внимание, что категорирование спорных объектов топливно-энергетического комплекса  предприятием проведено, объекты включены в федеральный реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в соответствии со ст. 8 Закона № 256 на предприятии лежит обязанность составить и утвердить паспорта безопасности объектов.

Доводы заявителя о том, что контролирующим органом на предприятие  незаконно возлагается обязанность по повторному категорированию объектов топливно-энергетического комплекса,  несостоятельны.

 В рассматриваемом случае Управление Росгвардии по Свердловской области  предлагает заявителю привести состояние безопасности  объектов  топливно-энергетического комплекса в соответствие с установленными требованиями, в частности  выполнить те мероприятия, которые должны были им выполнены при категорировании объектов ТЭК и которые  необходимы для паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.

Из оспариваемых предприятием  предписаний следует, что они вынесены в целях устранения заявителем нарушений требований законодательства в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленных в ходе выездной проверки.

Факт выявленных нарушений, послуживших основанием для выдачи оспариваемых предписаний, подтвержден представленными доказательствами: актами проверки от 19.01.2018, в связи с чем суд считает, что заинтересованное лицо правомерно изложило в пунктах 1-19 предписания требование об устранении выявленных нарушений.

Содержащиеся в предписаниях формулировки, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Каких-либо неясностей, непонятных положений по порядку исполнения предписания не содержат. В предписаниях установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений. Способ устранения нарушений лицо, получившее предписание, определяет самостоятельно.

Принимая во внимание  изложенное, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых  предписаний закону.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении требований отказано  расходы по оплате государственной пошлины на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. 

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия «Горэнерго» муниципального образования «город Асбест»  отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          С.Н. Водолазская