АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
15 июля 2013 года Дело №А60- 19726/2013
Резолютивная часть объявлена 11 июля 2013 года
В полном объёме изготовлено 15 июля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качуриной А.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
компании с ограниченной ответственностью «РД ВИИКЛЗ ЛИМИТЕД» (RD VEHICLES LIMITED, Республика Кипр, далее – компания)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) в Уральском федеральном округе (далее – отделение)
о признании незаконными действий и предписаний.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены
открытое акционерное общество «УКЗ» (ОГРН <***>, далее – общество),
закрытое акционерное общество «ВТБ Регистратор» (ОГРН <***>, далее – ЗАО «ВТБ Регистратор») в лице Екатеринбургского филиала.
В судебном заседании приняли участие представители:
компании – ФИО1;
отделения – ФИО2, ФИО3;
общества – ФИО4
ЗАО «ВТБ Регистратор» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Заявлений, ходатайств не поступило.
Компания 30.05.2013 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий отделения по возврату без рассмотрения требования компании о выкупе ценных бумаг общества от 12.04.2013, а также о признании недействительными предписаний отделения от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4902, от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/5994 и от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/6001. Компания указала, что оспариваемые действия и предписания отделения не соответствуют требованиям действующего законодательства и препятствуют осуществлению компанией предпринимательской деятельности.
Отделение требования не признало по доводам, изложенным в отзыве, полагало, что оспариваемые действия и предписания соответствуют требованиям действующего законодательства.
Общество представило отзыв, поддержало заявленные компанией требования.
ЗАО «ВТБ Регистратор» отзыва не представило.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
установил:
17.07.2012 компания представила в отделение добровольное предложение о приобретении ценных бумаг общества.
06.08.2012 компания направила указанное добровольное предложение в общество. Срок принятия добровольного предложения истек 15.10.2012.
Компания приобрела более 10% общего количества акций общества и стала владельцем более 95% голосующих акций общества.
26.03.2013 компания представила в отделение требование о выкупе ценных бумаг общества (далее – требование).
09.04.2013 отделение направило компании предписание № 62-13-СК-06/4903 о приведении требования в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон).
Отделение указало компании, что: 1) пункт 2.17 требования заполнен неверно, поскольку Республика Кипр не входит в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (далее – Перечень оффшорных зон); 2) необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие акций общества у гражданина Александра Ару на дату подписания требования.
Также 09.04.2013 отделение направило обществу предписание № 62-13-СК-06/4902, которым запретило ему совершать действия, предусмотренные абзацем 1 пункта 5 статьи 84.8 Закона, то есть передавать компании список владельцев выкупаемых ценных бумаг.
15.04.2013 во исполнение предписания отделения компания представила исправленное требование от 12.04.2013 о выкупе ценных бумаг общества и документы, подтверждающие отсутствие акций общества у гражданина Ару на дату подписания требования.
В тот же день 15.04.2013 компания направила требование о выкупе в общество.
29.04.2013 отделение направило компании письмо № 62-13-ДБ-06/5995 «О разъяснении требований законодательства и возврате документов, представленных во исполнение главы XI.I Закона об акционерных обществах», в котором сообщило о том, что требование компании о выкупе ценных бумаг общества оставлено без рассмотрения. Представленные компанией документы отделение возвратило.
Отделение мотивировало свои действия следующим.
В силу п. 1 ст. 84.8 Закона и п.5.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий, связанных с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утверждённого приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н (далее – Положение) компания вправе направить в общество требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества. На основании п. 1 ст. 84.9 Закона и п. 5.6 Положения компания вправе направить такое требование в общество по истечении 15 дней с момента его представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее – федеральный орган), если до истечения этого срока федеральный орган не направит предписание о приведении указанного требования в соответствие с требованиями Закона. Поскольку требование компании о приобретении ценных бумаг общества было представлено в отделение 15.04.2013, то с учётом 15 дней, необходимых отделению для рассмотрения представленных документов, шестимесячный срок, установленный п. 1 ст. 84.8 Закона и исчисляемый с 15.10.2012, истёк.
В тот же день 29.04.2013 отделение вынесло в адрес компании предписание № 62-13-ДБ-06/5994 «Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации».
Указанным предписание отделение потребовало от компании в течение 45 календарных дней с момента получения предписания выполнить требования пункта 1 статьи 84.7 Закона и пункта 4.5 Положения путём направления в общество и представления в отделение уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг общества.
Также 29.04.2013 отделение направило предписание № 62-13-ДБ-06/6001 в адрес Екатеринбургского филиала ЗАО «ВТБ Регистратор», являющегося реестродержателем акций общества, которым запретило совершать действия, предусмотренные абзацем 4 пункта 2.1 Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утверждённого приказом ФСФР России от 11.07.2006 № 06-74/пз-н, в отношении ценных бумаг общества в рамках статьи 84.8 Закона.
Считая действия отделения по возврату без рассмотрения требования компании от 12.04.2013 о выкупе ценных бумаг общества, а также предписания отделения от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4902, от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/5994 и от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/6001 незаконными и нарушающими её права в сфере предпринимательской деятельности, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований компания сослалась на следующее.
На момент направления требования от 12.04.2013 компания отвечала всем требованиям статьи 84.8 Закона, поскольку являлась владельцем более 95 процентов акций общества и в результате принятия добровольного предложения приобрела не менее чем 10 процентов общего количества акций общества.
Требование о выкупе ценных бумаг от 12.04.2013, представленное компанией в отделение 15.04.2013, составлено по утвержденной Положением форме со всеми приложениями, обязанность по представлению которых установлена действующим законодательством, с учётом устранения нарушений, изложенных в предписании отделения от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4903.
Указание в предписании от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4903 на то, что пункт 2.17 требования о выкупе ценных бумаг, представленного в отделение 26.03.2013, заполнен неверно в связи с тем, что Республика Кипр не входит в Перечень оффшорных зон, носит незначительный характер. Республика Кипр выведена из названного Перечня только с 01.01.2013 в соответствии с приказом Минфина России от 21.08.2012 № 115н «О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н».
Пункт 2.17 требования о выкупе ценных бумаг, представленного в отделение 26.03.2013, действительно, содержал в разделе «Сведения о лицах, которые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления юридического лица, направляющего требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и/или не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» сведения о компаниях «БАЛМЕРАН ЛИМИТЕД» и «СЕНТОНО ЛИМИТЕД» (обе – Республика Кипр, Никосия) и о лице в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) указанных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорной зоне (бенефициаре) – Александре Ару. Однако пункт 2.1.7 исправленного требования о выкупе ценных бумаг от 12.04.2013 не содержал в данном разделе сведений об указанных лицах. В связи с изложенным компания полагала, что указание в предписании от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4903 на необходимость представить документы, подтверждающие отсутствие акций общества у гражданина Ару на дату подписания требования компании о выкупе ценных бумаг общества не основано на нормах действующего законодательства.
Поскольку иных указаний на нарушения действующего законодательства предписание отделения от 09.04.2013 № 62-13-СК-06/4903 не содержало, то, по мнению компании, требование о выкупе ценных бумаг от 12.04.2013, представленное компанией в отделение 15.04.2013, не содержало нарушений действующего законодательства, умаляющих права миноритарных акционеров общества, в связи с чем компания полагала обоснованным направить настоящее требование в тот же день и в адрес общества. В связи с изложенным компания полагала, что действия отделения по оставлению требования компании без рассмотрения, а также указанные предписания отделения нельзя признать обоснованным.
09.07.2013 компания представила следующие дополнительные доводы.
Статьи 84.8 и 84.7 Закона содержат различные последствия в реализации прав и гарантий лиц, участвующих в процедуре выкупа акций. Так, статья 84.8 Закона позволяет компании осуществить выкуп в обязательном порядке, а статья 84.7 Закона предоставляет право на выкуп акций только по требованию (инициативе) их владельцев, следовательно, при осуществлении процедуры выкупа акций по данному основанию лицо, владеющее более 95% общего количества акций открытого общества, не становится гарантированно собственником 100% пакета акций общества. По данным ЗАО «ВТБ Регистратор» владельцами акций общества, выкупаемых компанией, являются 1 юридическое лицо и 485 физических лиц, из которых в настоящее время только 42 акционера изъявили желание продать свои акции компании.
Компания обратилась за реализацией процедуры выкупа на поздних сроках в связи с тем, что процедура выкупа сама по себе очень длительна и основана на сведениях бухгалтерской отчетности, так как включает в себя в качестве одного из этапов определение рыночной стоимости акций общества. Продолжительное время занимает и процедура нотариальных действий, связанных с открытием депозита и рассылкой уведомлений акционерам общества. Необходимо иметь в виду также и отдаленность фактического места нахождения компании, что увеличивает сроки согласования и подписания документов, связанных с оформлением данной процедуры.
Компания понесла значительные финансовые затраты как приобретение акций общества, так и на оформление банковской гарантии. Данная процедура в качестве первого этапа уже прошла согласование у контролирующего органа и её окончательным этапом является выкуп акций в порядке статьи 84.8 Закона.
Компания полагала, что нормы пункта 1 статьи 84.9 Закона и пункта 25 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 13.11.2007 № 07-107/пз-н (далее – Регламент), устанавливают контролирующему органу общий (а не каждый раз) 15-дневный срок для рассмотрения конкретного представленного пакета документов, который имеет цель контроля федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг за соблюдением прав и законных интересов миноритарных акционеров. В настоящем случае названная функция была реализована отделением: первый раз по результатам рассмотрения первоначального требования с пакетом документов, представленного 26.03.2013, – вынесением предписания от 09.04.2013, второй раз по результатам рассмотрения повторно представленного требования 15.04.2013 – вынесением предписания от 29.04.2013, из которого следует, что замечания к данному требованию у контролирующего органа отсутствуют. В связи с этим компания полагала, что права и законные интересы миноритарных акционеров процедурой выкупа не нарушены, следовательно, направление уточненного требования о выкупе акций в общество в последний день шестимесячного срока, установленного статьёй 84.8 Закона, в тот же день, что и в контролирующий орган, не является существенным нарушением процедуры выкупа, а предоставляет компании возможность закончить указанную процедуру в сроки, установленные Законом.
Суд считает, что требования компании удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс) предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 254 АПК РФ иностранные лица также имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Порядок выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества лицом, которое приобрело более 95 процентов акций данного общества, регулируется положениями статей 84.7, 84.8, 84.9 главы XI.I Закона об акционерных обществах.
Первая из названных статей определяет порядок выкупа акций по требованию их владельцев.
Согласно статье 84.7 Закона лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества (с учётом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
Такое лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
В уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг должна содержаться сделанная федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг отметка о дате представления ему уведомления, предусмотренного статьей 84.9 Закона.
Направление уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг осуществляется через общество. Полученное уведомление открытым обществом направляется владельцам ценных бумаг.
Требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг могут быть предъявлены не позднее чем через шесть месяцев со дня направления им уведомлений о праве требовать выкупа ценных бумаг открытым обществом.
Названное лицо обязано оплатить выкупаемые в соответствии с настоящей статьей ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения от их владельцев документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
В случае неисполнения указанным лицом обязанности оплатить в срок выкупаемые ценные бумаги прежний владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, требование об оплате цены выкупаемых ценных бумаг либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать возвращения ценных бумаг.
Пунктом 9 статьи 84.7 Закона предусмотрено, что указанное лицо вместо исполнения обязанностей, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей статьи, вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьёй 84.8 Закона.
Статья 84.8 Закона устанавливает порядок выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций данного общества.
Упомянутая статья предусматривает, что указанное лицо вправе направить в открытое общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества.
Требование о выкупе ценных бумаг направляется владельцам выкупаемых ценных бумаг через открытое общество. Полученное требование о выкупе ценных бумаг направляется открытым обществом владельцам выкупаемых ценных бумаг.
В силу пункта 2 стати 84.8 Закона в требовании о выкупе ценных бумаг должна содержаться сделанная федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 Закона.
Таким образом, реализация права на выкуп ценных бумаг открытого общества в порядке, определённом статьёй 84.8 Закона, возможна лишь при наличии ряда условий, первым из которых является соблюдение установленного данной статьёй срока.
Поскольку в настоящем деле срок принятия добровольного предложения компании о приобретении ценных бумаг общества истёк 15.10.2012, то установленный статьёй 84.8 Закона срок направления в общество требования истекал 15.04.2013, что компанией признаётся.
Вторым условием реализация права на выкуп ценных бумаг открытого общества в порядке, определённом статьёй 84.8 Закона, является соблюдение требований статьи 84.9 Закона, регулирующей порядок осуществления государственного контроля за приобретением акций открытого общества.
В соответствии с положениями названной статьи требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьёй 84.8 Закона (далее – предварительное уведомление), до направления его в открытое общество представляется в федеральный орган.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 11.10.2011 № 11-47пз-н, и приказом ФСФР России от 21.11.2006 № 06-130/пз-н «О разграничений полномочии но осуществлению контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами», таким федеральным органом является в данном случае отделение.
Перечень документов, представляемых в федеральный орган вместе с уведомлением о праве требовать выкупа ценных бумаг, установлен п. 4.3 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий, связанных с приобретением более 30 процентов акции открытых акционерных обществ, утверждённого приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н.
В момент представления указанных документов федеральный орган обязан сделать отметку о дате представления ему предварительного уведомления на экземпляре соответствующего документа, остающемся у лица, представившего указанные документы.
По истечении 15 дней с момента представления в федеральный орган предварительного уведомления лицо, которое имеет намерение подать требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 Закона, вправе направить соответствующее требование в открытое общество, если до истечения этого срока федеральный орган не направит предписание о приведении представленного требования в соответствие с требованиями настоящего Закона по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 84.9 Закона предусмотрено, что федеральный орган направляет лицу, представившему требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьёй 84.8 Закона, предписание о приведении требования в соответствие с требованиями настоящего Закона в следующих случаях:
непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для направления в открытое общество соответствующего предложения, указанных уведомления или требования;
отсутствие в требовании всех сведений и условий, предусмотренных настоящей главой;
несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям настоящего Закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привёл к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.
Предписание федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с настоящим Законом может быть обжаловано в арбитражный суд.
Таким образом, право на выкуп ценных бумаг открытого общества в порядке, определённом статьёй 84.8 Закона, может быть реализовано не ранее чем на 16-й день со дня представления в федеральный орган предварительного уведомления (при отсутствии соответствующего предписания федерального органа).
По смыслу Закона указанный 15-дневный срок даётся федеральному органу на проверку представленного предварительного уведомления и приложенных к нему документов на соответствие нормам Закона и направление предписания о приведении представленного требования в соответствие с требованиями Закона (в случае выявления таких несоответствий).
Из системного толкования норм статей 84.8 и 84.9 Закона следует, что лицо, которое имеет намерение предъявить оставшимся акционерам требование о выкупе ценных бумаг в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Закона, должно представить предварительное уведомление в федеральный орган в срок, обеспечивающий возможность реализации последним функции государственного контроля, то есть во всяком случае не позднее, чем за 16 дней до истечения упомянутого 6-месячного срока.
При этом Закон не предусматривает вынесение федеральным органом решения или иного акта о соответствии представленного требования Закону.
В данном случае правовое регулирование строится по принципу Silentium videtur confessio (лат.) (силенциум видэтур конфэссио), то есть молчание – знак согласия.
Пункт 5 статьи 84.9 Закона предусматривает, что в случае пропуска срока направления предписания федеральный орган может добиться приведения представленного требования в соответствие с требованиями Закона только в судебном порядке.
Поскольку на Закон, ни Положение, ни Регламент не предусматривают вынесения федеральным органом положительного решения или иного акта о соответствии представленного требования Закону, то представленное требование не может быть рассмотрено в каком-либо ином, ускоренном порядке. Точнее, до истечения установленного Законом 15-дневного срока может быть выдано только отрицательное решение – предписание.
Следовательно, в случае, если лицо, которое имеет намерение предъявить оставшимся акционерам требование о выкупе акций в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Закона, представляет предварительное уведомление в федеральный орган позднее, чем за 16 дней до истечения упомянутого 6-месячного срока, оно автоматически утрачивает право на выкуп акций в указанном порядке.
Суд отклоняет довод компании о том, что 15-дневный срок предоставлен федеральному органу на рассмотрение всех предварительных уведомлений одного лица в отношении одного акционерного общества с учётом предварительных уведомлений, представляемых после устранения выявленных федеральным органом несоответствий.
Согласно п. 25 Регламента общий срок исполнения государственной функции и рассмотрении документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ, составляет 15 дней. Течение указанного срока начинается на следующий день после латы поступления документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ, в ФСФР России (региональное отделение ФСФР России). В случае если последний день срока рассмотрения таких документов приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, по смыслу Закона и п. 25 Регламента исчисление указанного 15-дневного срока начинается каждый раз заново после представления документов в федеральный орган, о чём последний обязан сделать отметку на экземпляре предварительного уведомления, остающегося у лица, представившего указанные документы.
Поскольку первое предварительное уведомление компания представила в отделение 26.03.2013, то отделение, направив 09.04.2013 (на 14-й день) предписание № 62-13-СК-06/4903 о приведении представленного требования в соответствие с требованиями Закона, не нарушило установленного статьей 84.9 Закона 15-дневного срока.
Данное предписание компанией в настоящем деле не оспаривается, поэтому проверка его законности не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с п. 5.5 Положения одновременно с направлением предписания о приведении требования о выкупе эмиссионных ценных бумаг в соответствие с Законом об акционерных обществах федеральный орган направляет обществу, в отношении эмиссионных ценных бумаг которого представлено требование о выкупе, предписание о запрете на совершение действий, предусмотренных абзацем 1 пункта 5 статьи 84.8 Закона.
Абзацем 1 пункта 5 статьи 84.8 Закона предусмотрено, что открытое общество в течение 14 дней с даты, на которую составляется список владельцев выкупаемых ценных бумаг, обязано передать указанный список лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи.
Поскольку отделение направило 09.04.2013 компании предписание о приведении требования о выкупе эмиссионных ценных бумаг в соответствие с требованиями Закона, оно правомерно, во исполнение п. 5.5 Положения одновременно направило в адрес общества предписание № 62-13-СК-06/4902 о запрете на совершение действий, предусмотренных абзацем 1 пункта 5 статьи 84.8 Закона.
Второе предварительное уведомление компания представила в отделение 15.04.2013. Следовательно, срок его рассмотрения истекал 30.04.2013.
Поэтому отделение, возвратив компании 29.04.2013 письмом № 62-13-ДБ-06/5995 документы без рассмотрения, также не нарушило установленного статьёй 84.9 Закона 15-дневного срока и правомерно указало на то, что до истечения указанного срока истёк другой – 6-месячный срок, установленный статьёй 84.8 Закона.
Поскольку компания в срок до 15.04.2013 не реализовала право на выкуп оставшихся 5 процентов акций общества у акционеров в порядке, предусмотренном статьёй 84.8 Закона, то с 16.04.2013 у неё возникла обязанность выкупить указанные акции по требованию их владельцев в порядке, предусмотренном статьёй 84.7 Закона.
Для этого компания в силу пункта 2 статьи 84.7 Закона обязана направить через общество владельцам акций уведомление о наличии у них такого нрава.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 84.9 такое уведомление до направления его в общество должно быть представлено в федеральный орган исполнительной власти по рынку цепных бумаг.
Пунктом «к» статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) к функциям Федеральной службы по финансовым рынкам отнесено осуществление контроля за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о цепных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бума федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам обязательные для исполнения предписания.
В силу п. 2.1.8 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, п. 2.1.8 Положения о Региональном отделении ФСФР России в УрФО такими полномочиями наделено и действующее в Уральском федеральном округе Региональное отделение ФСФР России.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 10 ФЗ «О защите нрав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку пенных бумаг.
В соответствии с п. 23.4.2 Регламента предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, федеральный орган исполнительной власти по рынку цепных бумаг в лице отделения в силу предоставленных ему полномочий вправе выносить предписания в адрес юридических лиц до тех пор, пока последними не будут устранены все нарушения действующего законодательства, послужившие поводом для вынесения соответствующего предписания.
В связи с тем, что в установленный Законом срок компания не выкупила у остальных акционеров акции общества в порядке, предусмотренном статьёй 84.8 Закона, в срок до 15.04.2013 и не направила им уведомления о праве требовать выкупа акций общества в порядке, предусмотренном статьёй 84.7 Закона, то отделение обоснованно усмотрело в этом нарушение действующего законодательства и правомерно направило в адрес компании предписание от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/5994 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, обязав компанию представить в отделение уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг общества, а также направить данное уведомление в общество.
Уведомление отделением иных заинтересованных лип, в частности, – реестродержателя о направлении предписания мажоритарному акционеру является мерой, направленной на недопущение возможных нарушений законодательства Российской Федерации о рынке цепных бумаг.
Поэтому отделение правомерно направило реестродержателю – ЗАО «ВТБ Регистратор» предписание от 29.04.2013 № 62-13-ДБ-06/6001 о запрете совершать действий, связанные с реализацией соответствующего требования в реестре такого открытого общества.
Доводы компании о том, что при осуществлении процедуры выкупа акций в порядке, определённом статьёй 84.7 Закона, она не станет гарантированно собственником 100% пакета акций общества, поскольку продажа акций зависит от воли владельцев акций, о том, что причиной пропуска срока явилось то, что процедура выкупа очень длительна, основана на сведениях бухгалтерской отчетности, включает в себя в качестве одного из этапов определение рыночной стоимости акций общества, требует совершения нотариальных действий, а отдаленность фактического места нахождения компании увеличивает сроки согласования и подписания документов, а также о том, что компания понесла значительные финансовые затраты на приобретение акций общества и на оформление банковской гарантии, судом не могут быть приняты во внимание как юридически не значимые.
Суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 03.07.2007 № 681-О-П, № 713-О-П, № 714-О-П, в силу конституционных принципов правового государства и неприкосновенности частной собственности решения о консолидации акций, в частности, о принудительном выкупе акций у миноритарных акционеров должны приниматься в надлежащей юридической процедуре, предполагающей соблюдение требований закона на каждом из необходимых её этапов и осуществляемой в разумные установленные законом сроки, в целях соблюдения баланса интересов преобладающих акционеров и миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях, при эффективном государственном контроле.
Поскольку компания не выполнила определённую Законом юридическую процедуру принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров, не представила в федеральный орган требование и необходимые документы заблаговременно, до истечения разумного 6-месячного срока, который является по своей правовой природе пресекательным (не подлежащим восстановлению), то с истечением этого срока компания утратила право на принудительный выкуп акций – независимо от внутренних (организационных) причин компании.
Таким образом, арбитражный суд установил, что оспариваемые ненормативные правовые акты – предписания и действия отделения, его должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют Закону и иным нормативным правовым актам, изданы (совершены) в рамках полномочий и не нарушают права и законные интересы компании, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований компании с ограниченной ответственностью «РД ВИИКЛЗ ЛИМИТЕД» (RD VEHICLES LIMITED) отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Ю.К.Киселёв