ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-19580/08 от 18.09.2008 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

23 сентября 2008 года Дело №А60-19580/2008-С8

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л. Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о взыскании 184 руб. 80 коп.

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 07.02.2008,

от заинтересованного лица: не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вг.Нижней Туре Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафа в сумме 184 руб. 80 коп., начисленного за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, заявителем проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

В ходе проведения проверки заявителем установлено, что заинтересованным лицом не были представлены в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования за 2007 год, тем самым нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Результаты камеральной проверки оформлены актом проверки от 19.03.2008 №94, на основании которого заявителем вынесено решение от 18.04.2008 №66 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования за 2007 год, в виде взыскания штрафа в сумме 184 руб. 80 коп.

В адрес заинтересованного лица было направлено требование от 18.04.2008 №66 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 13.05.2008.

Однако в установленный законом срок указанное требование исполнено не было, в связи с чем орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.8, п.п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляются вместе с копией платежного документа.

Согласно п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.

Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет применение ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в виде взыскания санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2007 год, подлежащая уплате заинтересованным лицом, исходя из стоимости страхового года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 №156 «О стоимости страхового года на 2007 год», составила 1848 рублей.

Факт нарушения заинтересованным лицом срока представления необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета сведений подтвержден материалами дела.

Однако заявителем при производстве по делу о правонарушении допущены нарушения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Согласно п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и(или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и(или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Из материалов дела следует, что в акте камеральной проверки от 19.03.2008 №94 имеется извещение о том, что рассмотрение материалов проверки с учетом представленных страхователем документов состоится 09 апреля 2008 года в 10 час. 00 мин.

Решение №66 о привлечении заинтересованного лица к ответственности вынесено заявителем по результатам рассмотрения акта и материалов проверки принято 18.04.2008.

Документы, подтверждающие извещение заинтересованного лица о том, что материалы проверки будут рассмотрены 18 апреля 2008, суду не представлены.

К судебному заседанию заявителем в материалы дела представлен протокол рассмотрения материалов проверки от 09.04.2008 №27 в отношении заинтересованного лица.

Однако указанный документ, по мнению суда, не является доказательством рассмотрения материалов проверки в день, указанный непосредственно в акте (09.04.2008), поскольку в решении о привлечении к ответственности от 18.04.2008 №66 сведения о рассмотрении акта и составлении протокола от 09.04.2008 №27 не содержатся, в заявлении о взыскании штрафа о данном протоколе также не упоминается, в самом протоколе отсутствует указание на принятие по итогам рассмотрения материалов проверки решения о привлечении к ответственности. Из протокола следует, что данным документом зафиксирован только факт непредставления страхователем возражений на акт проверки.

Кроме того, составление протокола рассмотрения материалов проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Ссылка заявителя на п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ судом не может быть принята, поскольку данная норма предусматривает 10-ти дневный срок принятия решения по акту налоговой проверки в случае представления налогоплательщиком возражений на акт и с учетом срока , установленного п.6 ст. 100 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что, действительно, протоколом от 09.04.2008 года зафиксировано только непредставление страхователем возражений на акт, а решение по материалам проверки принималось руководителем 18.04.2008 год, при этом повторного извещения страхователю не направлялось.

Таким образом, неисполнение заявителем требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и лишение заинтересованного лица права на представление возражений и объяснений непосредственно в ходе рассмотрения материалов проверки является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафа в сумме 184 руб. 80 коп. не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижней Туре Свердловской области в удовлетворении требований о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафа в сумме 184 руб. 80 коп. отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л. Ф. Савина